Цель: знакомство учащихся с колокольным звоном и его разновидностями.
Задачи:
- Образовательная: дать представление учащимся о колокольном звоне, познакомить с его разновидностями и особенностями звучания.
- Развивающая: формировать умение различать колокольные звоны; развивать творческие способности через организацию разных видов музыкальной деятельности.
- Воспитательная: воспитывать слушательскую культуру учащихся, чувство патриотизма, любовь к Родине, интерес к отечественному музыкальному искусству.
УУД:
- Личностные УУД: выражать своё отношение к прослушанному музыкальному произведению, чувства эмоции, аргументируя личностными ощущениями; опираться на свой личностный имеющийся опыт и использовать его на практике; оценивать свои собственные суждения, ответы;
- Регулятивные УУД: определять тему, цель урока, анализировать музыкальные произведения по плану – на основе средств музыкальной выразительности; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью;
- Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме, участвовать в диалоге, слушать и понимать позицию другого;
- Познавательные УУД: извлекать информацию из иллюстраций, текстов, выявлять сущность, особенности музыкального произведения, на основе анализа делать выводы.
Основные понятия: колокольня, звонарь, набат, благовест, трезвон, кантата, опера, хор.
Межпредметные связи: история, литература, изобразительное искусство.
Ресурсы: основные дополнительные. Интерактивная доска, презентация, музыкальный центр, средства музыкальной выразительности, таблица эмоциональных состояний, уровни самооценки «Звонкий колокольчик», большой колокол на ватмане, колокольчики из бумаги разных цветов, инструменты: треугольники, колокольчики.
Форма урока: фронтальная, групповая.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент (1 мин.)
Цель: создание условий для восприятия музыкального произведения с целью введения учащихся в тему урока.
Учащимся перед входом дается задание: войти в класс со звучанием музыки и обратить внимание, какой инструмент в ней будет ведущий?
Музыкальное приветствие учителя и учащихся
2. Подготовка учащихся к активной учебной деятельности на основном этапе урока.
– Под музыку какого характера вы входили в
класс? (звонкого, радостного, легкого, светлого)
– Что вы услышали в музыке? (колокольный звон)
2.1.Постановка темы, целей урока (2 мин.)
Цель: организация восприятия вопросов, способствующих учащимся самостоятельно поставить тему и цели урока, нацеливающих на изучение нового материала.
Звучит стихотворение Юрия Сомова «Звон колоколов» (Приложение 1)
– Ребята, а как вы думаете, о чём мы сегодня
будем говорить на уроке? (о колокольном звоне)
– Как вы думаете, какова тема нашего
сегодняшнего урока?
2.2. Актуализация знаний. (2 мин.)
Цель: организация восприятия вопросов, способствующих нацеливающих на изучение нового материала.
– А с какой целью мы будем о них говорить? Верно,
молодцы!
Тема нашего урока – «Великий колокольный звон».
Сегодня на уроке мы будем говорить о звоне
колоколов, колокольчиков и выяснять когда
появился колокольный звон, где его можно
услышать, а также поговорим о его разновидностях
и о том, какое место он занимал и занимает в жизни
человека.
Мы сегодня научимся различать виды колокольного
звона и отличать их друг от друга.
3. Изучение нового материала. (7 мин.)
Цель: организовать условия для совместного открытия новых знаний, с опорой на имеющиеся знания и музыкальный опыт учащихся.
Рассказ о колокольном звоне (Приложение 2)
3.1. Усвоение новых знаний. (8 мин.)
Цель: формирование целостного представления о разновидностях и особенностях колокольного звона.
– Как вы думаете, почему колокола все
по-разному звучат?
– От чего это зависит? (от размера)
Правильно, чем больше колокол, тем звучание более
глубокое, насыщенное, громогласное, мощное.
Колоколами руководит специально обученный этому
человек. Его называют звонарь.
Разновидности колокольного звона
Существует несколько видов колокольных звонов.
С некоторыми мы сегодня познакомимся, и будем
учиться различать, вслушиваясь в их звучание.
Одним из видов колокольного звона является
набат.
Набат – это вид колокольного звона,
который представляет собой тревожные сигналы о
бедствии (например о пожаре, о нападении врага),
звучит при помощи частых ударов в один
колокол.
Нацеливающее задание перед слушанием:
Вслушайтесь в колокольный набат и определите
характер его звучания
Слушание:
– Как звучит набат? (тревожно, взволновано,
напряженно, призывно, мощно)
– О чем он оповещает? (о бедствии)
– А какого размера вы представили набатный
колокол, большой или маленький?
– Почему так решили?
Обобщение:
– Итак, какой вид колокольного звона мы
слушали? (набат)
– Когда его можно услышать? (когда случилось
какое-то бедствие: пожар , напал враг)
– Назовите основные особенности его звучания?
(частые удары в один колокол)
А сейчас вслушайтесь в строчки поэтического текста Сергея Есенина, они вам помогут узнать следующий вид колокольного звона.
Звучит стихотворение Сергея Есенина «Колокол дремавший…» (Приложение 3)
– О каком колокольном звоне идет речь в
стихотворении? (благовест)
Следующий вид колокольного звона о котором мы с
вами будем говорить называется Благовест – он
оповещает о хороших вестях, о победе над врагом, о
празднике, о торжественном событии. Звучит при
помощи одиночных редких ударов в один колокол.
Нацеливающее задание перед слушанием:
Полюбуйтесь звучанием колокольного звона
благовест и определите его характер.
Слушание:
– Каково звучание благовеста? (звонкое,
радостное, легкое, светлое, лучезарное, ликующее,
праздничное)
– О чем оно оповещает? (о хороших вестях, о
празднике, о победе над врагом, или о каком-нибудь
важном торжественном событии).
Обобщение:
– Назовите основные особенности колокольного
звона благовест? (одиночные редкие удары в один
колокол)
И еще один вид колокольного звона, с которым мы
сегодня с вами познакомимся – трезвон.
Трезвон – самый сложный вид
колокольного звона звон во все колокола, который
мы можем услышать во время праздников.
Нацеливающее задание перед слушанием:
Давайте послушаем, как звучит этот вид
колокольного звона.
Слушание.
– Каким было звучание? (звонким, праздничным,
радостным)
– Когда мы его можем услышать? (на церковных
праздниках)
Обобщение:
– Назовите характер звучания колокольного
звона трезвон? (звонкое, праздничное, радостное
звучание)
– Каковы основные отличительные особенности
вида колокольного звона Трезвон? (звон во все
колокола).
– Когда его можно услышать? (во время праздников)
3.2. Первичная проверка понимания нового знания (о виде колокольного звона). (12 мин.)
Цель: организация восприятия вопросов, нацеленных на закрепление новых знаний о видах колокольного звона обобщение полученных знаний.
– С какими видами колокольного звона мы с вами
познакомились? (набат, благовест, трезвон)
– Когда они звучат и как?
Сейчас мы с вами не только отдохнем, а еще
закрепим виды колокольного звона, которые мы с
вами изучили. И при помощи движений, мимики и
пластики попробуем передать особенности их
звучания.
Итак, давайте с вами примем форму колокола.
Будьте внимательны и повторяйте за мной.
Динамическая музыкальная пауза. (1 мин.)
Цель: создать условия для психологической и эмоциональной разгрузки; для закрепления и усвоения полученных знаний суметь при помощи движений, мимики и пластики передают разновидности звучания колокольного звона, особенности его звучания.
Физминутка (Приложение 4)
Молодцы! Мы с вами сумели при помощи мимики, движений, и пластики передать главные особенности характерные трём видам колокольного звона: набата, благовеста, трезвона.
Хор «Вставайте, люди русские» из кантаты «А. Невский» – слушание
Красотой звучания колокольного звона издавна
на Руси люди любовались, и многие композиторы в
своем творчестве пытались передать звучание
колокольного звона и его разновидности в своих
произведениях.
Одним из таких композиторов был С.С. Прокофьев.
Это русский композитор прошлого XX века. Одним из
его выдающихся произведений была кантата
«Александр Невский», в которой он изобразил
звучание одного из видов колокольного звона.
Кантата – это большое произведение,
состоящее из нескольких частей для солиста, хора
и симфонического оркестра.
А. Невский прославился тем, что встал на защиту
своей Родины и возглавил борьбу против врагов. А
Невским прозвали его за разгром шведов на реке
Неве. Ему тогда было всего 20 лет.
Посмотрите каким мужественным, отважным
выглядит А. Невский.
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с
фрагментом из этой кантаты, под названием
«Вставайте, люди русские». В этом фрагменте С.С.
Прокофьев использует звучание колокольного
звона, постарайтесь услышать и определить к
какому виду он относится: набату, благовесту,
трезвону.
I слушание:
– Какой вид колокольного звона звучал? (набат)
– Как он звучал? (при помощи частых ударов в один
колокол)
– Какой была музыка по характеру? (призывная,
тревожная)
– Куда призывали людей встать? (на защиту своей
Родины)
– Что помогло композитору создать мощь и
громогласность? (колокол, а также помогло
исполнение мужского и женского хора, поэтому
звучание громкое, мощное).
Давайте еще раз послушаем этот фрагмент, и при
помощи музыкального инструмента треугольника,
дети у доски нам помогут передать ритм звучания
набата.
(вспомнить методику игры на треугольники)
II слушание (ритмическая работа).
Обобщение:
– Итак, какой композитор написал данное
произведение? (С.С. Прокофьев)
– Какой фрагмент из кантаты «А. Невский» мы с
вами прослушали? (хор «Вставайте, люди русские»)
– Как он прозвучал? (призывно, тревожно)
– Куда призывали людей встать? (на защиту своей
Родины)
– При помощи чего? (колокольного звона)
– Какой вид колокольного звона мы учились
различать в этом произведении? (набат)
Хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин» – слушание
Но не только С.С. Прокофьев передает звучание
колокольного звона в своем произведении. Русский
композитор, классик который жил более 150 лет
назад М.И. Глинка также обращается к звучанию
колокольного звона в своем крупном произведении
под названием опера «Иван Сусанин». События, о
которых рассказывает опера, происходят очень
давно ровно 400 лет назад. В опере рассказывается о
подвиге русского крестьянина Ивана Сусанина,
который отдал жизнь ради спасения своей Родины.
Несмотря на то, что главный герой погибает, опера
заканчивается общенародным ликованием.
М.И. Глинка изображает красную площадь в Москве
заполненную ликующим народом, который празднует
победу над врагом.
Фрагмент, который мы с вами сейчас прослушаем,
называется хор «Славься».
– Послушайте и скажите, какой вид колокольного
звона использует М.И. Глинка в этом фрагменте.
I слушание:
– Какой вид колокола услышали здесь? (трезвон)
– Почему так решили? Как прозвучало
произведение? (торжественно, празднично, ликующе,
звон во все колокола).
А сейчас мы посмотрим фрагмент из оперы, который
прославляет не только подвиг Ивана Сусанина, но и
подвиг всего народа. Обратите еще раз как
празднично, ликующе народ празднует победу, а
колокола им в этом помогают.
II слушание (учащиеся смотрят фрагмент из оперы).
Обобщение:
– Итак, какой композитор написал произведение?
(М.И. Глинка)
– Какой фрагмент из оперы «Иван Сусанин»
прослушали? (хор «Славься»)
– Какой вид колокольного звона мы учились
различать в этом произведении? (трезвон)
«Я люблю тебя Россия» – исполнение (Приложение 5)
Мы сегодня на примерах музыкальных фрагментов
убедились, что многие композиторы положили в
основу своих произведений исторические события,
в которых рассказывалось о нашей Родине.
Прославляли ее в своих музыкальных
произведениях.
Мы с вами тоже знаем песню, в которой
прославляется наша Родина. Песня «Я люблю тебя
Россия».
– Давайте сейчас вспомним, о чем поется в этом
произведении?
(о колокольчики луговом, об удивительном народе,
о знакомой тропинке, о хороводе из березок, о
гостеприимности нашей Родины). Давайте сейчас
исполним эту песню посвятив ее нашей Родине.
Исполнение (работа над плавностью звуковедения).
Обобщение:
– Итак, чему было посвящено это произведение?
(нашей Родине – России)
Беседа о цветке – колокольчик (Приложение 6)
Показ фрагмента из мультфильма «Чудесный колокольчик»
Обобщение:
– Фрагмент какого м/ф просмотрели? («Чудесный
колокольчик»)
– Что помогло девочки убежать от медведя?
(колокольчик)
– Как помог цветочек-колокольчик девочки? (он
выполнил роль инструмента колокольчика и помог
девочке обыграть медведя)
Легенда о появлении первого колокольчика (Приложение 7)
А сейчас внимание на экран.
Показ фрагмента из сказки «Морозко»
– Фрагмент какой сказки посмотрели? («Морозко»)
– Для чего развешивали колокольчики под дугой?
(чтобы предать праздничность)
4. Закрепление изученного материала материала. (2мин.)
Цель: обобщение и закрепление полученных знаний на уроке;
– О чём мы сегодня с вами говорили на уроке? (о
колоколах, о колокольчиках)
– Что нового о них узнали? (узнали о его
разновидностях)
– С какими видами колокольного звона
познакомились? (набат, благовест, трезвон)
– О чём они оповещают и как звучат?
4.1. Контроль и самооценка знаний. (2 мин.)
Цель: самооценка своей работы на уроке.
У вас на столах лежат уровни самооценки,
которые называются «Звонкий колокольчик». Если
вы считаете что работали на уроке отлично, то
поднимите колокольчик на самый верх; если вы
считаете что работали хорошо – поднимите
колокольчик на средний уровень; а если вы
считаете что работали плохо – опустите
колокольчик вниз.
Оцените пожалуйста себя как вы работали на уроке
(выяснение учителем почему оценили себя именно
так).
4.2. Домашнее задание (1 мин.) (Приложение 8)
Цель: обеспечить понимание обучающимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания;
5. Рефлексия (2 мин.) (Приложение 9)
Цель: мобилизовать обучающихся на рефлексию своей деятельности, выражение своего понимания и отношения к уроку.
Я хочу пожелать вам, чтобы ваши мечты и желания всегда исполнялись. Колокольчики я хочу подарить вам на память о нашем уроке, пусть он будет вашем талисманом в новом году, во всём вам помогает и исполняет ваши желания. Спасибо за урок!