Урок информатики «Повторение и обобщение понятия "информация"». 4-й класс

Разделы: Информатика

Класс: 4


Цель: повторить, обобщить и систематизировать понятие информации.

Задачи:

  • свободно и грамотно ориентироваться в теоритическом материале предмета;
  • продолжить формирование практических навыков работы с информацией.

Техническое оборудование для урока: компьютер, 12 ноутбуков, проектор, интерактивная доска, планшет с ручкой.

Методические материалы: раздаточный материал: рабочие листы в тетрадь, карточки с заданиями, стикеры в тетрадь на самоклеющейся основе (за проявленную активность (ответ, выход к доске, помощь), оптические обманы, домашнее задание (пазлы); рабочие тетради, тетрадь-тренажер по математике 5 класс под редакцией Е.А. Бунимовича, журнал «Непоседа».

Авторский медиапродукт: презентация к уроку для ученика, презентация к уроку для учителя, с навигацией по заданиям, интерактивные приложения, интерактивные интернет-приложения, пазлы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД
(личностные, метапредметные, предметные)

I. Организационный этап
Учитель приветствует класс, настраивает на эффективную работу

Учащиеся настраиваются на работу

Личностные: позитивное отношение к предстоящей работе
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
(игровая технология, формы работы – индивидуальная и фронтальная, метод – беседа-дискуссия)
ШАГ 1. – СОБЕРИ ПАЗЛ
Интерактивное задание № 1. «Собери пазл»
{Учитель предлагает учащимся развлекательно-познавательную форму работы – собрать пазлы} 
– Начнем наш урок с выполнения практического задания. Включите компьютеры, на Рабочих столах найдите папку УЧЕНИК, откройте ее, запустите файл Презентация к уроку. Перед Вами изображение блокнота с предложенными заданиями.
Каждый из Вас должен собрать свой вариант (6 вариантов пазлов). {Учитель последовательно назначает варианты ученикам}
Индивидуальная работа: учащиеся за компьютерами собирают пазлы. Один из учеников на интерактивной доске выполняет работу наглядно Личностные: формировать устойчивую учебно-познавательную мотивацию, интереса к уроку; внимательность;
Предметные: развивать логику мышления
ШАГ 2 – МОЗГОВОЙ ШТУРМ
- Давайте устроим небольшой «штурм» вопроса: «О каком понятии мы должны сегодня побеседовать?». Какие картинки Вы получили? Учитель на экране последовательно выводит изображения полученных пазлов (См. Презентация к уроку/СЛАЙД № 2)
Пазл № 1: http://www.jigsawplanet.com/?rc=play&pid=354b55bd0cf2
Пазл № 2: http://www.jigsawplanet.com/?rc=play&pid=329a5632c639
Пазл № 3: http://www.jigsawplanet.com/?rc=play&pid=02a8fe888955
Пазл № 4: http://www.jigsawplanet.com/?rc=play&pid=21e4e1771a01
Пазл № 5: http://www.jigsawplanet.com/?rc=play&pid=018088923905
Пазл № 6: http://www.jigsawplanet.com/?rc=play&pid=111ebec0794d
Дети рассказывают о полученных изображениях:
1. Общение людей (пазл № 1)
2. Урок в школе (пазл № 2)
3. Просмотр телевизора (пазл № 3)
4. Чтение книг (пазл № 4)
5. Прослушивание музыки (пазл № 5)
6. Работа за компьютером (пазл № 6)
Метапредметные: обобщать полученные знания; формулировать собственное мнение и позицию, строить рассуждения выделять существенные признаки понятий аргументировать при выработке общего решения
ШАГ 3 – ФОРМУЛИРОВАНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
Предполагаемые вопросы и ответы:
1. Посмотрите на полученный коллаж. Каким общим понятием можно объединить эти изображения? Почему? (Получение информации. Люди узнают новое разными способами)
2. На какое понятие мне бы хотелось обратить Ваше внимание? (Информация)
3. Что такое информация? Сформулируйте определение (Информация – это сведения об окружающем нас мире)

Ученики отвечают на вопросы, формулируют тему и цель урока. Записывают тему в рабочие листы

Метапредметные: анализировать полученную информацию, формировать умения целеполагания
– Могу сказать, мы знаем достаточно много об этом понятии.  А что конкретно? Ребята, скажите, что мы должны знать о понятии «информация», исходя из материалов прошлых уроков? (Дети перечисляют знакомые определения, формулировки, но непоследовательно, неструктурированно(!!!))
– Молодцы, все верно, но в Ваших ответах нет логичности, нет последовательности и смысл, вследствие этого, размыт
– Прежде чем, перейти к изучению следующего блока, необходимо ранее изученный материал… (Повторить, обобщить), т.е. привести в единую систему, единое ЦЕЛОЕ
ИТОГ: – Итак, сформулируйте тему и цель урока (Повторение и обобщение понятия информация)
(См. Презентация к уроку/СЛАЙД № 3)
III. Планирование работы на уроке
(моделирующая технология, форма работы – парная, метод – составление плана)
Интерактивное задание № 2. Построить алгоритм изучения нового понятия

Предполагаемый текст:
– Сегодня мы повторяем и обобщаем понятие «информация». Хочу акцентировать Ваше внимание, что при изучении любого нового материала не только на уроках информатики, но и на других, работаем мы по плану. Я предлагаю этот план-алгоритм изучения нового понятия выстроить

Парная работа. Вызываются двое учеников, которые сообща выполняют задание: один выстраивает план, передвигая блоки на интерактивной доске, а другой – фиксирует ту же  последовательность (листы с надписями) на доске магнитами

Личностные: работать сообща, договариваться, приходить к общему мнению, брать инициативу на себя;
Метапредметные: планировать работу для достижения поставленной цели,
действовать по алгоритму
Предметные: формировать алгоритмический стиль мышления
ИТОГ: – Этот план и будет нашим ориентиром на уроке:
1. Определение
2. Свойства объекта
3. Классификация
4. Работа с объектом
IV. Актуализация знаний и умений. Обобщение и систематизация (развивающая и личностно-ориентированная технологии,  формы работы – индивидуальная и фронтальная, методы – иллюстративный, графическое и письменное  задания)
ШАГ 1 – Понятие информации
– Еще раз вспомним определение информации
(Информация – сведения об окружающем нас мире)

Фронтальная работа:
дети отвечают на вопросы

Предметные: знать и ориентироваться в теоретическом материале по теме предмета
ШАГ 2 – Свойства информации
Предполагаемые текст и вопросы:
1. Сколько свойств информации Вы знаете? (6)
2. Кто сможет перечислить все? (Полная, понятная, полезная, актуальная, достоверная, объективная)
Разбор понятий
Предполагаемые текст и вопросы:
– Со свойствами  Полная, Понятная, Полезная все ясно, а вот с Актуальная, Достоверная, Объективная (?) – это достаточно сложные определения. И, на мой взгляд, ученик понимает смысл и значение слова только тогда, когда может соотнести с примером, сам привести примеры или подобрать синонимы (антонимы). Вот это и будет следующими нашими шагами
Интерактивное задание № 3. Соотнесите описание свойств информации с предложенными примерами
http://LearningApps.org/watch?v=ph047o7a501
Один ученик возле интерактивной доски, другие участвуют в диалоге Метапредметные: применять логические действий: сравнения, обобщения, аналогии, анализа и синтеза; уметь анализировать допущенные ошибки, предпринимать соответствующие действия;
проявлять самостоятельность на уроке
Параллельно учитель просит детей из класса привести собственные примеры
Интерактивное задание № 4. «Зеркало» соотнесите свойства информации по предложенным синонимам
– Перед Вами зеркало. Что делает зеркало в повседневной жизни? (Отражает)
– Наше зеркало тоже отражает, но свойства информации по предложенным синонимам.
– Что такое синонимы? (слова одинаковые по смыслу, но разные по произношению)
Форма работы – диалог
ШАГ 3 – Классификация
Предполагаемые текст и вопросы:
– На какие группы и по каким признакам можно разделить виды информации? (По способу восприятия и по способу представления)
Отвечают на вопросы. Ученик в намеченный план на доске вносит коррективы, добавляя блоки Метапредметные:  планировать работу для достижения поставленной цели;
Предметные: формировать алгоритмический стиль мышления (разветвляющийся алгоритм)
ШАГ 4 – Классификация. По способу восприятия
Предполагаемые текст и вопросы:
– Перечислите виды информации по способу восприятия (Визуальная, обонятельная, звуковая, тактильная, вкусовая)
Индивидуальное задание № 5 – В  таблицу на предложенных конспектах вклеить картинки, соответствующие способу восприятия

Индивидуальная работа с раздаточным материалом – приклеить изображение в верную ячейку:
Тактильная – прохладная вода
Звуковая – крик
Визуальная – калейдоскоп
Обонятельная – свежая булочка
Вкусовая – горькое лекарство

Метапредметные: умения строить рассуждения выделять существенные признаки понятий
Учитель выводит на экране верные ответы, предлагает сверить с эталоном и обсудить, зафиксировать в специально отведенном месте количество ошибок в задании
(См. Презентация к уроку/СЛАЙД № 3)
ШАГ 5 – Классификация. По способу представления
Предполагаемые текст и вопросы:
– Перечислите виды информации по способу представления. (Текстовая, графическая, звуковая, видеоинформация, числовая и пр.)
– Приведите примеры, где в повседневной или учебной жизни Вы встречаетесь с различными формами представления информации
Интерактивное задание № 6 – «Убери с доски лишние стикеры»
Учитель напоминает, чтобы ученики не забывали вносить число своих ошибок в специальную графу к заданию
Отвечают на вопросы, затем индивидуально
выполняют задание за компьютерами. Ученик, справившийся быстрее, на доске демонстрирует свою работу с комментариями
Предполагаемые текст и вопросы:
1. Еще раз перечислите виды информации по способу представления (Текстовая, графическая, звуковая, видеоинформация, числовая и пр.)
2. В каких прикладных программах можно работать с различными видами информации? (MSWord – текст, Paint – графика, звуковые и видеоредакторы)
3. Каким образом Вы или Ваши знакомые можете работать со звуковой и видеоинформацией? (обрезка музыки, склеивание видео, накладывание спецэффектов и пр.)

Фронтальная работа:
учащиеся отвечают на вопросы

Предметные: свободно ориентироваться в изучаемом материале, устанавливать связь исходных данных с новой поставленной задачей
ШАГ 6 – Работа с информацией

Предполагаемые текст и вопросы:
– Последний пункт нашего плана – это работа с объектом. Очень важно, изучая любое новое понятие, осознавать его практическую ценность.
– Что же можно делать с информацией? Прежде чем, ответить на этот непростой вопрос, предлагаю выполнить задание
Интерактивное задание № 7. Вставить в текст пропущенные слова
http://LearningApps.org/watch?v=pi0cu9e5t01

Один ученик выполняет задание главным компьютером, вводя слова с клавиатуры, другие – заполняют пропуски в конспектах:

Сверяют, обсуждают работу.
Фиксируют количество допущенных ошибок

Метапредметные: уметь выделять основную идею текста, главное и второстепенное, выстраивать последовательность описанных событий;
Предметные: знать основные информационные процессы, ориентироваться в примерах, приводить примеры самостоятельно
Предполагаемые текст и вопросы:
– Итак, хранение, передача и обработка. Каким одним понятием можно объединить эти слова? (Информационные процессы)
Интерактивное задание № 8 – «Календарь». Примеры информационных процессов необходимо отнести к верной группе

Ученики индивидуально выполняют задание за компьютерами, фиксируют ошибки
    

Метапредметные: умения строить рассуждения выделять существенные признаки понятий
ИТОГ: – Ребята, посмотрите, мы последовательно прошли по всем пунктам нашего плана. Хочу акцентировать внимание, что при изучении любого понятие на любом предмете Вы работаете по такому алгоритму. В нем могут добавляться шаги, в зависимости от специфики предмета, но линия остается единая. И если мысленно представлять данную структуру, Ваш ответ всегда будет грамотно выстроен (!)

V. Физкультминутка
(здоровьесберегающая технология, форма работы – индивидуальная, метод – рассказ-беседа)
Предполагаемый текст:
– Ребята, большинство упражнений на Ваших уроках требуют не только умственной нагрузки, но и зрительной.  Сегодня, я приготовила, надеюсь, что новые для вас упражнения. Запустите физминутки.
– Вы замечаете какое-либо движение на картинке? На самом деле его нет. Это игра оттенков цветов, изогнутых фигур, линий, света.
Такие изображения носят название ИЛЛЮЗИИ, ОПТИЧЕСКИЕ ОБМАНЫ {звучит спокойная мелодия}
- Врачи-офтальмологи считают, что для людей, каждодневно напрягающих свои глаза, полезно будет смотреть на подобные картинки. Они тренируют глаза и способствуют снятию спазма. Если на них смотреть в течение 2-3 минут, мышцы, удерживающие хрусталик, непроизвольно расслабляются, отдыхают. Чего нам так не хватает. Каждый из Вас в тетрадь получит свою иллюзию.  И надеюсь, что на перемене, дома Вы не поленитесь заглянуть в свою тетрадь или тетрадь соседа, здесь вас никто за это не поругает, и побеспокоиться о здоровье ваших глазок. А проводить такие упражнения психологи рекомендуют под спокойную мелодию – «Вальс дождя» Шопена
Личностные: мотивировать к сохранению своего здоровья и здоровья окружающих
– Ребята, но ничего не бывает на наших уроках просто так. {Показать журнал «Непоседа»}
– Одно из последних заданий в каждом номере – стереоизображение. Кто умеет видеть такие картинки? Посмотрите на экран. {С помощью планшета и ручки учитель обводит контур изображения – рыбу}
- Уметь видеть стереоизображения – очень важно. В будущем это пригодится на уроках геометрии – представлять фигуры в пространстве, на уроках химии и физики – воображать кристаллические решетки веществ. И этому можно научиться, считайте, что первый шаг мы сделали уже сегодня (!)
VI. Применение знаний и умений в новой ситуации (развивающая технология, формы работы – индивидуальная, метод – практическая работа)
Предполагаемые текст и вопросы:
1. Можно ли один вид информации переводить в другой? (Да)
2. Приведите примеры (слушать рассказ и писать на него музыку или рисовать картины, читать книгу и снимать по ней фильм, слова на мелодию и наоборот)
Практическое задание № 9 – Сегодня Ваше практическое задание за компьютерами будет представлять собой перевод текстовой информации в графическую. Задания взяты из тетради-тренажера по математике 5 класса {показать учебник}. Ваша цель – ознакомиться с формулировкой задачи, выполнить построение диаграммы средствами MS PowerPoint и ответить на вопросы

http://gdz-putina.ru/wp-content/uploads/2014/04/gdz-po-matematike-5-klass-bunimovich.jpg

Учащиеся получают карточки с заданиями и приступают к индивидуальной работе за компьютерами

Личностные: проявлять инициативу и фантазию;
Предметные: владеть компьютерными программами в реализации поставленной задачи, демонстрировать полученные знания на практике
VII. Контроль усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекция
Учитель анализирует практическую работу, дает рекомендации
– А теперь подсчитайте допущенные Вами ошибки на уроке. Зафиксируйте их количество в специальную графу конспекта и поставьте себе оценку, которую, по-вашему мнению, заработали
Ученики подсчитывают общее количество ошибок, выставляют себе оценки в рабочих листах Метапредметные: осуществлять рефлексию как осознание оснований собственных действий
VIII. Рефлексия (подведение итогов, выставление оценок)
Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу:
– Давайте проверим, совпадут ли Ваши оценки с теми, что получились у меня. {Учитель на экране демонстрирует аналитическую таблицу (MS Excel) активности на уроке (по количеству ответов), вызывает к доске одного из учащихся для проведения аналитической работы}
(См. Приложения/Рефлексия_анализ урока.xls)
Ученик проводит анализ работы на уроке, используя в речи фразы:

Самым активным на уроке был (а) …, поскольку результат …

  • Менее отличился (лась) … Это видно из …
  • В рейтинге лидирует…
  • Про себя могу сказать, что …
  • Моя подруга (друг) …
Личностные: понимать критерии контроля, развивать чувство позитивной моральной самооценки – чувство гордости, переживания, формировать навыки конструктивного анализа своей работы с работами сверстников,
Метапредметные: отображать в речи объяснение, сравнение, анализ
Предполагаемые вопросы: Что сегодня на уроке Вам понравилось, произвело впечатление? (собирать пазл, оптические обманы и пр.)
Домашнее задание
– Подобную работу я предлагаю Вам выполнить и дома. Требуется вырезать детали пазла, собрать общую картинку и подсчитать количество сердец на полученном изображении. Это, ребята, тоже оптические иллюзии – скрытые изображения, направленные на развитие внимания, усердия, сосредоточенности. На следующем уроке встретимся и обменяемся мнениями, кто же больше найдет сердец…

Личностные: развивать устойчивый познавательный интерес; внимательность, сосредоточенность, усердие
Слова благодарности