Цель урока: познакомить со стихотворением К.Бальмонта «Снежинка»; научить анализировать стихотворное произведение, сформировать новые понятия: «эпитет», «метафора»; научить рисовать снежинки; расширить и углубить знания детей о снежинках как природном явлении; развивать умение видеть красоту природы в произведениях поэтов, художников.
Оборудование: уч-к «Литературное чтение», 2 класс Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, аудиозапись стихотворения, проектор, схемы рисования снежинок, репродукции картин, ИКТ.
Этапы урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
На экране загадка.
Учитель. Ребята, отгадав загадку вы назовете тему нашего урока.
Что за звездочки резные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь – вода в руке.
Уч-ся. Мы будем говорить о снежинках.
III. Формирование новых понятий и способов деятельности.
1) Учитель. Какие вы видели снежинки?
Все снежинки индивидуальны по форме – две одинаковые снежинки найти в природе невозможно. Но у всех снежинок одинаковое количество лучей. Послушайте загадки о снежинках.
Серебристы и легки
Сказочной зимою,
Что за чудо-мотыльки
Кружат над тобою?Нахмурилось небо
(Наверно, не в духе).
Летают по небу
Белые мухи…Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.
– С чем сравнивают снежинки, какие слова
употреблены вместо слова снежинки?
(Мотыльки, мухи, звездочка) Такое скрытое
сравнение, как в этих загадках, называется метафора.
– Почему не сравнивают с птицей, летучей мышью –
ведь они тоже летают?
– Рассмотрим, как выглядят снежинки под
микроскопом, и ответим на вопрос :сколько у
снежинки лучей. (Приложение 1)
– У насекомых 6 конечностей, а у снежинок 6 лучей.
2) а) Знакомство со стихотворением К.Бальмонта «Снежинка»
(портрет и биография поэта) (Приложение
2)
– первичное слушание (диск по литературному
чтению)
– чтение стихотворения учащимися (учебник с.191)
б) Анализ произведения
– Чем восхищен автор? (Красотой снежинки)
– В стихотворении много эпитетов.
Эпитет – это красочное выражение, которое дополняет предмет с целью придать ему художественную изобразительность и поэтическую яркость.
Назовите авторские эпитеты. (Светло-пушистая, белая, чистая, смелая)
Таблица белого цвета.
– Какими словами он передает движение снега?
(Проносится, дрожит, взметается, касается,
крутится бешено)
– Какие чувства вызвало у вас стихотворение? (Приложение 3)
в) Словарная работа (Приложение 4)
г) Прочитайте стихотворение (работа в парах) и подумайте, созвучны ли картины известных художников с данным произведением. (Приложение 5)
IV. Творческая работа
Этапы рисования снежинки. (Приложение 6)
Дети рисуют снежинки под музыку Свиридова «Метель».
V. Подведение итогов. Этап рефлексии