Цели:
- познакомить с новыми единицами измерения длины – дециметром и метром;
- находить длину ломаной;
- составлять числовые выражения по данным таблицы, задачи по рисункам, суммы в несколько действий.
- содействовать развитию у учащихся умений наблюдать , анализировать,
- сравнивать различные предметы;
- развивать коммуникативные умения учащихся.
Личностные УУД:
– положительное отношение к школе, к изучению
математики;
– интерес к учебному материалу;
– уважение к мыслям и настроениям другого
человека, доброжелательное отношение к людям.
Регулятивные УУД:
– принимать учебную задачу, соответствующую
этапу обучения;
– адекватно воспринимать предложения учителя;
– проговаривать вслух последовательность
производимых действий, составляющих основу
осваиваемой деятельности;
– оценивать совместно с учителем результат
своих действий, вносить соответствующие
коррективы под руководством учителя.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в информационном материале
учебника, осуществлять поиск необходимой
информации при работе с учебником;
– использовать рисуночные и простые
символические варианты математической записи;
– читать простое схематическое изображение;
– понимать информацию в знаково-символической
форме в простейших случаях, под руководством
учителя кодировать информацию (с использованием
2–5 знаков или символов, 1–2 операций);
– под руководством учителя проводить аналогию.
Коммуникативные УУД:
– принимать участие в работе парами и группами;
– воспринимать различные точки зрения;
– использовать простые речевые средства;
– контролировать свои действия в классе;
– понимать задаваемые вопросы.
Оборудование: презентация к уроку (Приложение), отрывок из мультфильма "38 попугаев", схемы для устного счёта – компоненты при сложении и вычитании, изображение солнца и тучки, 5 мерок метровых; у каждого ученика – карточка "Считаем до 100", лучик и капелька из самоклеющейся бумаги, мерки см и дм из самоклеющейся бумаги .
ХОД УРОКА
I. Мотивирование к учебной деятельности. (Слайд 1)
– Сегодня у нас на уроке гости. Поздоровайтесь. Мне бы хотелось, чтобы вы чувствовали себя спокойно, свободно, как на обычном уроке, и показали свои знания.
Встало солнышко давно, (Слайд 2)
Заглянуло к нам в окно,
Нас торопит в класс,
Математика у нас!
– Ребята! Представьте, что на нас это солнышко
льет свои теплые лучики, под ними мы все
становимся добрее, умнее, внимательнее. Каждому
из вас достался лучик, возьмите его в руки. А
теперь мысленно пошлите свои солнечные лучики
маме, папе, всем своим друзьям и близким, и
конечно же нашим гостям и пожелайте им любви и
добра.
– Сегодня мы с вами познакомимся с новыми
единицами измерения длины. А на урок к нам помимо
наших гостей придут герои одного произведения.
Давайте вспомним, что изучали на прошлых уроках.
И узнаем автора произведения.
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
1. Схемы на доске – компоненты при сложении и вычитании
– Как называется математическое действие, при
котором находят сумму. (Сложение)
– Как называются компоненты этого действия?
– Как найти неизвестное слагаемое, если известно
сумма и другое слагаемое?
– Как называется математическое действие, при
помощи которого находят разность? (Вычитание)
– Как называются компоненты этого действия?
2. Заполни таблицу (карточки – "Считаем до 100") (Слайды 3-8)
– Как найти разность?
– Как найти уменьшаемое, если известно
вычитаемое и разность?
– Как найти вычитаемое, если известно
уменьшаемое и разность?
– Молодцы. Справились с заданием. А вот и имя
автора.
Портрет Остера (Слайд 9)
– С помощью следующего задания мы узнаем главных героев его произведения.
3. Составь и реши задачу по рисункам
– А вот и наши гости. Кто их узнал? (Слайд 10)
– Как их можно назвать одним словом? (животные)
– Кто составит задачу? Использовать в ней будем
слово животные.
– Какой вопрос нужно задать?
– Верно я составила выражение по рисункам? (4 – …
= 1) (Слайд 11)
– Какое здесь действие? (вычитание)
– Какой компонент неизвестен? (вычитаемое)
– Как его найти?
– Значит как будет решаться наша задача? (4 – 1 = 3
(ж.) – трое животных) (Слайд 12)
4. Счет десятками. (Слайды 13-22)
– Если справимся со следующим заданием, то
узнаем название этого произведения.
– 38 попугаев. (Слайд 23)
– О чем эта книга?
– В Африке жили – были Удав, Мартышка, Слонёнок и
Попугай. Каждое утро они встречались и затевали
новую игру. Поэтому им никогда не было скучно.
Надеюсь, что и на нашем уроке им скучно не будет.
5. Чистописание. (Узор на доске)
– Давайте подарим нашим гостям узор из №186. (Слайд 24)
– Какова высота всех цветков? (3 кл.)
– Какова ширина цветков? (кр–4, син–3)
– Как вы думаете, с какого места легче начинать
рисовать цветы? (со стебля)
– Давайте сосчитаем, сколько клеток между
стеблями? (3)
– Сейчас вам в тетрадях нужно будет нарисовать
только 4 цветка, а дома вы этот узор продолжите и
сравните количество получившихся цветов.
(Работа в тетрадях)
III. Выявление места и причин затруднения
– Однажды мартышка решила измерить длину
удава. Но не знала, как это сделать.
На помощь пришел попугай.
(Отрывок из мультфильма "38 попугаев")
– Кем был измерен удав?
38 – попугаев, 5 – мартышек, 2 – слоненка.
– Почему удав получился разной длины? (разные
мерки были)
– Ребята, а в старину люди тоже пользовались
животными, чтобы узнать какую-либо длину?
– Какие старинные меры длины вы знаете?
– Вот некоторые из них. (Слайд 25)
– А сейчас мы тоже пользуемся этими мерами?
– Почему мы сейчас не пользуемся ими? (Неудобно
и неточно)
– Посмотрите на следующий слайд и скажите, какую
меру длины показывают люди? (У каждого человека
различная длина локтя) (Слайд 26)
– Так вот, ребята, чтобы не ошибаться, используют
общие для всех стран единицы измерения.
– С какой современной единицей длины мы уже
познакомились?
– Сколько клеток в тетради занимает отрезок в 1
см? (Слайд 27)
– Возьмите в руки линейку. Рассмотрите, что на
ней за цифры и деления?
– 0 – начало отсчета.
– 1,2,3 – расстояние между цифрами одинаково,
равно 1 сантиметру. (Слайд 28)
Гимнастика для глаз. (Слайды 29-33)
IV. Построение проекта выхода из затруднения и реализация построенного проекта.
– У каждого из вас есть две мерки.
– Покажите мне мерку в 1 см.
– Измерьте мне этой меркой длину карандаша.
Проблемная ситуация
– Что вы замечаете? (Неудобно измерять,
слишком маленькие мерки)
– Да, действительно, очень неудобно в данном
случае пользоваться см для измерения длины.
Поэтому у людей и возникла необходимость ввести
новую, более крупную единицу измерения.
– Вот она. (Показываю мерку в 1 дм)
– Выясним, как же образуется новая единица
измерения длины?
– Я наклеила на полоску в 1 дм мерки в 1см.
– Сколько у меня см поместилось?
– И называется эта единица измерения длины –
дециметр. Сокращено – дм.
– Посмотрите на свои вторые мерки. Может это и
есть мерка в 1 дм?
– Как узнать? Тоже наклеивать мерки в 1 см? (С
помощью линейки)
– Как мы должны приложить линейку, чтобы узнать
длину полоски?
– Какой вывод мы можем сделать, сколько см
помещается в 1 дм?
– 1дм = 10 см (Слайд 34)
Проблемная ситуация
– Я вам предлагаю измерить меркой в 1дм длину
парты.
– Что вы снова замечаете? (Неудобно измерять,
слишком маленькие мерки)
– Да, действительно, очень неудобно в данном
случае пользоваться дм для измерения длины.
Поэтому у людей и возникла необходимость ввести
новую, более крупную единицу измерения.
– Вот она. (Показываю мерку в 1м)
– Выясним, как же образуется новая единица
измерения длины?
Работа в группах (Слайд 35)
– Наклейте на длинную полоску мерки в 1 дм, чередуя цвета.
Практическое выполнение наклеивания мерок дм на мерку м.
– Итак, новая единица называется метр и
сокращено обозначается – м.
– Какой вывод мы можем сделать, сколько дм
помещается в 1 м?
– 1м = 10 дм (Слайд 36)
V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
№184.
Читаем задание.
– С каким названием мы познакомились сегодня?
– Читаем следующее задание
– Как закончить равенство?
– Запишем на карточках-справочниках
– А как закончить второе равенство?
– И его запишем туда же.
На доске напечатанные равенства
– Прочитайте задание, которое нужно выполнить в парах.
Работа в парах (Слайд 37)
– Подумайте, когда удобно использовать для измерения длины сантиметр, дециметр, метр. Точнее – где?
Физкультурная минутка. Зарядка для хвоста. (Слайд 38)
Поднимайтесь поскорей! Рассчитайтесь по порядку! Приглашаем всех зверей На веселую зарядку. Упражненье началось: Ноги вместе, руки врозь! Раз, два, три, четыре. Ноги выше, руки шире! Тут удав подумал вдруг: «Если нет ни ног, ни рук, Что поставить шире?» |
А слоненок говорит: «Ноги выше – это три Или все четыре?» Всем занять свои места! Рассчитайтесь по порядку! Есть зарядка для хвоста И для хобота зарядка. Пусть удавий длинный хвост Выгибается, как мост! Раз, два, три, четыре. Хобот выше! Уши шире! |
VI. Включение в систему знаний и повторение
№185
– Прочитаем задание
– Кто является путешественником?
– Что нам нужно узнать?
– На какие геометрические фигуру похожи пути
насекомых? (Ломаные) (Слайд 39)
– Из скольких звеньев состоит путь улитки? (2)
– Как найти длину всего пути?
– Измерьте длину каждого звена и найдите сумму.
(Слайды 40-41 )
– Аналогично с другими кривыми.
Запись на доске и тетради:
У. 5 + 5 = 10 см
Б. 4 + 1 + 5 = 10 см
М. 3 + 3 + 4 = 10 см
– Чем похожи линии, по которым двигались
насекомые? (У всех одинаковая длина – 10см)
– Чем различаются? (Состоят из различных по
длине звеньев)
– А можно выразить путь в других единицах
измерения длины?
– Каким равенством мы воспользуемся? (1 дм = 10
см)
5 + 5 = 10 см = 1 дм
4 + 1 + 5 = 10 см = 1 дм
3 + 3 + 4 = 10 см = 1 дм
№188
– Читаем задание.
– Составьте задачу
«Сидело несколько котят. Потом два котёнка
убежали, а 4 котёнка остались. Сколько котят было
сначала?»
– Значит какой вопрос подошел к этой задаче?
– Составим равенство по рисункам (… – 2 = 4)
(Слайд 42)
– Какое действие применили? (Вычитание)
– Какой компонент неизвестен? (Уменьшаемое)
– Как его найти?
– Значит как будет решаться наша задача? (4 + 2)
– Запишем решение и ответ.
– Можно ли составить другую задачу по этим же
рисункам?
«Сидело несколько котят. Прибежали еще два
котёнка. Стало 4 котёнка. Сколько котят было
сначала?»
– Составим равенство по рисункам (… + 2 = 4)
(Слайд 43)
– Какое действие применили? (Cложение)
– Какой компонент неизвестен? (Cлагаемое)
– Как его найти?
– Значит как будет решаться наша задача? (4 – 2)
– Запишем решение и ответ.
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
– С какими новыми единицами длины
познакомились на уроке?
– Сколько см в 1 дм? (Слайды 44, 45)
– Сколько дм в 1 м? (Слайды 46, 47)
– Для чего нужны эти единицы измерения длины? (Для
того, чтобы измерять большие предметы)
– Чем бы вы посоветовали измерить Удава: м, дм или
см?
– Ребята посмотрите на экран. (Слайд 48)
– Помните, солнышко заглядывало к нам. Но я хочу,
чтобы оно осталось в нашем классе.
Мне очень понравилось, как вы работали на уроке и
поэтому свой лучик я подарю солнышку. (приклеиваю
свой лучик)
– Если вам урок показался интересным и вы всё
поняли на уроке, то можете добавить свои лучики. А
если вам урок показался скучным, то вы можете
взять капельку и создать дождик, исходящий из
этой тучки. (Дети приклеивают свои лучики)
– Оказывается эта была не тучка, а облачко,
которое пролетало мимо. (Убираю тучку)
– А под лучами нашего солнышка мы с каждым днем
будем всё умнее, добрее и внимательнее.
– Урок закончен, всем спасибо!