Занятие по статистике на тему «Исчисление различных видов относительных величин»

Разделы: Общепедагогические технологии


Тип занятия: повторение и закрепление материала.

Вид занятия: практическое занятие.

Продолжительность: 60 минут.

Цели занятия:

Образовательная – закрепить первичные умения студентов по расчету относительных показателей для ведения статистики торговли.
ПК 1.8 Использовать основные методы и приемы статистики для решения практических задач коммерческой деятельности, определять статистические величины, показатели вариации и индексы.
ОК 12. Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных документов, а также требования стандартов, технических условий.
Развивающая – развить профессионально-значимые качества, статистическое мышление.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые  методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Воспитательная – вырабатывать ответственность, мотивировать необходимость получения знаний.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Метод обучения – продуктивно-практический.

Метод учения – по типу познавательной деятельности.

Метод преподавания – побуждающий к продуктивному мышлению.

Метод воспитания – выявить способности.

Используемые технологии: ИКТ, технология сотрудничества, разноуровневого обучения

Материально-техническое обеспечение: мультимедийный комплекс, раздаточный материал, перечень вопросов для фронтального опроса, тестовое задание, практические задания.

Межпредметные связи: Математика, Экономика, Бухгалтерский учет, Анализ финансово-хозяйственной деятельности, Финансы, Информационные технологии и др.

Литература:

1. Статистика. Под ред. В.С.Мхитаряна.М.: «Академия», 2009.
2. Общая теория статистики. Под общей редакцией М.Р. Ефимовой. М: ИНФРА-М, 2007.
3. Статистика отраслей/ И.Е. Теслюк, Л.Н. Тарловская, Н.П. Дащинская. Мн: БГЭУ, 2006.
4. Теслюк И.Е. Статистика: Учебное пособие. Мн.: Ураджай, 2000.

Технологическая карта занятия

п/п

Этапы

Содержание

Средства

Методы

Время
мин.
1 Организационный момент Приветствие
Проверка присутствующих
Разделение на группы (4-6 человек)
Коммуникативные
Речь
Стимулирование мотивации студентов

2

2 Сообщение темы,  постановка цели занятия Начальная мотивация учебной деятельности Проектор
Экран
Мотивация

2

3 Актуализация опорных знаний Устный опрос

Тестирование

Проектор
Экран
ПК (MyTest)
Словесно-иллюстративный
Контроль знаний

15

12

4 Практическая работа Вводный инструктаж
Распределение заданий по группам

Текущий инструктаж
Выполнение заданий

Экран
Слайды
Раздаточный материал
Обращение к знанию материала
Задания
ПК
Приобщение к деятельности
Побуждающий
консультирующий

Групповой
Анализ
Межпредметные связи

7

 

15

5 Подведение итогов Анализ работы
– Обобщение и выводы по ходу проведения занятия
– оценивание студентов
Словесный
Рефлексия
Осмысление
Понимание
контроль

5

6 Задание на дом Выполнить диаграмму (по данным прохождения практики): ассортиментная структура розничного товарооборота магазина   Приобщение и исполнительность

2

Задания на тестирование (MyTest)

Статистика изучает признаки, которые:

а) имеют количественное выражение (количественные);
б) не имеют количественного выражения (атрибутивные);
в) количественные и атрибутивные.

Количественные признаки могут быть представлены:

а) соответствующим размером и единицей измерения (численность населения, масса прибыли, средняя заработная плата);
б) национальностью, видом деятельности, профессией рабочих;
в) сортностью продукции, квалификацией рабочих.

Полигон – это:

а) многоугольник;
б) график дискретного ряда распределения;
в) специально оборудованная площадь для проведения испытаний чего-нибудь;
г) график интервального ряда распределения.

Гистограмма – это:

а) график дискретного ряда распределения;
б) график интервального ряда распределения;
в) графический рисунок процесса работы чего-либо.

Под ранжированием понимают:

а) определение предела (интервала) изменений значений варьирующего признака;
б) количественная оценка степени вариации изучаемого признака;
в) расположение всех значений в возрастающем (или убывающем) порядке.

Абсолютные статистические показатели выражаются:

а) в процентах;
б) в именованных числах; 
в) в коэффициентах.

Относительные величины – это:

а) отношение двух статистических величин;
б) отношение абсолютных и относительных величин;
в) отношение относительных и абсолютных величин.

Относительные статистические показатели выражаются:

а) в физических единицах измерения;
б) в условно-натуральных единицах измерения;
в) в статистических единицах измерения;
г) в коэффициентах, процентах, промилле.

Относительная величина динамики – это:

а) отношение фактического выпуска продукции к плановому заданию;
б) отношение фактического выпуска продукции отчетного года к фактическому выпуску предыдущего (базового) года;
в) отношение задания этого года к фактическому выпуску прошлого (базового) года.

Средняя величина – это:

а) значение признака, находящееся в середине ряда распределения;
б) обобщенная типическая характеристика признака в данной совокупности;
в) значение признака, встречающееся чаще других.

Для расчета средней величины по несгруппированным данным в случае возможности их прямого суммирования следует применять формулу:

а) арифметической простой;
б) арифметической взвешенной;
в) гармонической простой;
г) гармонической взвешенной.

Для расчета общей средней по сгруппированным данным следует применить формулу средней:

а) арифметической простой;
б) арифметической взвешенной;
в) гармонической простой; 
г) гармонической взвешенной.

Мода в ряду распределения – это:

а) наибольшая частота (значение признака);
б) значение признака, встречающееся чаще всего;
в) значение признака, делящее ряд распределения на две равные части.

Медиана в ряду распределения – это:

а) наибольшая частота (или значение признака);
б) значение признака, встречающееся чаще всего;
в) значение признака, делящее ряд распределения на две равные части.

Вариация – это:

а) изменение, некоторое уклонение от основного направления развития;
б) изменчивость (отклонение) индивидуальных значений признака по единицам совокупности:
в) применение основного методического положения в разных видоизменениях.

Для измерения вариации значения признака применяются следующие статистические показатели:

а) средние величины;
б) мода и медиана;
в) размах вариации, среднее линейное отклонение, дисперсия, среднеквадратическое отклонение, коэффициент вариации.

Рядами динамики в статистике называются ряды показателей, характеризующих:

а) структуру совокупности по какому-либо признаку за различные показатели времени;
б) изменения (развитие) явления во времени (ряд значений признака, соответствующих последовательности показателей времени);
в) результаты сопоставлений разновременных (одноименных и разноименных) статистических показателей.

Цепной абсолютный прирост равен:

а) разности между каждым последующим и предыдущим уровнями ряда;
б) разности между каждым последующим и базисным уровнем ряда;
в) разности конечного и начального уровней, деленная на число уровней, без одного (минус единица).

Базисный абсолютный прирост равен:

а) разности между каждым последующим и предыдущим уровнями ряда;
б) разности между каждым последующим и базисным уровнем ряда;
в) разности конечного и начального уровней, деленная на число уровней без одного (минус единица).

Цепной темп роста равен:

а) отношению каждого последующего уровня к предыдущему уровню ряда;
б) отношению каждого последующего уровня к базисному уровню ряда;
в) среднему геометрическому из последовательного произведения цепных темпов роста, выраженных в коэффициентах.

Базисный темп роста равен:

а) отношению каждого последующего уровня к предыдущему уровню ряда;
б) отношению каждого последующего уровня к базисному уровню ряда;
в) корню из последнего базисного темпа роста, степень которого равна числу цепных темпов роста.

Для выявления тенденции развития ряда динамики используются:

а) приведения рядов динамики к одному основанию;
б) индексы сезонности;
в) метод укрупнения интервалов, метод скользящей средней, аналитическое выравнивание.

Индекс – это:

а) указатель, реестр имен, названий и т.п.
б) числовой или буквенный указатель, используемый в математических выражениях и формулах;
в) показатель сравнения двух состояний во времени или в пространстве одного и того же явления (признака).

В общем индексе физического объема продукции весами (соизмерителями) являются:

а) количества продукции базисного периода;
б) количества продукции отчетного периода;
в) цены базисного периода;
г) цены отчетного периода.

В общем индексе цен весами являются:

а) количества продукции базисного периода;
б) количества продукции отчетного периода;
в) цены базисного периода;
г) цены отчетного периода.

Какие факторы оказывают влияние на индекс физического объема переменного состава:

а) изменение количества произведенной продукции;
б) изменение структуры цен;
в) изменение количества произведенной продукции и структуры цен.

Практические задания

Задание 1

Товарооборот в базисном периоде, млн.руб. 120
Плановое задание, млн.руб. 134
Товарооборот в отчетном периоде, млн.руб. 127

Найти:

  • относительную величину динамики,
  • относительную величину планового задания
  • относительную величину выполнения плана

Сделать выводы по полученным результатам. Построить графики

Задание 2

 Имеются следующие данные о реализации продуктов на рынках города за 2 периода:

Товар Количество, кг Модальная цена, руб/кг
Базисный период Отчетный период Базисный период Отчетный период
А 620 440 22 26
Б 800 920 24 45
В 330 450 20 25
Г 510 570 26 25

Определите:

  1. Индивидуальные индексы цен; физического объема; стоимости продукции (товарооборота)
  2. Общие индексы цен; физического объема; стоимости продукции (товарооборота)
  3. Построить графики