Цель: раскрыть роль и значение деятельности Петра Великого в городе Воронеже.
Задачи занятия:
- Образовательные: дать теоретические знания о деятельности Петра Великого и его сподвижников в Воронеже;
- Развивающие: развивать познавательный интерес к изучению истории родного края, формировать мыслительные умения и навыки, умение классифицировать и обобщать исторические факты и события, решать проблемные задания, работать с историческими документами и предметами материальной культуры, умение выступать публично;
- Воспитательные: содействовать формированию у обучающихся гражданско-патриотических чувств, духовно-нравственных ценностей, любви к истории родного края.
Тип занятия: изучение нового материала.
Вид занятия: комбинированный.
Форма занятия: работа в малых группах (фронтальная, групповая, индивидуальная).
Межпредметные связи: история, краеведение, музееведение, литература.
Методы и приемы организации учебного занятия: объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый; метод проблемного изложения.
Частно-предметные методические приемы и методы: метод погружения в эпоху, метод образного исторического видения, метод поиска исторического смысла, метод эмпатии, метод творческой дискуссии, прием работы с предметами материальной культуры, прием постановки проблемных задач, прием работы с историческими документами.
Используемые технологии (элементы): образовательные – объяснительно-иллюстративная, технология проблемного обучения, технология сотрудничества; воспитательные – технология воспитания духовной культуры молодого поколения (по Н.Б.Крыловой), технология субъектной социальной активности человека, технология воспитания в обучении.
Формируемые компетенции: ценностно-смысловые (ценностные представления и отношения к истории и культуре своей родины и края, способность видеть и понимать причинно-следственные связи в историческом процессе деятельности Петра Великого в России и Воронежском крае, способности осознавать свои возможности по сохранению культурно-исторического наследия малой родины), информационно-познавательные (способности извлекать, отбирать и анализировать необходимую информацию из различных источников научной и справочной литературы, исторических документов, предметов материальной культуры, полученных знаниях по истории в основной школе, самостоятельно выбирать основания, критерии для сравнения и оценки деятельности Петра и его сподвижников, формулировать выводы и представлять свои суждения о результатах и значении деятельности Петра в Воронеже) и коммуникативные (способность высказывать своё мнение, отношение, вступать в дискуссию по обсуждаемым проблемным вопросам, правильно вести диалог, грамотно и лаконично формулировать вопросы и ответы в ходе занятия, взаимодействовать со сверстниками и педагогом, координировать и согласовывать свою деятельность, вносить свой вклад в работу малой группы над проблемным заданием).
Дидактические средства: иллюстрации и видеофильм (использование мультимедиапроектора), исторические документы («Сборник документов и материалов»), карточки с заданием, рабочие листы, краеведческая литература, минирефераты, экспонаты музея «Истоки».
Оборудование: доска, репродукции картин (портреты Петра I и его сподвижников), мультимедиапроектор, презентация с фильмом «Петр Великий на Воронежской земле», выставка краеведческой литературы.
План занятия
I. Организационный момент (1-2 мин.)
II. Основная часть (30 мин.):
1. Изучение нового материала (15 мин.);
2. Практическая часть (15 мин.).
III. Закрепление (8 мин.)
IV. Подведение итогов (5 мин.)
Интегративная карта
История |
Краеведение |
Музееведение |
Деятельность Петра I. и его сподвижников (Ф.Я. Лефорт, А.Д. Меншиков, Ф.М. Апраксин, епископ Митрофан) | Социально-кономические, общественно-олитические, культурные преобразования Воронежа в период правления Петра I | Экспонаты эпохи Петра I клуба-музея «Истоки» |
Строительство флота | Культурно-историческое наследие, связанное с именем и деятельностью Петра I | Знакомство с экспозицией Воронежского областного краеведческого музея, посвященной эпохи Петра I |
Россия в период Азовских походов (1695-1696 гг.) | Работа с историческими документами эпохи Петра I | Работа с диорамой клуба-музея «Истоки» – «Воронеж Петровский» |
Выставка краеведческой литературы |
ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
Педагог: Добрый день! Мы сегодня собрались в клубе-музее «Истоки», где нас окружают предметы, которые помогут нам окунуться в давнюю эпоху. Кому будет посвящена тема нашего занятия, вы мне ответите сами, прослушав следующие строки поэта Владимира Землянского:
Где память, обнажив людские нравы,
Кружит, не отпуская никого,
Стоит на пьедестале Петр Первый
Над старым сквером имени его.
И пусть кому-то был он не по нраву
Но прям и чист царя России взгляд –
Азов и Нарва, Гангут и Полтава
В нем до сих пор горят еще, горят.
В нем Дон бежит, и волны бьют о сваи,
Реки Воронеж вьется полоса,
И сосны корабельные вздымают
Над палубой тугие паруса…
И не стихают споры не простые,
Молвы нелепой катится трезвон,
Но для него как мать была Россия,
И дай Бог всем любить ее, как он.
Вопрос обучающимся:О ком эти строки? (О Петре I)
Педагог: Совершенно верно, поэтому
тема нашего занятия «Воронеж Петровский».
Запишите, пожалуйста, в рабочие тетради тему.
Вы знаете, что история России тесно связана с
именем Петра Великого, как и история города
Воронежа, который в этом году отметил свое
425-летие.
Цель занятия: раскрыть роль и значение
деятельности Петра I в г. Воронеже и ответить на
вопрос проблемного задания: «Можно ли
называть время пребывания Петра I в
Воронеже «золотой вехой» в истории города?»
Мы продолжаем с вами работу в малых группах,
каждой из которых было дано опережающее задание.
У каждой группы есть рабочий лист. Каждая
группа в течение занятия будет вносить в рабочий
лист информацию, которая раскрывает те
изменения, которые происходили в Воронеже в
период пребывания Петра Первого, а именно 1
группа – в социально-экономической сфере, 2
группа – общественно-политической, 3 группа –
культурной. В конце занятия собранный вами
материал поможет ответить на поставленный
проблемный вопрос.
II. Основная часть
Педагог: Из курса истории России вам известно о деятельности Петра I, получившего ещё при жизни имя Великий, оставшегося таким в памяти потомков. Деятельность Петра была тесно связана с воронежской землей и Воронежем. Для Петра I Воронежская земля была местом активной и разнообразной деятельности в течение 25 лет. В общей сложности более 400 дней Петр I провел в Воронеже, а также в городах и селах современной Воронежской области.
Вопрос к обучающимся: Какова же была
главная задача деятельности Петра в Воронеже?
Ответить на этот вопрос вам поможет сюжет из
фильма «Петр I на Воронежской земле». Внимание на
экран.
Просмотр видеосюжета.
Вопрос к обучающимся: Какова же была главная задача деятельности Петра в Воронеже? (Строительство кораблей, флота для Второго Азовского похода…)
Педагог: И хотя со времени строительства флота минуло более трех веков, остались немногочисленные свидетельства того времени. Обратим свое внимание на экспонаты музея: ядро, гвозди, кувшин – подлинные предметы петровской эпохи.
Обучающиеся берут экспонаты в руки и рассматривают подлинные предметы петровского времени.
Вопросы к обучающимся:
1. Какие чувства вы испытываете, прикасаясь к
эпохе XVIIIв.? (Чувствуем, что мы современники
петровской эпохи, чувство гордости…)
2. Посмотрите на экспозицию «Воронеж Петровский»
и представьте, что вы один из сподвижников
Петра и находитесь на палубе корабля.
Какая картина открывается вашему взору?
Опишите ее.
3. Почему для строительства флота был выбран
именно Воронеж и почему так важно было строить
военный флот на р. Воронеж? (Вековые леса –
дубовые, сосновые, липовые – покрывали берега
реки (посмотрите пожалуйста на панораму). Река
Воронеж во время половодья обладала достаточной
судоходностью. Близко была липецкая железная
руда для литья пушек и ядер (село Боринское
Липецкой области). Для строительства флота
необходимы были и другие ресурсы.)
– Какие? (Человеческие и материальные)
Педагог: Совершенно верно. Более
подробную информацию мы узнаем, поработав с
историческими документами.
Обратите внимание, на ваших столах лежат тексты
документов: « Из царского указа в приказ
Адмиралтейских дел о количестве работных людей,
назначенных на строительство флота в Воронеже»
1701.; «Отрывки из подготовительных текстов
«Истории Петра» А.С.Пушкина о строительстве
кораблей в Воронеже и Таврове» 1709 г.; «Описание
города Воронежа путешественником Корнелием де
Бруином в 1703 г.»; «Упоминание о Воронежской
цифирной школе и двух фабриках в описании России.
1727 г.»
Задание: Ваша задача состоит в том, чтобы в течение 3 минут ознакомиться с текстом документов и выписать в свой рабочий лист ту информацию, которая подходит к выделенной сфере преобразований.
Время истекло, проверим, что у вас получилось (по одному обучающемуся от каждой группы зачитывают материалы из таблицы).
1 гр. социально-экономические преобразования |
3 гр. культурные преобразования |
2 гр. общественно-политические преобразования |
– назначение на строительство флота в
Воронеже работных людей со всех
прилегающих к Воронежу уездов, – взимание с них денег в казну на строительство флота; – рост числа мануфактур: волосяная, кожевенная… |
– открытие цифирной школы | – внешняя политика: ведение войны со
Швецией (1708-1709), победа в Полтавском сражении, – не допустить союз Турции и татар со шведами |
– Спасибо, все правильно выполнили задание.
Педагог: Вряд ли Петру I удалось бы
осуществить свои преобразования, не будь
рядом с ним помощников, единомышленников, тех
людей, которых А.С. Пушкин образно назвал: «Птенцы
гнезда Петрова».
– Попробуем вспомнить из курса истории их имена? (Апраксин,
Шереметьев, Меншиков, Головин, Шеин, Св.
Митрофан).
Педагог: обратите свое внимание на картинную галерею. Портреты каких сподвижников Петра вы видите в экспозиции музея?
Педагог: Предлагаю вам выполнить следующее задание и узнать о ком из сподвижников идет речь.Вы должны правильно соотнести имя и характеристику данной личности. На выполнение задания отводится 1 мин.
Ответы на задание:
Федор Матвеевич Апраксин: Русский
государственный деятель, генерал-адмирал. Был
сподвижником царя Петра I, участник потешных
полков. В 1692 г. году назначен воеводой в
Архангельск. В 1697 году перед путешествием Петра
за границу, ему был поручен главный надзор за
судостроением в Воронеже. В 1700 году был назначен
главой Адмиралтейского приказа и азовским
губернатором, а с 1708 г. — носил титул
генерал-адмирала.
Александр Данилович Меншиков: Видный
русский государственный деятель и выдающийся
полководец, ближайший сподвижник Петра I,
генералиссимус русской армии. Сын придворного
конюха (позднее капрала гвардии), по
свидетельству современников, в юности находился
в обучении у пирожника и торговал в Москве
пирогами в разнос.
Франц Яковлевич Лефорт:Российский
военный деятель, по национальности швейцарец,
почти такого же большого роста, как Петр I, но ещё
более мощный, отличался во всех физических
упражнениях. Хороший наездник, чудесный стрелок,
неутомимый охотник. Принимал деятельное участие
в создании Преображенского и Семеновского
потешных полков, ставших основой регулярной
армии. После взятия Азова был назначен адмиралом
русского флота.
Беринг Витус Йонассен: Военный моряк,
капитан-командор Российского флота, полярный
мореплаватель и исследователь, руководитель
крупнейшей в истории человечества
исследовательской экспедиции; первым в мире
плавал в водах всех четырех океанов и первым
вывел российские корабли в открытый океан. В
начале XVIIIв. был в Воронеже.
Епископ Митрофан: Тесно
сотрудничал с царем Петром по делам, связанным со
строительством флота, стал первым главой
Воронежской епархии после ее образования в 1682 г.
Есть сведения, что он оказал царю и финансовую
поддержку в этих делах. Царь пожаловал ему две
грамоты. Впоследствии повелел к его дому
приписать многие крестьянские двор.
Педагог: Время истекло, давайте
проверим насколько точно вы справились с этим
заданием.
(На фоне стихов на экране проецируются правильные ответы).
Педагог:
Соратники, сподвижники Петровы!
В том, чтоб Россия становилась сильной, новой,
Есть, несомненно, и заслуга ваша!
Деяний ваших не забудут горожане.
Лефорт. Апраксин. Меншиков и Шеин –
Гордимся мы сиими именами –
Вы много сделать для Воронежа сумели!
Вы не жалели сил своих и жизни,
Царю служили честно и Отчизне!
Педагог: Перед просмотром следующего
сюжета я напоминаю вам о том, чтобы вы не забывали
о задании и вносили в свои рабочие
листы нужные факты.
Время безвозвратно уносит от нас события
минувших эпох, имена людей, оставивших заметный
след в судьбе города. И только немногочисленные
свидетели исторического прошлого напоминают нам
о некогда значимых событиях истории.
Давайте подумаем, все ли мы сделали для того,
чтобы сохранить и донести до потомков величие и
значимость Воронежа для судьбы страны и людей?
– Вспомните, пожалуйста, какие вы знаете места в Воронеже, связанные с именем и деятельностью Петра I? (Адмиралтейская площадь, Петровский сквер, Аграрный университет, Петровский остров…)
Внимание на экран (просмотр сюжета – 5 мин).
Педагог: Наша жизнь настолько обыденна, что мы иногда не замечаем всего богатства, которое хранит наша история. В г. Воронеже есть много мест, связанных с именем и деятельностью Петра I, многие из них, правда, в разное время были утеряны.
– Давайте еще раз попробуем перечислить их.
1 гр. – перечислите места, которые сохранились и
сегодня.
2 гр. – те места, которые уже утеряны.
3 гр. – места, которые связаны с именем Петра.
Педагог: Спасибо, молодцы. А сейчас обратите свое внимание на экран.
На экране проецируется:
1. Успенско-Адмиралтейская церковь, Петровский
остров.
2. Цейхгауз (размещался на петровском острове, был
построен в 1689 г. и использовался как склад для
военных и морских припасов), Яхт-клуб разместился
на месте цейхгауза в 1876г., просуществовал до
гражданской войны, был разрушен во время ВОВ)
царский терем,
3. Памятник Петру I (1 скульптурный памятник
Воронежа, открылся в 1860 г.,, в 1942 г. бронзовая
статуя была уничтожена оккупантами,
восстановлен в 1956г.), Петровский пассаж,
Петровский сквер, Пушки у ВОК музея, корабль
«Меркурий», Сельскохозяйственный институт им.
Петра I, бюст Петра I в Сельскохозяйственном
институте, городское среднее
механико-техническое училище им. Петра Великого
(строилось с конца 1909 г. до конца первой мировой
войны), Памятник первой школе (2003, известно, что
школа размещалась на канатном дворе
(современные ул. Кардашова, Алексеевого, К.
Маркса)),
Адмиралтейская площадь (была торжественно
открыта 7.09. 1996 г. в год 300 Российского ВМФ,
расположена на Петровской набережной), ,
Православный поклонный крест (12.06. 2002 г. на
петровском острове на месте цейхгауза – в память
об императоре Петре Великом)Петровская дамба,
Ростральная колонна (установлена 7.09 1996 г. в
память о строительстве флота), памятник
Епископу Митрофану (1623-1703) стал первой главой
Воронежской епархии). Экспозиция в краеведческом
музее, Экспозиция клуба-музея «Истоки»,
Более подробную информацию об этих памятных
местах вы можете узнать из следующих
источников и краеведческой литературы:
- Ю. И. Успенский «Старый Воронеж», 1922 г.
- Л.Б. Вейнберг «Очерк замечательных древностей Воронежской губернии», 1891 г. воспользовавшись следующей краеведческой литературой:
- Павленко Н.И. Птенцы гнезда Петрова. – М.: Мысль, 1988.
- Панова В.И. История Воронежского края. – Воронеж, 2008.
- Загоровский В.П. Петр Великий на Воронежской земле. – В., Воронежский университет, 1996.
- Кононов В.И. Памятник императору Петру Великому, В., 2007.
Педагог: Не смотря на то, что дворцы и другие постройки, появившиеся в Воронеже при Петре I, до наших дней не сохранились, воронежцы всегда помнили и помнят о деятельности Петра в Воронежском крае, о той известности, которую он принес ему в результате этой деятельности. В этом сегодня мы как раз и убедились. Ведь память имеет, прежде всего, духовно-нравственное значение. Она всегда напоминает человеку о самом важном в прошлом и будущем. Наша с вами задача состоит в том, чтобы сохранить культурно-историческое наследие нашей земли.
III. Закрепление материала
Педагог: А теперь пришло время подвести итог нашему занятию. В результате многогранной деятельности Петра Первого в Воронеже и Воронежском крае произошли большие изменения. Наш город сильно преобразился. Так какие же перемены произошли в Воронеже в к.17-н.18вв? и ответить на вопрос, который был поставлен в самом начале (можете использовать для ответа свои рабочие листы):
Какие изменения произошли в результате деятельности Петра I в г. Воронеже?
Общественно-политичская сфера |
Культурная сфера |
Социально-экономическая |
|
|
|
ПЗ: Можно ли назвать время
пребывания Петра I в Воронеже «золотой
вехой» в истории города?
(Ответ на ПЗ: Петр Великий
руководил в Воронеже строительством первого в
России военно-морского флота. Вместе с
ближайшими помощниками он принял в Воронеже ряд
важных политических решений, касающихся войны и
мира, новых реформ, вел дипломатические
переговоры с иностранными послами. Находясь в
нашем городе, царь положил начало
археологическим раскопкам, распорядился об
открытии первого в истории Воронежа учебного
заведения – школы для подготовки младших
офицеров флота).
Педагог: В конце нашего занятия хочется привести слова из книги П.Попова «Уходящий Воронеж» опровергнуть которые невозможно: любовь к малой родине часто начинается с пристального взгляда на свою улицу, на дома, которые тебя окружают. Призывы к патриотизму, к охране историко-культурного наследия часто остаются пустым звуком, если человек не знает своего города. К сожалению, в повседневной суете, люди озабоченные насущными делами, просто не успевают познакомиться со всем богатством исторического и архитектурного наследия и поэтому не понимают, что ценности и даже чудеса света находятся совсем рядом. Над этими словами стоит задуматься, так как это наша с вами действительность и повседневность.
IV. Подведение итогов:
Педагог: Наше с вами занятие, целью
которого являлось раскрытие роли и
значения деятельности Петра Великого в
городе Воронеже, подошло к концу. Мы ответили
на главный вопрос, поставленный в начале нашего
занятия: Можно ли назвать время
пребывания Петра I в Воронеже «золотой
вехой» в истории города? Сегодня мы
продолжили работу в работу в малых группах,
используя межпредметные связи по истории,
краеведению, музееведению и литературе,
методы и приемы:
объяснительно-иллюстративный;
частично-поисковый; метод проблемного изложения,
а также частные приемы и методы: метод
погружения в эпоху, метод образного
исторического видения, метод эмпатии, метод
поиска исторического смысла, метод творческой
дискуссии, прием работы с предметами
материальной культуры, прием постановки
проблемных задач, прием работы с историческими
документами.
Надеемся, что сегодня те знания, умения и навыки,
которые вы получили и которыми овладели в
ходе занятия, вам помогут в дальнейшем
изучении истории нашего города.
Список литературы:
- Вейнберг Л.Б. Очерк замечательных древностей Воронежской губернии. Воронеж, 1891 г.
- Воронеж: встреча с прошлым и настоящим: историко-архитектурный справочник-путеводитель по культурно-историческим памятникам. В.: Воронежский государственный университет, 2008.
- Воронеж в документах и материалах, – Воронеж, 1987.
- Загоровский В.П. Петр Великий на Воронежской земле. – В., Воронежский университет, 1996.
- Загоровский В.П. История Воронежского края, – В.: Центрально-черноземное книжное издательство, 1982.
- Загоровский В.П. Воронеж: историческая хроника, – В.: Центрально-черноземное книжное издательство, 1982.
- Загоровский В.П., Загоровская С.Е. Пребывание и деятельность Петра великого на Воронежской земле. – Воронеж, 1995.
- Историко-культурное наследие города Воронежа. – В.: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2009.
- Край родной Воронежский. – В.: ВОИПКиПРО, 2009.
- Кононов В.И. Памятник императору Петру Великому – Воронеж, 2007.
- Люби и знай Родной край, Воронеж, 2008.
- Павленко Н.И. Птенцы гнезда Петрова. – М.: Мысль, 1988.
- Панова В.И. История Воронежского края. – Воронеж, 2008.
- П. Попов Уходящий Воронеж в объективе Павла Попова. – Воронеж, 2008.
- Успенский Ю.И. Старый Воронеж. – Воронеж,1922 .
- Хрестоматия по истории России. – М.: МИРОС, 1995.