Урок географии по теме «Япония». 11-й класс

Разделы: География

Класс: 11


Цель урока: на основе различных источников  информации расширить знания учащихся о Японии для повышения  образовательной, коммуникативной,  культурно-познавательной, социально-эстетической  компетентности учащегося.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с экономико-географическими особенностями страны. (Образовательная)
  • Формировать умения составлять экономико-географическую характеристику страны, сравнивать и анализировать  используя различные источники информации. (Развивающая)
  • Воспитание нравственных ценностей и эстетического отношения к источнику жизни, красоте, духовной культуре японского народа. (Воспитательная)

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Технологии (форма организации урока): развивающего обучения с элементами ролевой игры,  ИКТ.

Методы организации познавательного процесса: репродуктивный, частично-поисковый, творческий.

Подготовительный этап:

1. Проведение анкетирования учащихся и обработка анкет.
2. Подготовка учителем вместе с учащимися презентации (Power Point) «Япония».
3. Подготовка материала к выступлениям в группах «историки», «экономисты», «демографы», «экскурсоводы», «телеоператоры».
4. Подготовка тестовых заданий.

Оборудование урока: экономическая карта Японии, атласы для 10 класса, презентация (Power Point) «Япония», фотографии видов Японии, тестовые задания.

План урока

1. Организационный этап

2. Актуализация опорных знаний

3. Изучение нового материала

1. Общие сведения о Японии
2. Государственное устройство.
3. Экономико-географическое положение Японии.
4. Из истории развития Курильских островов.
5. Место Японии в мировой экономике.
1) Зависимость Японии от некоторых видов минерального сырья.
2) Отрасли специализации Японии.
3) Экспорт и импорт Японии.
4) Место Японии в мире.
5) Япония – один из лидеров современного мира.

Релаксационная пауза

6. Национальные черты японцев (выступление демографа).
7. Культура и традиции народа

4. Обобщение и закрепление знаний

5. Рефлексия

ХОД УРОКА

1 Организационный этап (3 минуты, слайд 1).

Учитель приветствует учащихся, предлагает занять свое место, проверить готовность к работе.

Вступительное слово учителя о теме урока и форме организации работы.
Я приглашаю всех вас в Японию, удивительную  страну.  Я бы назвала ее страной  наоборот, настолько там все непривычно для нас. Кошки  без хвостов.  Сады из камней.   Пальто падают женщины мужчинам. Обувь оставляют у порога. Стихи не имеют рифмы.  Письменность  неотделимая от рисования. Национальный костюм кимоно не зависит ни от сезона, ни от моды, ни даже от роста или комплекции человека. И много, много других  интересных вещей.
Японская религия синто утверждает, что все в мире одушевленно.  Именно синтоинтская  вера воспитала в японцах чуткость к природе, умение наслаждаться ее бесконечной переменчивостью.
Одно из толкований древнего имени этой страны «Ямато», что означает «путь гор». Действительно, в Японии горы всегда видны на горизонте, даже если вы находитесь посреди самой большой равнины. Дугообразная вереница японских островов то и дело содрогается от землетрясений. Но страна огнедышащих гор больше известна как страна восходящего солнца, так называли Японию ее соседи.
Учитель говорит, что сегодня к нам на урок пришли «историки», «экономисты», «демографы», «экскурсоводы», «телеоператоры» и они познакомят вас с этой удивительной страной.
Определите тему и цель нашего урока (Презентация. Слайд 1).
Учащиеся формулируют тему и цель урока.

Форма контроля: выявление проблемы.

В процессе урока мы с вами должны ответить на вопрос: «Почему стало возможным японское экономическое чудо?» и выполнить тест «Япония».
Подведение итогов этапа.

2. Актуализация опорных знаний (3 мин., слайды 2-3)

Учитель анализирует результаты анкетирования учащихся по вопросам, заданным заранее:
– Какие ассоциации возникают у Вас при слове «Япония»? (Слайд 2)
– Хотели бы Вы побывать в Японии? Почему? (Слайд 3).
Учащиеся дополняют и поясняют результаты анкетирования.
Анализ результатов анкеты.
Форма контроля: подведение итогов этапа.

3. Изучение нового материала (30 мин., слайды 4-28)

1. Общие сведения о Японии

Учитель просит «телеоператоров» сообщить классу общие сведения о Японии (Слайд 4)
Учащиеся знакомятся с данными слайда.

Столица: Токио. Площадь: 377 835 км. Население: 127 млн человек.
Официальный язык: японский. Религия: синтоизм, буддизм.
Государственный строй: монархия. Денежная единица: йена.
Уровень грамотности: 99%. Средняя продолжительность жизни: 79 лет

Форма контроля: выявление интересных фактов.

2. Государственное устройство

Учитель предлагает учащимся определить форму правления «страны восходящего солнца» (Слайд 5).
Учащиеся определяют, что Япония – конституционная монархия (империя),  конституция принята 3.05.1947.

Форма контроля: определение факта, что в мире это единственная империя.

3. Экономико-географическое положение Японии

Учитель просит учащихся по картам атласа и карте на слайде составить характеристику экономико-географического положения Японии (Слайд 6).
Учащиеся называют основные черты экономико-географического положения страны.
Учитель задает вопрос: «Можно ли однозначно сказать, что ЭГП Японии выгодно или нет?»
Учащиеся отвечают, что так однозначно сказать нельзя.
Учитель предлагает из всех перечисленных определить положительные и отрицательные черты ЭГП страны», а затем предлагает проверить правильность суждений на слайде. (Слайд 7).
Учащиеся отвечают на вопрос, а затем проверяют на слайде

Положительные стороны:

А) Выход к морям и океану.
Б) Близость к восточно - азиатским берегам и России.

Отрицательные стороны:

А) Изолированность (островная страна).
Б) Удаленность от рынков сырья и рынков сбыта.

Форма контроля: овторение основных черт ЭГП.

4. Из истории развития Курильских островов.

Учитель информирует класс, что на уроке присутствует «историк », который вернулся с Дальнего Востока, и желает выступить перед вами с сообщением  « Из истории развития Курильских островов». (Приложение 1)
– Каким образом Курильские острова и Япония «связаны» между собой? (Слайд 8).

Учащиеся слушают выступление «историка» и отвечают, что России необходимо поддерживать дружеские отношения с Японией, заключить мирный договор; это позволит России получить мощного инвестора на Дальнем Востоке.

Форма контроля: ответ на вопрос к выступлению.

5. Место Японии в мировой экономике

Учитель  обращает внимание на проблемный вопрос, заданный в начале урока (Слайд 9).
Учащиеся повторяют проблему урока и высказывают свои предположения.
Форма контроля: формулировка выводов

1) Зависимость Японии от некоторых видов минерального сырья

Учитель  предлагает проанализировать таблицу «Зависимость Японии от импорта некоторых видов минерального сырья, в процентах» и сделать выводы. (Слайд 10)
Учащиеся пределяют, что в Японии очень мало природных ресурсов и необходимо развивать неметаллоемкие отрасли (называют отрасли).

2) Отрасли специализации Японии.

Учитель предлагает учащимся назвать отрасли специализации страны (в отсутствие сырья).
Учащиеся определяют отрасли специализации Японии.
Учитель предлагает учащимся проверить правильность своих предположений (Слайд 11)

Японская промышленность специализируется на производстве высокотехнологичной и легкой продукции, а так же переработке поставляемого из-за границы сырья.
– Черная и цветная металлургия;
– Машиностроение: бытовая техника (Akai, Toshiba, Casio, Sony, JVC), автомобили (Toyota, Mitsubishi, Mitsui, Nissan), судостроение (супертанкеры); электроника: компьютерные технологии ( Seiko, Sony, Fujitsu, Olimpus, Panasonic, Toshiba), индустрия видеоигр (Sony, Nintendo, Konami, Capcom);
– Химическая промышленность: парфюмерия и косметика Shiseido, фармацевтика, нефтеперерабатывающая промышленность.
– Легкая промышленность: одежда Mitsuko
– Рыбная промышленность.

Форма контроля: проверка предположений учащихся.

3) Экспорт и импорт Японии.

По рис.69 на стр.245 учебника и слайду учитель просит проанализировать структуру экспорта и импорта Японии (Слайд 12)

Учащиеся определяют, что основными статьями экспорта являются топливо, рудное и прочее сырье, продовольственные товары, а импорта – машины и оборудование, продовольственные товары и автомобили.

Форма контроля: анализ схем в учебнике и на слайде.

Учитель дополняет: «Япония ввозит из-за рубежа почти все сырье и топливо, необходимое для страны. Обогащая это сырье своим трудом и умом, японцы повышают его стоимость в 10 раз. 9/10 готовой продукции Япония сохраняет для собственных нужд, а остальную часть экспортирует, чтобы получить деньги на новые закупки сырья и топлива».

4) Место Японии в мире

Учитель просит учащихся по рис.59 на стр.228 учебника и слайду на доске назвать показатели, по которым Япония занимает в мире 1 место, и проанализировать данный факт. (Слайд 13)
Учащиеся определяют, что Япония занимает в мире 1 место – по выпуску легковых автомобилей, морских судов и промышленных роботов.
Это определяется высоким уровнем развития страны и хорошей научной базой.

Форма контроля: анализ схем в учебнике и на слайде.

5) Япония – один из лидеров современного мира (выступление экономиста).

Учитель сообщает классу о выступлении «экономиста», который систематизировал материал о хозяйстве Японии, и просит назвать факты, которые запомнились учащимся. (Приложение 2)
Учащиеся слушают выступление, называют интересные факты.
Учитель предлагает учащимся ответить на вопрос: «Почему стало возможным «японское экономическое чудо»? (Слайд 14)
Учащиеся делают обобщение материала и правильность своих суждений:

– Незначительные затраты на вооружение.
– Покупка патентов, лицензий, быстрое внедрение их в производство.
– Использование наукоемких технологий.
– Государственное регулирование экономики.
– Высокая квалификация рабочих.
– Особенности японского менталитета – трудолюбие и энтузиазм.
– Экспортная ориентация экономики.
– Уникальная система управления.

Форма контроля: обобщение материала и формулировка выводов.

Релаксационная пауза

Учитель задает учащимся вопрос: «Что вам известно о японском журавлике?», предлагает каждому сейчас на уроке немного отдохнуть и с помощью специалиста по оригами сделать «журавлика». Более подробно об этом мы поговорим в конце урока.
Учащиеся делают бумажного «журавлика».

Форма контроля: подведение итогов мастер-класса «Оригами»

6. Национальные черты японцев (выступление демографа)

Учитель говорит учащимся о том, что японцы – очень удивительный народ и просит найти этому доказательства из выступления «демографа» и определить национальные черты японцев. (Приложение 3).

Учащиеся определяют национальные черты японцев:

– преданность властям,
– патриотизм,
– почитание предков,
– соблюдение чести семьи,
– умение наслаждаться природой,
– оптимизм и чувство юмора,
– элегантность и изящество,
– чувствительность и изысканность,
– чистота и простодушие,
– учтивость и вежливость,
– умеренность и великодушие.

Учитель  предлагается ответить на вопрос «Почему японская нация – самая здоровая нация а мире?» (Слайды 15-18)
Учащиеся отвечают на данный вопрос:
свежие продукты, само отношение к жизни, доброжелательность, привычка ходить

Форма контроля: беседа  с учащимися.

7. Культура и традиции народа

А сейчас учитель предлагает совершить экскурсию в эту удивительную страну Японию и предоставляет слово экскурсоводам. (Приложение 4, слайды 19-28).
Два экскурсовода знакомят учащихся класса с культурой и традициями Японии:

– путешествие по Токио,
– икебана,
– сакура,
– Фудзияма,
– кимоно,
– гейша,
– оригами,
– Мемориальный Парк мира в Хиросиме

Учитель просит учащихся оценить выступления экскурсоводов.
Учащиеся  называют наиболее интересный этап «экскурсии».

Форма контроля: оценка выступлений «экскурсоводов».Подведение итогов этапа.

4. Обобщение и закрепление знаний (5 мин.)

Учитель предлагает вспомнить все особенности ЭГП и экономики изучаемой страны, национальные черты, культуру и традиции японцев и ответить на вопрос: «Почему стало возможным японское экономическое чудо?».
Учащиеся делают выводы и обобщения по данному вопросу.
Форма контроля: решение проблемы.
Учитель задает домашнее задание. Домашнее задание: стр.241 – 250.
Учитель предлагает тест для проверки уровня знаний по Японии. (Приложение 5)
Учащиеся выполняют тест и проводят взаимопроверку.

Форма контроля: анализ результатов теста.

5. Рефлексия (4 мин.)

Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы:
«Как вы себя оцениваете на уроке?»
«Что вас больше всего поразило сегодня на уроке ?»
Учащиеся делятся с учителем впечатлениями по уроку.
Учитель предлагает напоследок еще раз «открыть» фотоальбом «Япония» (Слайд 29).
Учащиеся «просматривают фотографии» из альбома, словно еще раз возвращаются в эту удивительную страну. 
Учитель благодарит учащихся за работу и прощается с классом до следующего урока  (Слайд 30).
Ученики дарят гостям и друг другу бумажных журавликов.

Библиография

1. В. П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. Москва, «Просвещение», 2005.
2. Н. Н. Перепечева. Нестандартные уроки географии. 9-10 классы. Волгоград, 2004.
3. www.ocito.kaluga.ru/geography_1.aspx – 33k
4. www.hcool.ru/htm/uhitel/metod%20kapilka/geografia.htm – 42k