Цель: формирование представлений ученика об общечеловеческих качествах – доброте, милосердии, сострадании и их значимости в системе человеческих отношений.
Задачи: воспитание доброго отношения к близким людям, к своим сверстникам.
Предварительная работа:
- Чтение рассказов, русских народных сказок, поговорок, пословиц
- Изготовление книжки-самоделки с пословицами и поговорками
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Учитель: Сегодня, ребята, мы обсудим самые важные качества человека. Но прежде послушаем песню.
«Если добрый ты» (сл. М. Пляцковского)
Дождик босиком по земле прошёл,
Клёны по плечам хлопал.
Если ясный день – это хорошо,
А когда наоборот – плохо.
Если ясный день – это хорошо,
А когда наоборот – плохо.
Если ясный день – это хорошо,
А когда наоборот – плохо.
Слышно, как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны.
Если добрый ты – то всегда легко,
А когда наоборот – трудно.
Если добрый ты – то всегда легко,
А когда наоборот – трудно.
С каждым поделись радостью своей,
Рассыпая смех звучно.
Если песни петь – с ними веселей,
А когда наоборот – скучно.
Если песни петь – с ними веселей,
А когда наоборот – скучно.
Учитель: Ребята, скажите о чем песня?
(Ответы учеников)
Учитель: А теперь повернитесь друг
другу, скажите доброе слово и улыбнитесь.
Дети поворачиваются по очереди друг к другу улыбаются и говорят добрые слова (Даша – ты красивая, Ирина – ты симпатичная, Илья – ты милый, Валя –ты добрая и т. д.)
Учитель: Вам приятно? Действительно
приятно смотреть на человека, который улыбается
приветливой улыбкой. Мы все улыбнулись, и жизнь,
пусть на малую капельку, стала радостнее и
добрее.
Учитель: Сегодня мы поведем разговор о
таких человеческих качествах, как доброта и
вежливость, – ведь они неразделимы. А тема нашего
разговора – «И завертится земля быстрей, если
будем мы с тобой добрей». Добрый человек всегда
вежливо говорит со своим собеседником. Если у
друга удача – добрый человек поздравит его, а
если беда – добрые слова помогут утешить и
успокоить.
Учитель:
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
– Доброе утро! –
– Доброе утро! –
Солнцу и птицам!
– Доброе утро! –
Улыбчивым лицам
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро
Длится до вечера. (Н.Красильников)
Учитель: Добро и зло часто можно
встретить в сказках. Попробуем вспомнить их.
Приведите пример из сказки доброго и злого героя,
или его поступков. (Золушка, Карабас Барабас,
Красная Шапочка, Баба Яга, кот Леопольд, доктор
Айболит, Снежная Королева, Дюймовочка и др). (Дети
отвечают)
Учитель: Что такое доброта?
– Какого человека называют добрым?
– Ты себя считаешь добрым?
– Кого ты считаешь добрым человеком? Почему?
– А кто самый добрый и заботливый человек в вашей
семье?
– А как вы сами заботитесь о своей маме?
Учитель: Доброта... Что означает это
слово? (Объяснение учеников, как они понимают
это слово)
Учитель: Какого человека можно назвать
добрым? (Добрый человек – это тот, кто любит
людей и готов в трудную минуту прийти им на
помощь. Добрый человек бережёт природу, любит
птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу.
Добрый человек старается быть аккуратным,
вежливым и уважительным в общении с товарищами и
взрослыми.)
Учитель: А теперь найдём значение
слова в толковом словаре С. Ожегова.
Учитель: В каждом из нас есть маленькое
солнце. И это солнце – доброта. Издавна люди
говорили: «Доброта, что солнце». Добрый человек
любит людей и помогает им. А любовь и помощь
согревают, как солнце.
Учитель: Назовите ребята пословицы о
дружбе, доброте? (Ученики по одному называют
пословицы)
– Доброе слово лечит, злое калечит.
– Торопись на доброе дело, худое само приспеет.
– Доброе дело делай смело.
– Когда у друзей лад, каждый этому рад.
– Кто щедрый, тот в дружбе первый.
– Где добрые люди, там беды не будет.
– Добрая слава лежит, а худая бежит.
– Не одежда красит человека, а его добрые дела.
– Доброта нигде не теряет своего достоинства.
– Доброта без разума пуста.
– Добрые слова дороже богатства.
– За доброго человека сто рук.
– Не хвались серебром, а хвались добром.
– Кто добро творит, тому бог отплатит.
– В ком добра нет, в том и правды мало.
– За добрые дела добром платят.
– Злой плачет от зависти, а добрый от радости.
Учитель: Ваши книжки-самоделки
получились чудесными, много пословиц о добре и
вежливости в ваших книжках. Молодцы.
Учитель: А сейчас поиграем в игру
«Подбери нужные слова».
– Каким, словом можно поприветствовать человека?
(Здравствуй, добрый день, доброе утро…)
– Как нужно поблагодарить? (Спасибо, очень
вам благодарен…)
– Как можно похвалить человека? (Молодец,
умница, ты хороший, умный…)
– Как можно успокоить? (Не волнуйся, все будет
хорошо, не расстраивайся…)
Ученики читают стихи:
1. Как бы жизнь не летела –
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.2. Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле
Делай доброе дело–
Тем живём на земле. (А. Лесных)3. Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
Доброта — она от века
Украшенье человека…4. В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит доброта
Утро доброе у нас
Добрый день и добрый час
Добрый вечер,
Ночь добра
Было доброе вчера
И откуда спросишь ты
В доме столько доброты.
5. Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте.
Вся в голубой и звёздной красоте
Земля добра: она, дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно непокорным небом
Давайте воевать за доброту!
Учитель: Проведём ещё одну игру,
которая называется «Доброе солнышко».
(На доске – солнышко с надписью «Доброта», на
лучах часть пословицы, ученики должны назвать
другую часть пословицы).
Это солнце – доброта. Как солнце, доброта озаряет
своими лучами и дарит людям теплоту,
заботливость и внимание. На этих лучиках начало
пословицы, а вы должны продолжить. Затем этим
лучиком дотрагиваетесь до любого ученика и он
должен рассказать вам о добром деле, который он
совершил недавно.
Учитель: Видите, ребята, как много
добрых дел вы совершили. Теперь это — доброе
солнышко! Оно улыбается и всех озаряет своими
лучами. А от его лучей мы ощущаем тепло. И пусть
они согреют наши сердца.
Игра-тренинг “Волшебный цветок добра”
Дети в кругу, глаза закрыты. Учитель предлагает выполнить её задания. Звучит музыка.
Учитель: Нарисуйте в своем
воображении цветок добра и хорошего настроения.
Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он
согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От
него исходит удивительный запах и приятная
музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно
поместите все добро и хорошее настроение этого
цветка внутрь, в свое сердце.
Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет
вам радость. У вас появляются новые силы: силы
здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как
ваше тело наполняется удовольствием и радостью.
Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно
становится вашей душе...
Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас
доброе, согревающее душу настроение.
А теперь откройте глаза. Посмотрите вокруг.
Возьмитесь за руки. Глядя друг другу в лицо,
пожелайте чего-нибудь хорошего. (Дети выполняют.)
Я хочу, чтобы вы запомнили то, что вы сейчас
чувствуете и взяли с собой, уходя из этой комнаты.
Теплые чувства и хорошее настроение будут
по-прежнему с вами...
Учитель:
Что такое добро? Это счастья кусочек,
Это свежего воздуха, ветра глоточек.
Ты его подари, и оно возвернется,
У кого-то сильней просто сердце забьется.
Не купить это слово и не продать,
Подарить его можно иль просто отдать...
Безвозмездно, не требуя денег обратно,
Это все очень просто и очень понятно.
Я сегодня хочу подарить всем добро,
Как вам, люди, на сердце – Стало тепло?
Пусть же каждый его ощутит, улыбнется,
И улыбкой оно к вам тот час же вернётся!
Песня «Дорога добра»
Учитель: В конце нашей встречи мне хотелось бы сказать:
Дарите всем по солнышку –
Частичку света, доброты.
Слова любви и нежности
Дарите людям, как цветы.
Впереди вас ждёт много славных дел. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми – смелыми, добрыми, трудолюбивыми. «И завертится земля быстрей, если будем мы с тобой добрей».