Атмосферная циркуляция

Разделы: География


Цель: Сформировать представление об особенностях атмосферной циркуляции на территории России.

Задачи:

  • ознакомление обучающихся с особенностями циркуляции атмосферы в России;
  • формирование универсальных учебных действий приемами технологии развития критического мышления;
  • раскрытие значения атмосферной циркуляции в природе и жизни человека

Оборудование: мультимедийное оборудование, атласы, учебник (География 8 класс – Полярная Звезда)

Тип урока: комбинированный

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Организационный момент

Добрый день, ребята! У нас сегодня немного необычный урок. К нам в гости приехали учителя географии из других школ района. Я хочу пожелать нам всем успеха и  удачной работы. Создает эмоциональный настрой. Слушают учителя, настраиваются на урок.

II. Опрос домашнего задания

На прошлом уроке нами  была изучена тема «Солнечная радиация».  Сейчас мы проверим, как же вами усвоена данная тема.
Несколько ребят получают карточки с индивидуальными заданиями, остальные работают вместе со мной.
Раздает карточки индивидуальной работы  слабым обучающихся (дифференцированный подход); Индивидуальная работа по карточкам (тест).
– Что такое солнечная радиация? (Излучение солнцем тепла и света)
– Что мы называем суммарной солнечной радиацией?
– Разница между поступлением суммарной солнечной радиации и ее потерями на отражение и тепловое излучение – это… (радиационный баланс)
Фронтальный опрос для класса, проверка усвоения пройденного материала. Отвечают на вопросы учителя, осуществляют самопроверку усвоения материала.
А сейчас я предлагаю вам прием ПОПС
П – позиция                          
О – обоснование
П – подтверждение
С – следствие
Позиция: «Суммарная солнечная радиация на юге России больше чем на севере»

Вам необходимо либо доказать, либо опровергнуть данную позицию.

Создает условия для творческой деятельности детей, контролирует выполнение задания по формуле ПОПС. Выполняют предложенное задание, развивают логическое мышление.
А сейчас давайте посмотрим, что у вас получилось. Слушает и комментирует ответы учащихся, обеспечивает положительную реакцию на творчество одноклассников. Зачитывают свои варианты ответов на задание.
Ребята!  Перед Вами  небольшой список утверждений. Вам необходимо их распределить  на три группы:
Никогда

Иногда

        Всегда
     

1. Чем больше широта местности, тем ниже солнце поднимается   над горизонтом. (Всегда)
2. Радиационный баланс зависит от подстилающей поверхности (Dсегда)
3. Поступление солнечной энергии в высоких широтах больше, чем на экваторе (Иногда – только летом, когда на полюсе полярный день)
4. Чем ниже широта местности, тем больше различий между зимой и летом. (Никогда – на экваторе между зимой и летом практически нет отличий)
5. В пасмурный день можно хорошо загореть. (Никогда)

Формулирует задание, учит анализировать. Выполняют работу: распределяют предложенные утверждения на 3 группы, учатся анализировать.
А сейчас давайте проверим вашу работу. Слушает и комментирует ответы учащихся. Зачитывают и поясняют свои варианты ответов на задание, обосновывают выбор написания.
Ребята! Вы неплохо освоили данную тему, давайте подумаем, где
вам могут пригодиться данные знания?
Формулирует вопрос, развивающий логическое мышление учащихся Отвечают на вопрос учителя.

III. Изучение нового материала

Стадия вызова

В природе постоянно происходят различные движения или перемещения. Приведите  примеры таких движений
(океанические течения, круговорот воды в природе, течение рек, движение литосферных плит). В процессе всех перемещений возникают какие-либо последствия (Какие?)

Мотивация ребят на изучение нового материала. Предполагают, высказывают свою точку зрения.
Сегодня на уроке мы поговорим о циркуляции воздушных масс
Открываем тетради, записываем тему урока «Атмосферная циркуляция»
– Ребята, какие ассоциации у вас вызывает данное словосочетание?
– Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?
Давайте поставим цель нашего урока.
Формулирует тему урока, актуализирует знания, учит формулировать познавательную цель. Формулируют цель урока:«Изучить особенности циркуляции атмосферы в России и выяснить последствия атмосферной циркуляции в природе и жизни человека».
Записывают тему урока в тетрадь.
Стадия: осмысление содержания

По картам атласа давайте посмотрим, в каких климатических поясах расположена территория России (арктический, субарктический, умеренный).
Мы с вами знаем, что в каждом климатическом поясе формируются  различные воздушные массы.

Формулирует задание, актуализирует способы деятельности при работе с картой. Работают с картой, определяют тип воздушных масс, записывают в тетрадь в виде схемы.
Давайте посмотрим по климатической карте, какие ВМ господствуют  над территорией  России? Учит работать с картой. Анализируют карту.
Каждая ВМ обладает определенными свойствами. Давайте вспомним, какими свойствами обладают все перечисленные ВМ? Формулирует вопрос. Отвечают на вопрос учителя.
Ребята, посмотрите на физическую карту и скажите: Смогут ли воздушные массы идущие с Атлантического, Тихого и Сев.Ледовитого  океанов проникнуть в глубь нашей страны? Создает проблемную ситуацию. Анализируют физическую карту России и делают вывод.
Давайте сделаем вывод: какой же фактор влияет на перенос воздушных масс? Подводит обучающихся к выводу. Делают вывод.
Так же на перенос ВМ влияет положение России относительно планетарных центров атмосферного давления.
Посмотрите на экран. Рассмотрим внимательно изображение.
Мы видим области повышенного и пониженного давления постоянного и сезонного действия, влияющие  на перенос ВМ. Проанализируйте рисунок и запишите в тетрадь области повышенного и пониженного давления постоянного и сезонного действия.
Сообщает о планетарных центрах атмосферного давления, демонстрирует рисунок на слайде,  учит анализировать. Анализируют изображение, записывают в тетрадь центры атмосферного давления.
В повседневной  жизни мы очень часто слышим фразу «атмосферный фронт» Где мы можем услышать эту фразу?
Именно с этим термином связана  резкая смена ВМ.  
Атмосферный фронт это зона контакта разных ВМ шириной в десятки, а длиною в сотни км.
Атмосферный фронт – это переходная зона между ВМ с разными свойствами
Подводит под понятие «атмосферный фронт». Отвечают на вопрос, записывают определение в тетрадь.
Вам необходимо прочитать первый абзац текста на стр.92 и ответить на вопрос: какие бывают атмосферные фронты, и чем они отличаются друг от друга? Записать ответ в виде схемы. Учит работать с текстом, синтезировать информацию, составлять схему. Анализируют текст учебника, составляют схему.
Ребята, обратите внимание на слайд. Перед вами схема образования теплого и холодного фронтов. Сейчас вы будете работать в парах. Ваша задача – составить мини-рассказ об атмосферном фронте, используя рисунок. Первый ряд описывает теплый фронт, второй – холодный фронт. Демонстрирует рисунок на слайде,организует работу в парах. Анализируют рисунок, составляют рассказ об одном из атмосферных фронтов.
Проверим, что у вас получилось. Слушает и корректирует ответы учеников. Рассказывают об атмосферных фронтах.
Вдоль атмосферных фронтов на их изгибах возникают огромные вихри– циклоны и антициклоны.(Циклон –  в переводе с греческого-вращающийся)
Я предлагаю вам поработать с текстом и рисунком и сравнить циклоны и антициклоны. Вашему вниманию предлагается таблица и варианты ответов.
Необходимо правильно расставить  слова и фразы в правильные ячейки
Элементы сравнения            Циклоны       Антициклон
Давление в центре    
Движение воздуха    
Потоки воздуха    
Погода летом    
Погода зимой    

Пониженное.  Морозная безоблачная погода.  Восходящие.  Движение воздуха от центра – по часовой стрелке.  Повышенное.  Движение воздуха к центру против часовой стрелки.  Нисходящие. Похолодание и дождливая пасмурная погода. Похолодание, дождливая пасмурная погода.  Оттепель с осадками в виде снега.  Сухая безоблачная погода без осадков.

Сообщает о циклонах и антициклонах, организует самостоятельную работу с учебником, контролирует его выполнение Работают с текстом, отбирают необходимую информацию, заполняют таблицу
А сейчас давайте проверим вашу работу Слушает и корректирует (если это необходимо) ответ учащихся, проверяет правильность заполнения таблицы. Отвечают на вопрос учителя, вносят коррективы в работу (если это необходимо).
Ребята, вы поработали с информацией, давайте попробуем сформулировать определения: циклон – это…, антициклон – это… Подведение под понятие «циклон» Формулируют определения циклона и антициклона, записывают их в тетрадь.
Физкультминутка: Я прошу вас встать со своих рабочих мест. По моей команде вы должны изобразить движение воздуха:
–первый ряд– движение воздуха в циклоне;
–второй ряд– движение воздуха в антициклоне.
Сообщает задание для физкультминутки. Выполняют задание, демонстрируют движения воздуха в циклоне и антициклоне.
Ребята, давайте подведем итог нашего урока. Ответте, пожалуйста, на вопрос: К каким изменениям в природе приводит циркуляция воздушных масс? Как изменения погоды влияют на человека? Учит детей выстраивать логическую цепочку рассуждений, опираясь на жизненный опыт и знания, полученные на уроке. Учатся делать правильное умозаключение.
Стадия рефлексии (закрепление материала)

 Ребята, я предлагаю вам оценить свои знания, полученные на уроке и поиграть в игру «Верно – неверно». Я буду зачитывать фразы, а вы отвечайте: верно или неверно

1. Самая большая часть территории России лежит в умеренном  климатическом поясе. (Верно)
2. Изменение свойств воздушных масс называется  циркуляцией. (Неверно)
3. Атмосферный фронт – это переходная зона между ВМ с разными свойствами. (Верно)
4. Затяжные, моросящие дожди приносит холодный фронт. (Неверно)
5. Атмосферные вихри с низким  давлением в центре это циклоны. (Верно)
6. Пришел антициклон: на улице стоит морозная солнечная погода. (Верно)

Создаю условия для самопроверки учащимися учебного материала. Осуществляют самопроверку.
Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали, неплохо усвоили материал, давайте выставим оценки. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности, выставляет оценки за урок. Слушают учителя.

IV. Домашнее задание

А сейчас открывайте дневники и записывайте домашнее задание
Параграф 19, стр 90. Задание 8, 11,12 стр 94.
Сообщает домашнее задание, поясняет его выполнение, выставляет отметки в дневник. Записывают задание в дневник.