Тип занятия: повторение и закрепление материала.
Вид занятия: практическое занятие.
Продолжительность: 60 минут.
Цели занятия:
Образовательная – закрепить первичные
умения студентов по расчету относительных
показателей для ведения статистики торговли.
ПК 1.8 Использовать основные методы и приемы
статистики для решения практических задач
коммерческой деятельности, определять
статистические величины, показатели вариации и
индексы.
ОК 12. Соблюдать действующее законодательство и
обязательные требования нормативных документов,
а также требования стандартов, технических
условий.
Развивающая – развить
профессионально-значимые качества,
статистическое мышление.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность,
выбирать типовые методы и способы выполнения
профессиональных задач, оценивать их
эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и
нестандартных ситуациях и нести и нести за них
ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование
информации необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач,
профессионального и личностного развития.
Воспитательная – вырабатывать
ответственность, мотивировать необходимость
получения знаний.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость
своей будущей профессии, проявлять к ней
устойчивый интерес.
Метод обучения – продуктивно-практический.
Метод учения – по типу познавательной деятельности.
Метод преподавания – побуждающий к продуктивному мышлению.
Метод воспитания – выявить способности.
Используемые технологии: ИКТ, технология сотрудничества, разноуровневого обучения
Материально-техническое обеспечение: мультимедийный комплекс, раздаточный материал, перечень вопросов для фронтального опроса, тестовое задание, практические задания.
Межпредметные связи: Математика, Экономика, Бухгалтерский учет, Анализ финансово-хозяйственной деятельности, Финансы, Информационные технологии и др.
Литература:
1. Статистика. Под ред. В.С.Мхитаряна.М.:
«Академия», 2009.
2. Общая теория статистики. Под общей редакцией
М.Р. Ефимовой. М: ИНФРА-М, 2007.
3. Статистика отраслей/ И.Е. Теслюк, Л.Н.
Тарловская, Н.П. Дащинская. Мн: БГЭУ, 2006.
4. Теслюк И.Е. Статистика: Учебное пособие.
Мн.: Ураджай, 2000.
Технологическая карта занятия
п/п | Этапы |
Содержание |
Средства |
Методы |
Время мин. |
1 | Организационный момент | Приветствие Проверка присутствующих Разделение на группы (4-6 человек) |
Коммуникативные Речь |
Стимулирование мотивации студентов | 2 |
2 | Сообщение темы, постановка цели занятия | Начальная мотивация учебной деятельности | Проектор Экран |
Мотивация | 2 |
3 | Актуализация опорных знаний | Устный опрос Тестирование |
Проектор Экран ПК (MyTest) |
Словесно-иллюстративный Контроль знаний |
15 12 |
4 | Практическая работа | Вводный инструктаж Распределение заданий по группам Текущий
инструктаж |
Экран Слайды Раздаточный материал Обращение к знанию материала Задания ПК |
Приобщение к деятельности Побуждающий консультирующий Групповой |
7
15 |
5 | Подведение итогов | Анализ работы – Обобщение и выводы по ходу проведения занятия – оценивание студентов |
Словесный Рефлексия |
Осмысление Понимание контроль |
5 |
6 | Задание на дом | Выполнить диаграмму (по данным прохождения практики): ассортиментная структура розничного товарооборота магазина | Приобщение и исполнительность | 2 |
Задания на тестирование (MyTest)
Статистика изучает признаки, которые:
а) имеют количественное выражение (количественные);
б) не имеют количественного выражения (атрибутивные);
в) количественные и атрибутивные.
Количественные признаки могут быть представлены:
а) соответствующим размером и единицей измерения (численность населения, масса прибыли, средняя заработная плата);
б) национальностью, видом деятельности, профессией рабочих;
в) сортностью продукции, квалификацией рабочих.
Полигон – это:
а) многоугольник;
б) график дискретного ряда распределения;
в) специально оборудованная площадь для проведения испытаний чего-нибудь;
г) график интервального ряда распределения.
Гистограмма – это:
а) график дискретного ряда распределения;
б) график интервального ряда распределения;
в) графический рисунок процесса работы чего-либо.
Под ранжированием понимают:
а) определение предела (интервала) изменений значений варьирующего признака;
б) количественная оценка степени вариации изучаемого признака;
в) расположение всех значений в возрастающем (или убывающем) порядке.
Абсолютные статистические показатели выражаются:
а) в процентах;
б) в именованных числах;
в) в коэффициентах.
Относительные величины – это:
а) отношение двух статистических величин;
б) отношение абсолютных и относительных величин;
в) отношение относительных и абсолютных величин.
Относительные статистические показатели выражаются:
а) в физических единицах измерения;
б) в условно-натуральных единицах измерения;
в) в статистических единицах измерения;
г) в коэффициентах, процентах, промилле.
Относительная величина динамики – это:
а) отношение фактического выпуска продукции к плановому заданию;
б) отношение фактического выпуска продукции отчетного года к фактическому выпуску предыдущего (базового) года;
в) отношение задания этого года к фактическому выпуску прошлого (базового) года.
Средняя величина – это:
а) значение признака, находящееся в середине ряда распределения;
б) обобщенная типическая характеристика признака в данной совокупности;
в) значение признака, встречающееся чаще других.
Для расчета средней величины по несгруппированным данным в случае возможности их прямого суммирования следует применять формулу:
а) арифметической простой;
б) арифметической взвешенной;
в) гармонической простой;
г) гармонической взвешенной.
Для расчета общей средней по сгруппированным данным следует применить формулу средней:
а) арифметической простой;
б) арифметической взвешенной;
в) гармонической простой;
г) гармонической взвешенной.
Мода в ряду распределения – это:
а) наибольшая частота (значение признака);
б) значение признака, встречающееся чаще всего;
в) значение признака, делящее ряд распределения на две равные части.
Медиана в ряду распределения – это:
а) наибольшая частота (или значение признака);
б) значение признака, встречающееся чаще всего;
в) значение признака, делящее ряд распределения на две равные части.
Вариация – это:
а) изменение, некоторое уклонение от основного направления развития;
б) изменчивость (отклонение) индивидуальных значений признака по единицам совокупности:
в) применение основного методического положения в разных видоизменениях.
Для измерения вариации значения признака применяются следующие статистические показатели:
а) средние величины;
б) мода и медиана;
в) размах вариации, среднее линейное отклонение, дисперсия, среднеквадратическое отклонение, коэффициент вариации.
Рядами динамики в статистике называются ряды показателей, характеризующих:
а) структуру совокупности по какому-либо признаку за различные показатели времени;
б) изменения (развитие) явления во времени (ряд значений признака, соответствующих последовательности показателей времени);
в) результаты сопоставлений разновременных (одноименных и разноименных) статистических показателей.
Цепной абсолютный прирост равен:
а) разности между каждым последующим и предыдущим уровнями ряда;
б) разности между каждым последующим и базисным уровнем ряда;
в) разности конечного и начального уровней, деленная на число уровней, без одного (минус единица).
Базисный абсолютный прирост равен:
а) разности между каждым последующим и предыдущим уровнями ряда;
б) разности между каждым последующим и базисным уровнем ряда;
в) разности конечного и начального уровней, деленная на число уровней без одного (минус единица).
Цепной темп роста равен:
а) отношению каждого последующего уровня к предыдущему уровню ряда;
б) отношению каждого последующего уровня к базисному уровню ряда;
в) среднему геометрическому из последовательного произведения цепных темпов роста, выраженных в коэффициентах.
Базисный темп роста равен:
а) отношению каждого последующего уровня к предыдущему уровню ряда;
б) отношению каждого последующего уровня к базисному уровню ряда;
в) корню из последнего базисного темпа роста, степень которого равна числу цепных темпов роста.
Для выявления тенденции развития ряда динамики используются:
а) приведения рядов динамики к одному основанию;
б) индексы сезонности;
в) метод укрупнения интервалов, метод скользящей средней, аналитическое выравнивание.
Индекс – это:
а) указатель, реестр имен, названий и т.п.
б) числовой или буквенный указатель, используемый в математических выражениях и формулах;
в) показатель сравнения двух состояний во времени или в пространстве одного и того же явления (признака).
В общем индексе физического объема продукции весами (соизмерителями) являются:
а) количества продукции базисного периода;
б) количества продукции отчетного периода;
в) цены базисного периода;
г) цены отчетного периода.
В общем индексе цен весами являются:
а) количества продукции базисного периода;
б) количества продукции отчетного периода;
в) цены базисного периода;
г) цены отчетного периода.
Какие факторы оказывают влияние на индекс физического объема переменного состава:
а) изменение количества произведенной продукции;
б) изменение структуры цен;
в) изменение количества произведенной продукции и структуры цен.
Практические задания
Задание 1
Товарооборот в базисном периоде, млн.руб. | 120 |
Плановое задание, млн.руб. | 134 |
Товарооборот в отчетном периоде, млн.руб. | 127 |
Найти:
- относительную величину динамики,
- относительную величину планового задания
- относительную величину выполнения плана
Сделать выводы по полученным результатам. Построить графики
Задание 2
Имеются следующие данные о реализации продуктов на рынках города за 2 периода:
Товар | Количество, кг | Модальная цена, руб/кг | ||
Базисный период | Отчетный период | Базисный период | Отчетный период | |
А | 620 | 440 | 22 | 26 |
Б | 800 | 920 | 24 | 45 |
В | 330 | 450 | 20 | 25 |
Г | 510 | 570 | 26 | 25 |
Определите:
- Индивидуальные индексы цен; физического объема; стоимости продукции (товарооборота)
- Общие индексы цен; физического объема; стоимости продукции (товарооборота)
- Построить графики