Пояснительная записка
Программа составлена на основе методического пособия под ред. А. Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе». Программа рекомендована для осуществления психолого-педагогического сопровождения учебного процесса в условиях реализации ФГОС НОО.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:
- личностный;
- регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
- познавательный;
- коммуникативный.
Актуальность
Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной.
Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения предметных дисциплин. Несмотря на признание в педагогической науке и практике значения метапредметных (общеучебных) действий и умений для успешности обучения, вплоть до настоящего времени серьезной широкомасштабной систематической работы по их внедрению в школьное обучение не производилось. Стихийность развития универсальных учебных действий находит отражение в острых проблемах школьного обучения: в значительном разбросе успеваемости, несформированности учебно-познавательных мотивов и низкой любознательности и инициативы значительной части учащихся, трудностях произвольной регуляции учебной деятельности, низком уровне общепознавательных и логических действий, трудностях школьной адаптации, росте отклоняющегося поведения. Концепция развития универсальных учебных действий для школьного образования рассматривает их как существенную психологическую составляющую образовательного процесса и признает их целенаправленное планомерное формирование универсальных учебных действий ключевым условием повышения эффективности образовательного процесса в новых социально-исторических условиях развития общества.
Цель мониторинга: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий в условиях реализации федеральных государственных стандартов основного общего образования.
Задачи мониторинга:
- отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД;
- выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;
- апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД;
- формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени основного общего образования;
5. разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД обучающихся НОО.
Объекты мониторинга:
1) универсальные учебные действия учащихся;
2) психолого-педагогические условия обучения;
3) педагогические технологии, используемые в
основной школе.
Условия реализации программы мониторинга, банк диагностических методик, технологические карты, кадровый ресурс.
Срок реализации программы 4 года (2012-2016 учебные годы).
Программа мониторинга представляет собой
исследование, направленное на отслеживание
индивидуальной динамики уровня
сформированности УУД на ступени
НОО.
Области применения данных мониторинга: данные, полученные в ходе мониторинга, используются для оперативной коррекции учебно-воспитательного процесса.
Система внутришкольного мониторинга образовательных достижений (личностных, метапредметных и предметных), основными составляющими которой являются материалы стартовой диагностики и материалы, фиксирующие текущие и промежуточные учебные и личностные достижения, позволяет достаточно полно и всесторонне оценивать как динамику формирования отдельных личностных качеств, так и динамику овладения метапредметными действиями и предметным содержанием. Внутришкольный мониторинг образовательных достижений вед?тся и фиксируется с помощью оценочных листов, классных журналов, дневников учащихся на бумажных или электронных носителях.
Отдельные элементы из системы мониторинга могут быть включены в портфолио достижений ученика.
Система критериев и показателей уровня сформированности УУД
Критериями оценки сформированности универсальных учебных действий у учащихся выступают:
1) соответствие возрастно-психологическим
нормативным требованиям;
2) соответствие свойств универсальных действий
заранее заданным требованиям;
3) сформированность учебной деятельности у
учащихся, отражающая уровень развития
метапредметных действий, выполняющих функцию
управления познавательной деятельностью
учащихся.
Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого из видов УУД с учетом стадиальности их развития.
Методы сбора информации:
– анкетирование;
– тестирование;
– наблюдение;
– беседа.
В соответствии с данной программой была разработана инструкция по проведению мониторинга сформированности УУД, листы наблюдений за формированием УУД у учащихся.
Мониторинг сформированности универсальных учебных действий у учащихся осуществляется на основе метода наблюдения. Практика психолого-педагогических исследований (Оценка уровня сформированности учебной деятельности. / Г.В. Репкина, Е.В. Заика. – Томск: «Пеленг», 1993) показывает, что наблюдение является наиболее приемлемым методом диагностики, так как позволяет дать целостное представление о формирующейся учебной деятельности школьников.
Оцениваемые показатели учебной деятельности отражают требования к сформированности универсальных учебных действий учащихся основной школы Федерального государственного образовательного стандарта НОО.
Критерии оценивания
Воспринимает инструкцию:
3 балла – с первого предъявления
2 балла – нуждается в дополнительных
разъяснениях
1 балл – нуждается в пошаговом предъявлении с
пошаговым контролем усвоения
0 баллов – не воспринимает инструкцию
Процедура проведения диагностического исследования
1. Учитель самостоятельно заполняют сводную
таблицу по классу.
2. Объектом наблюдения являются особенности
отношения учеников к учебному материалу, их
поведение и деятельность в самых различных
учебных и внеучебных ситуациях и
обстоятельствах. При этом процесс наблюдения
ограничивается группой учащихся, не более 5
человек.
3. Опираясь на естественно накопившуюся сумму
впечатлений о характере учебной активности
учеников педагог сопоставляет их с описанием
представленных уровней сформированности
универсальных учебных действий (Приложение 1).
Процесс наблюдения за учащимися всего класса
осуществляется в течение нескольких дней.
4. Каждому уровню соответствует свой балл: от 0 до
3. Таким образом, каждому показателю из группы УУД
(регулятивных, познавательных, коммуникативных)
присваивается свой балл. Затем определяется
средний балл по каждой группе УУД путем деления
суммы баллов по всем показателям группы на число
этих показателей. Результаты округляются до
десятой доли. Баллы по частным и общим (всей
группы) показателям заносятся в таблицу
(Приложение 2) по каждому ученику (соответственно
его порядковому номеру по журналу).
5. В последней графе таблицы по каждому общему (по
группе УУД) и частному показателю УУД
указывается средний балл по классу.