Цель урока: дать учащимся общие представление о том, что входит в понятия “погода и её предсказание”, научить их использовать ранее полученные знания для построения логических связей по еще неизученным терминам, сформировать уважительное отношение к природе.
Задачи урока:
- собрать отдельные знания, которыми владеют учащиеся, по понятиям и явлениям, имеющим отношение к теме урока (“Погода и её предсказание”);
- провести более углублённое изучение основных погодных явлений;
- обобщить информацию по “погоде”, и на основании этого обобщения сформировать основные правила, по которым производят предсказания погоды.
В результате изучения данной темы
учащиеся должны знать:
- определения понятия “погода” и её описание,
- что такое метеорология,
- современные методы прогноза погоды;
уметь:
- пользоваться ранее полученными знаниями о свойствах газа и составе воздуха для построения логических цепочек о динамике изменений состояния воздуха в разных условиях,
- расшифровывать смысл информации, которую получают при прослушивании текущего прогноза погоды;
- аргументировать свою точку зрения;
- владеть навыками:
- использовать биологические объекты для предсказывания изменений погоды,
- ведения дневника погоды, построение графика погодных явлений и анализ полученных результатов.
Учебно-методическое обеспечение урока:
- Введение в естественно-научные предметы. Природа. Неживая и живая. 5 кл.: учебн. для общеобразоват. Учреждений / В.М. Пакулова , Н.В.Иванова. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 2013. – 222 с
- Введение в естественно-научные предметы. Природа. Неживая и живая. 5 кл.: рабочая тетрадь / В.М. Пакулова , Н.В.Иванова. – 3-е изд. – М.: Дрофа, 2014. – 136 с.
- Иллюстрированный словарь. Биология. Физика. Химия/ пер. с англ. Банкрашкова А. и др. – М.АСТ: Астрель, 2008. – 384с. - (для учителя)
- Википедия (интернет-словарь) - (для учителя)
Материально-техническое обеспечение урока: Цифровые образовательные ресурсы: авторская презентация “Погода и её предсказание”
Основные понятия, с которыми учащиеся были знакомы на основании предыдущих занятий: атмосфера, воздух, атмосферное давление, ветер.
Практические задания, которые были выполнены к данному уроку: дневник погоды за сентябрь 2014 года, на основании данных которого были построены: температурная кривая, кривая атмосферного давления и роза ветров.
Ключевые понятия, которые планируется разобрать по теме урока: погода, влажность, облака, осадки, метеорология, прогноз погоды, предсказания.
Этапы урока:
- Домашнее задание, которое надо будет подготовить к следующему уроку: учебник страница 78-81, ТПО стр.49 задание 69.
- Форма контроля домашнего задания к уроку – фронтальный опрос
- Новый материал по теме урока, форма представления материала – лекция с использованием презентации и беседа.
- Обобщение пройденного материала
- Организационный момент – определение качества работы учащихся на уроке.
Ход урока
1. Организационный момент: приветствие, запись домашнего задания.
2. Устная работа: фронтальный опрос верно по пройденному материалу с целью актуализации знаний к уроку. По некоторым вопросам от ученика требуется дополнительная аргументация, примеры, и обобщение информации учителем.
Вопросы к фронтальному опросу учеников по пройденному и по изучаемому материалу:
- Тема урока – “погода”, ваши предположения, о чем это понятие?
- Если погода – это состояние атмосферы, что такое атмосфера?
- Атмосфера – это воздушная оболочка земли, что такое воздух?
- Перечислите, что входит в состав воздуха.
- Что обозначает понятие “примеси”?
- Что такое водяной пар?
- Какие свойства воздуха, как смеси газов, вы знаете, поясните значение этих понятий?
Ожидаемые ответы (здесь и далее помечены “галочкой”):
- Погода – это состояние воздуха на улице и природные явления
- Воздух – это смесь газов.
- В состав воздуха входит: 78% - азот, 21% - кислород, 1% - углекислый газ, водород, неон, гелий, озон; и примеси: водяной пар, пыль органической и неорганической природы, споры грибов, бактерии.
- Примеси – похожий термин “смеси” - смешение веществ, которые при этом сохраняют свои физические свойства.
- Свойства воздуха как смеси газов:
- занимает все свободное пространство
- диффузия (взаимопроникновение одних частиц в межмолекулярное пространство других)
- броуновское движение (беспорядочное движение частиц)
- расширение при нагревании, сжатие при снижении температуры
- уменьшение объема при повышении давления (сжимаемость)
3. Изучение нового материала по теме “Погода” в виде лекции по презентации с элементами беседы:
3.1. Уточняющие вопросы о том, что можно назвать погодой. Обобщение с записью в конспекте:
Погодой называют состояние нижнего слоя атмосферы в данное время и в данном месте.
Уточнение терминов определения – что такое атмосфера, почему именно в данное время и в данном месте (используем для развития аналитических способностей учащихся).
- Атмосфера – это воздушная оболочка Земли.
Явления, которыми мы описываем погоду: давление, температура, влажность, атмосферные осадки, сила и направление ветра, атмосферные явления (туман, метель, гроза...).
- Уточняющие вопросы по пройденному материалу:
- Атмосферное давление - это давление атмосферы на все находящиеся в ней предметы и земную поверхность, создаётся гравитационным притяжением воздуха к Земле,
- Гравитационное притяжение существует за счёт того, что Земля вращается вокруг своей оси;
- Прибор для измерения давления – барометр.
- Беседа о том, что такое температура воздуха и как она формируется:
Температура воздуха зависит от положения Солнца над поверхностью Земли. Нагревается почва, обменивается теплом с воздухом, воздух нагревается. Тёплый воздух могут приносить тёплые воздушные массы. Вода нагревается, но она – плохой проводник тепла (низкая теплопроводность), однако вода способна долгое время сохранять полученное тепло (высокая теплоёмкость), в отличие от почвы (низкая теплоёмкость). При нагревании снижается плотность воды, она поднимается к поверхности - нагревается воздух и тоже поднимается, тогда как холодный воздух опускается – это пример конвекции – механизма передачи тепла в жидкостях и газах.
Уточняющие вопросы о примесях воздуха, которые могут влиять на такой параметр воздуха, как влажность, и далее делаем запись в конспекте:
Влажность воздуха определяется количеством водяного пара в воздухе, зависит от температуры воздуха и наличия воды. Различают морские воздушные массы (влажные) и континентальные (сухие).
Беседа о том, откуда берутся облака. Обобщаем информацию и конспектируем тему “Облачность”: при облачности наблюдаем облака, которые состоят из очень мелких капель воды или кристалликов льда, которые под действием силы тяжести медленно опускаются. Когда капли, кристаллы увеличиваются в размерах и становятся тяжелее, они падают быстрее и из облака выпадают осадки (дождь или снег).
Следующий слайд презентации “Ветер” с фронтальным опросом по пройденному материалу:
- Ветер является потоком воздуха, который движется преимущественно в горизонтальном направлении
- Направление ветра определяют по сторонам света
- Сила ветра зависит от его скорости, определяется в м/с
- Продолжительность ветра определяется в сек., мин.
Обобщаем информацию по материалу “ветер” с анализом динамики перемещения воздуха по физическим законам, связанным с изменением температуры воздуха и атмосферного давления.
Слайд с материалом для записи в конспекте:
- Метеорология - это наука об атмосфере и происходящих в ней процессах.
- Прогноз погоды — это научно и технически обоснованное предположение о будущем состоянии атмосферы в определённом месте.
Уточняющие вопросы о том что такое прогноз.
Прогноз – это предположение о том, что будет в некотором отдалённом будущем.
Обобщаем: чтобы предсказать погоду, учитывается: скорость и направление воздушных масс, температура, атмосферное давление.
3.2. Учитель ещё раз проговаривает основные положения материала, который был пройден к этому моменту на уроке,, проговаривание учителем материала, уточнение у учеников всё ли каждому было понятно: основные погодные явления, отличие понятия “погоды” от понятия “климат”.
3.3. Фронтальный опрос учащихся по материалу “Предсказание погоды” для определения понятия предсказание и что такое приметы.
- Предсказание – это способ предугадать по ряду признаков то, что будет в будущем.
Растения (сада, полевые, лесные), по которым можно предсказать увеличение влажности (ковыль), дождь (конский каштан, эшольция, жимолость, фиалка душистая, папоротник орляк, донник), ненастье (одуванчик).
Птицы города, по которым можно предсказать наступление ненастья: воробьи и вороны.
4. Обобщение пройденного материала “Погода и её предсказание”. В завершение урока было предложено учащимся выполнить творческое домашнее задание по народным приметам.
5. Организационный момент: в конце урока ученикам, которые отвечали на вопросы и участвовали в обсуждении нового материала, были поставлены оценки (отлично).