Новогодний математический калейдоскоп

Разделы: Математика, Внеклассная работа


Цели:

  • Обучающие:
    • формирование интереса к урокам математики;
    • закрепление знания математических терминов;
    • совершенствование навыков  выполнения вычислительных  действий; 
    • формирование умения использовать знания в нестандартной ситуации;
  • Развивающие:
    • развитие логического мышления, внимания, памяти, восприятия; 
    • развития культуры ответа на вопрос.
  • Воспитательные:
    • мотивация к учебной деятельности через игру; 
    • умение принимать самостоятельные решения;
    • воспитание  доброжелательного отношения к членам команды и соперникам,  чувства толерантности и сопереживания к результатам труда.

Оборудование:

  • Плакат: «С новым  годом», названия команд, эмблемы: «Снежинка», «Снеговик», снежинки, снегири, шары (дети делали сами).
  • Плакаты для выполнения заданий, «Чёрный ящик с геометрическими  телами», новогодняя ёлка, Новогодние шары, на которых изображены 01; 02; 03; 112. Презентация к уроку (Приложение 3). Экран, проектор, ноутбук.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

I. – Добрый день, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Приближаются самые весёлые, самые долгожданные праздники. Новый год.  Рождество. Так хочется продлить минуты праздничного веселья! И сегодня я приглашаю Вас  на необычное, увлекательное занятие – «Новогодний математический калейдоскоп».
– Пусть сегодня здесь царят – улыбки, хорошее настроение, звучит весёлый смех!
Проявите свою находчивость, смекалку, таланты на нашей игре «Новогодний математический калейдоскоп»
–  Ребята, скажите, что такое «калейдоскоп?» (Ответы детей)
– Да, действительно, это детская игрушка с цветными, зеркальными пластинками, которые при переворачивании быстро меняют свой цвет и от этого получаются очень красивые и интересные узоры.

Учитель. Посмотрим, как это трактуется в словаре  С. И. Ожегова.

Калейдоскоп оптический прибор, в котором можно наблюдать быстро-сменяющиеся разнообразные цветные узоры.
Наш калейдоскоп будет складываться из интересных заданий.   Мы узнаем, насколько хорошо вы дружны с математикой.
Итак, мы начинаем!
Разрешите представить участников  нашего урока – игры.
Команда «Снежинка», девочки 8 классов и команда «Снеговик», мальчики 8 классов.
А судить эту игру будет жюри в составе (представление жюри)

II. Учитель зачитывает послание Деда Мороза, свёрнутое в свиток, украшенные огромной печатью в виде снежинки.

Послание:

– Дорогие, ребята! Выполнив все задания, вы сможете зажечь огни на Новогодней ёлке.

Ёлка наша не в песке,
В нашем классе на столе.
Результатов чтоб добиться,
Вам придётся потрудиться.
С уважением Дед Мороз.

III. К  нам прилетела снежинка и на ней  первое задание –

«Разминка – смешинка»

(Оно проводится для двух команд одновременно и в баллах не оценивается)

1. Какие цифры «пишут» лётчики в небе? – восьмёрки
2. В какие «цифры»  люди одеваются? (костюм – двойка, костюм – тройка)
3. Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и математики – без дроби
4. Названия  каких растений включают в себя цифры? – тысячелистник, столетник, золототысячник.
5. Цифра в классном журнале? (отметка)

IV. Математическая разминка

Для команды «Снежинка»

1. Как называется результат сложения?
2. Сколько минут в часе?
3. Как называется прибор измерения углов?
4. Назовите наименьшее  трёхзначное число?
5. Третий месяц летних каникул?
6. Сколько козлят было у многодетной козы?
7. Как  называется треугольник, у которого 2 стороны равны?
8. Часть прямой, ограниченной двумя точками?
9. Результаты вычитания?
10. Сколько сторон у квадрата?

Для команды «Снеговик»

1.  Как называется результат  умножения?
2.  Сколько секунд в минуте?
3.  Назовите наибольшее трёхзначное число?
4. Последний месяц учебного года?
5. Единица измерения углов?
6. Первый месяц зимы?
7. Сколько сторон у прямоугольника?
8. Сколько гласных в русском алфавите?
9. Сколько  месяцев в году?
10. Как называется инструмент для построения  окружности?

– Второе задание принёс «Снегирь». В этом задании нужно расшифровать пожелание Деда Мороза. Для этого необходимо найти:

1. Значение выражения
2. Поставить  значение в порядке возрастания в соответствии с буквами

8 х 7 = …  Л                                                 6 х 4 = …  Е
5 х 9 =…   Ю                                                2 х 7 = …  Х
9 х 10 = … Ж                                                5 х 5  =…  П
9 х 9 = …   Е                                                 2 х 2 =…   !
6 х 8 = …   А                                                 3 х 9 = …  С
5 х 8 = …  У
3 х 4 = …   А

90;   81;   56;   48;     45;                                40;  27;   25;   24;  14;  12;  1;
Ж     Е      Л      А      Ю                                У      С      П     Е     Х     А   !

Физминутка для глаз

Пока участники выполняют задание, игра с болельщиками (Приложение 1)

VI. Дидактическая игра «Что в чёрном ящике?»

Неожиданно пошёл снег,  началась пурга, и к нам прилетел неопознанный математический объект «НМО»
А чтобы узнать, что находится внутри, необходимо определить  на ощупь геометрическое тело или фигуру и назвать её.

VII. Конкурс «Художников»

Задание. Нарисовать картину «С Новым … годом!», используя геометрические фигуры.

Пока участники выполняют задание, проводится игра с болельщиками. (Приложение 2)

VIII. Расшифруй задание Снежинки

На ёлке висят зашифрованные шары с цифрами. Необходимо снять шар,  прочитать цифры и сказать, что они означают?

01 (МЧС);  02(ПОЛИЦИЯ); 03(СКОРАЯ ПОМОЩЬ);    112 (ЭКСРЕННЫЙ ВЫЗОВ).

IX. Итог занятия

Предоставляется  слово жюри.

Учитель. Наш урок-игра подошёл к концу.
У меня на столе лежат разноцветные шары, которые необходимо повесить на ёлку.  Каждый из вас выберет шар. Если вам наше мероприятие понравилось и вызывало интерес, вы повесите красный шар. Если вы считаете, что оно было не интересным и скучным , повесите зелёный  шар. Все задания выполнены, зажигаются огни.
Учитель зачитывает записку от Деда Мороза:

Славно дети потрудились,
Вижу, многого добились.
Знаю, будете вы рады,
Когда получите награду
Всем подарки я принёс,
До новой встречи.

Дед Мороз