Цель: Сформировать представление об особенностях атмосферной циркуляции на территории России.
Задачи:
- ознакомление обучающихся с особенностями циркуляции атмосферы в России;
- формирование универсальных учебных действий приемами технологии развития критического мышления;
- раскрытие значения атмосферной циркуляции в природе и жизни человека
Оборудование: мультимедийное оборудование, атласы, учебник (География 8 класс – Полярная Звезда)
Тип урока: комбинированный
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
||||||||||||||||||
I. Организационный момент |
||||||||||||||||||||
Добрый день, ребята! У нас сегодня немного необычный урок. К нам в гости приехали учителя географии из других школ района. Я хочу пожелать нам всем успеха и удачной работы. | Создает эмоциональный настрой. | Слушают учителя, настраиваются на урок. | ||||||||||||||||||
II. Опрос домашнего задания |
||||||||||||||||||||
На прошлом уроке нами была изучена
тема «Солнечная радиация». Сейчас мы
проверим, как же вами усвоена данная тема. Несколько ребят получают карточки с индивидуальными заданиями, остальные работают вместе со мной. |
Раздает карточки индивидуальной работы слабым обучающихся (дифференцированный подход); | Индивидуальная работа по карточкам (тест). | ||||||||||||||||||
– Что такое солнечная радиация? (Излучение
солнцем тепла и света) – Что мы называем суммарной солнечной радиацией? – Разница между поступлением суммарной солнечной радиации и ее потерями на отражение и тепловое излучение – это… (радиационный баланс) |
Фронтальный опрос для класса, проверка усвоения пройденного материала. | Отвечают на вопросы учителя, осуществляют самопроверку усвоения материала. | ||||||||||||||||||
А сейчас я предлагаю вам прием ПОПС П – позиция О – обоснование П – подтверждение С – следствие Позиция: «Суммарная солнечная радиация на юге России больше чем на севере» Вам необходимо либо доказать, либо опровергнуть данную позицию. |
Создает условия для творческой деятельности детей, контролирует выполнение задания по формуле ПОПС. | Выполняют предложенное задание, развивают логическое мышление. | ||||||||||||||||||
А сейчас давайте посмотрим, что у вас получилось. | Слушает и комментирует ответы учащихся, обеспечивает положительную реакцию на творчество одноклассников. | Зачитывают свои варианты ответов на задание. | ||||||||||||||||||
Ребята! Перед Вами небольшой
список утверждений. Вам необходимо их
распределить на три группы:
1. Чем больше широта местности, тем ниже
солнце поднимается над горизонтом. (Всегда) |
Формулирует задание, учит анализировать. | Выполняют работу: распределяют предложенные утверждения на 3 группы, учатся анализировать. | ||||||||||||||||||
А сейчас давайте проверим вашу работу. | Слушает и комментирует ответы учащихся. | Зачитывают и поясняют свои варианты ответов на задание, обосновывают выбор написания. | ||||||||||||||||||
Ребята! Вы неплохо освоили данную тему,
давайте подумаем, где вам могут пригодиться данные знания? |
Формулирует вопрос, развивающий логическое мышление учащихся | Отвечают на вопрос учителя. | ||||||||||||||||||
III. Изучение нового материала |
||||||||||||||||||||
Стадия вызова В природе
постоянно происходят различные движения или
перемещения. Приведите примеры таких
движений |
Мотивация ребят на изучение нового материала. | Предполагают, высказывают свою точку зрения. | ||||||||||||||||||
Сегодня на уроке мы поговорим о
циркуляции воздушных масс Открываем тетради, записываем тему урока «Атмосферная циркуляция» – Ребята, какие ассоциации у вас вызывает данное словосочетание? – Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? Давайте поставим цель нашего урока. |
Формулирует тему урока, актуализирует знания, учит формулировать познавательную цель. | Формулируют цель урока:«Изучить
особенности циркуляции атмосферы в России и
выяснить последствия атмосферной циркуляции в
природе и жизни человека». Записывают тему урока в тетрадь. |
||||||||||||||||||
Стадия: осмысление содержания По
картам атласа давайте посмотрим, в каких
климатических поясах расположена территория
России (арктический, субарктический, умеренный). |
Формулирует задание, актуализирует способы деятельности при работе с картой. | Работают с картой, определяют тип воздушных масс, записывают в тетрадь в виде схемы. | ||||||||||||||||||
Давайте посмотрим по климатической карте, какие ВМ господствуют над территорией России? | Учит работать с картой. | Анализируют карту. | ||||||||||||||||||
Каждая ВМ обладает определенными свойствами. Давайте вспомним, какими свойствами обладают все перечисленные ВМ? | Формулирует вопрос. | Отвечают на вопрос учителя. | ||||||||||||||||||
Ребята, посмотрите на физическую карту и скажите: Смогут ли воздушные массы идущие с Атлантического, Тихого и Сев.Ледовитого океанов проникнуть в глубь нашей страны? | Создает проблемную ситуацию. | Анализируют физическую карту России и делают вывод. | ||||||||||||||||||
Давайте сделаем вывод: какой же фактор влияет на перенос воздушных масс? | Подводит обучающихся к выводу. | Делают вывод. | ||||||||||||||||||
Так же на перенос ВМ влияет положение
России относительно планетарных центров
атмосферного давления. Посмотрите на экран. Рассмотрим внимательно изображение. Мы видим области повышенного и пониженного давления постоянного и сезонного действия, влияющие на перенос ВМ. Проанализируйте рисунок и запишите в тетрадь области повышенного и пониженного давления постоянного и сезонного действия. |
Сообщает о планетарных центрах атмосферного давления, демонстрирует рисунок на слайде, учит анализировать. | Анализируют изображение, записывают в тетрадь центры атмосферного давления. | ||||||||||||||||||
В повседневной жизни мы очень часто
слышим фразу «атмосферный фронт» Где мы можем
услышать эту фразу? Именно с этим термином связана резкая смена ВМ. Атмосферный фронт это зона контакта разных ВМ шириной в десятки, а длиною в сотни км. Атмосферный фронт – это переходная зона между ВМ с разными свойствами |
Подводит под понятие «атмосферный фронт». | Отвечают на вопрос, записывают определение в тетрадь. | ||||||||||||||||||
Вам необходимо прочитать первый абзац текста на стр.92 и ответить на вопрос: какие бывают атмосферные фронты, и чем они отличаются друг от друга? Записать ответ в виде схемы. | Учит работать с текстом, синтезировать информацию, составлять схему. | Анализируют текст учебника, составляют схему. | ||||||||||||||||||
Ребята, обратите внимание на слайд. Перед вами схема образования теплого и холодного фронтов. Сейчас вы будете работать в парах. Ваша задача – составить мини-рассказ об атмосферном фронте, используя рисунок. Первый ряд описывает теплый фронт, второй – холодный фронт. | Демонстрирует рисунок на слайде,организует работу в парах. | Анализируют рисунок, составляют рассказ об одном из атмосферных фронтов. | ||||||||||||||||||
Проверим, что у вас получилось. | Слушает и корректирует ответы учеников. | Рассказывают об атмосферных фронтах. | ||||||||||||||||||
Вдоль атмосферных фронтов на их изгибах
возникают огромные вихри– циклоны и
антициклоны.(Циклон – в переводе с
греческого-вращающийся) Я предлагаю вам поработать с текстом и рисунком и сравнить циклоны и антициклоны. Вашему вниманию предлагается таблица и варианты ответов. Необходимо правильно расставить слова и фразы в правильные ячейки
Пониженное. Морозная безоблачная погода. Восходящие. Движение воздуха от центра – по часовой стрелке. Повышенное. Движение воздуха к центру против часовой стрелки. Нисходящие. Похолодание и дождливая пасмурная погода. Похолодание, дождливая пасмурная погода. Оттепель с осадками в виде снега. Сухая безоблачная погода без осадков. |
Сообщает о циклонах и антициклонах, организует самостоятельную работу с учебником, контролирует его выполнение | Работают с текстом, отбирают необходимую информацию, заполняют таблицу | ||||||||||||||||||
А сейчас давайте проверим вашу работу | Слушает и корректирует (если это необходимо) ответ учащихся, проверяет правильность заполнения таблицы. | Отвечают на вопрос учителя, вносят коррективы в работу (если это необходимо). | ||||||||||||||||||
Ребята, вы поработали с информацией, давайте попробуем сформулировать определения: циклон – это…, антициклон – это… | Подведение под понятие «циклон» | Формулируют определения циклона и антициклона, записывают их в тетрадь. | ||||||||||||||||||
Физкультминутка: Я прошу вас встать со
своих рабочих мест. По моей команде вы должны
изобразить движение воздуха: –первый ряд– движение воздуха в циклоне; –второй ряд– движение воздуха в антициклоне. |
Сообщает задание для физкультминутки. | Выполняют задание, демонстрируют движения воздуха в циклоне и антициклоне. | ||||||||||||||||||
Ребята, давайте подведем итог нашего урока. Ответте, пожалуйста, на вопрос: К каким изменениям в природе приводит циркуляция воздушных масс? Как изменения погоды влияют на человека? | Учит детей выстраивать логическую цепочку рассуждений, опираясь на жизненный опыт и знания, полученные на уроке. | Учатся делать правильное умозаключение. | ||||||||||||||||||
Стадия рефлексии (закрепление
материала) Ребята, я предлагаю вам оценить свои знания, полученные на уроке и поиграть в игру «Верно – неверно». Я буду зачитывать фразы, а вы отвечайте: верно или неверно 1. Самая большая часть территории России лежит в
умеренном климатическом поясе. (Верно) |
Создаю условия для самопроверки учащимися учебного материала. | Осуществляют самопроверку. | ||||||||||||||||||
Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали, неплохо усвоили материал, давайте выставим оценки. | Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности, выставляет оценки за урок. | Слушают учителя. | ||||||||||||||||||
IV. Домашнее задание |
||||||||||||||||||||
А сейчас открывайте дневники и
записывайте домашнее задание Параграф 19, стр 90. Задание 8, 11,12 стр 94. |
Сообщает домашнее задание, поясняет его выполнение, выставляет отметки в дневник. | Записывают задание в дневник. |