Старший дошкольный возраст, по мнению современных физиологов, психологов, логопедов, педагогов, является наиболее благоприятным для активного развития речи и познавательных способностей. Данное занятие направлено на развитие познавательных способностей старших дошкольников и включает в себя развивающие игры, задания, объединенные темой недели - “Космос”.
Типы устных заданий по развитию связной речи в данном занятии предполагают:
- Согласование числительного и существительного.
- Согласование частей речи и упорядочивание слов в предложении.
- Употребление единственного и множественного числа существительного.
- Использование компьютерных технологий в работе с детьми дошкольного возраста позволяет более эффективно решать многие образовательные и развивающие задачи.
Цель: Развитие речи и познавательных процессов у старших дошкольников.
Задачи:
- расширение, активация словаря по теме “Космос”
- развитие связной речи;
- развитие зрительно-моторной координации;
- формирование и развитие произвольных психических функций (произвольное внимание, мышление, память и поведение);
Возраст детей: 6-7 лет
Время занятия: 35 минут.
Ход занятия
Звучит музыка космического характера. Дети рассаживаются за стол перед интерактивной доской.
Психолог:
Сегодня мы превращаемся в космических путешественников. Нас ждут интересные приключения и испытания. Вы готовы отправиться в космическое пространство? Для того чтобы это осуществить, нам необходимо размяться...Веселая зарядка для пальчиков.
Необходимо загибать пальчики, начиная с мизинца к большому на каждый ударный слог.
В темном небе звезды светят,
Космонавт летит в ракете.
День летит и ночь летит
И на землю вниз глядит.
Психолог:
Молодцы! Мы оказались на планетах!Следующее задание – необходимо определить:
Что лишнее в каждом ряду?
Земля, Марс, планета, Юпитер.
Корабль, ракета, станция, звезда.
Психолог:
Справились с первым испытанием... Посмотрите, прошел звездный дождь, который оставил на поверхности планет осколки космических объектов... Давайте их посчитаем.Сосчитай до пяти
Одно созвездие – два созвездия...
Один мощный телескоп - ...
Одна далекая планета - ...
Один искусственный спутник - ...
Психолог:
Вы слышите, этот спутник передает сигналы, но слова перепутались. Необходимо правильно собрать их в предложение.Собери предложение
Астроном, звездами, за, наблюдает.
Луна, спутник, это, земли.
Психолог:
Оглянитесь, к нам приближается что-то.... Определить что это можно по шифровке, дошедшей до нас.Доскажи словечко
Ты меня увидишь в небе,
Я хвостата, не хвастлива.
Не планета, не ракета,
А зовут меня... (комета)
Измени по образцу
Звезда – много звезд.
Спутник – ...
Корабль - ...
Космонавт - ...
Ракета - ...
Подбери парное слово
Самолет – летчик, ракета - ...(космонавт)
Вверх – взлет, вниз - ...(посадка)
Самолет – аэродром, космический корабль - ...(космодром)
Повтори рисунок по клеточкам (рис. 1)
Что общего и чем отличаются?
Земля и Марс.
Космонавт и летчик.
Космический корабль и самолет.
Найди отличия (рис.2)
Хитрые вопросы
- Чего больше – космических кораблей или кораблей?
- Что тяжелее – космонавт в скафандре или скафандр?
- Куда лететь дальше – с Земли на Луну или с Луны на Землю?
Выложи фигуру их палочек по образцу (рис.3)
Отгадай загадки
Он не летчик, не пилот,
Он ведет не самолет,
А огромную ракету,
Дети, кто, скажите, это?
(Космонавт)В синем небе огонек
Всех внимание привлек.
Он вокруг земли летает.
Нам приветы посылает.
(Спутник)
Психолог: Ну, вот, дорогие космонавты, наше путешествие заканчивается... Нам пора возвращаться на Землю.
Визуализация
Звучит музыка...
Психолог: Закройте глаза... Представьте, как мы движемся по звездному пространству... Мимо проплывают большие и маленькие планеты, их спутники, кометы и астероиды... Посмотрите вдаль... Там виднеется наша родная планета – Земля! Наш межгалактический корабль держит курс домой (пауза). Откройте глаза. Вот мы и дома.
Завершение занятия
Психолог: Вам понравилось наше путешествие? (Дети делятся своими впечатлениями).
Свои яркие впечатления я предлагаю вам выразить в рисунках с помощью представленных образов и цвета. До свидания.