Моя родина – Северо-Енисейский район

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство


Цели: расширять знания о своей малой родине; способствовать воспитанию чувства гордости за свою малую Родину, воспитывать у учащихся коммуникативность.

Планируемые результаты деятельности

Учащиеся приобретут следующие умения:

Личностные:
– ценить и принимать ценности: «добро», «родина», «семья».
Познавательные:
– извлекать информацию из текста (находить, отбирать нужную информацию),
– оформлять свои мысли в устной речи.
Регулятивные:
– определять цель деятельности;
– оценивать выполненную работу.
Коммуникативные:
–  кратко и точно отвечать на вопросы, участвовать в диалоге (слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения).

ХОД УРОКА

I.  Организация класса. Эмоциональный настрой

– Давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Пожелаем друг другу успехов.

II.  Сообщение темы и цели занятия

Приложение 1. СЛАЙД 3

“Для России наш район – частичка,
А для нас он – родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы все живем”.

Учитель:  Как вы думаете, о чём мы будем сегодня разговаривать?  (дети формулируют тему занятия, учитель обобщает)
Учитель:  Какую цель ставим? (Расширять знания о родине).
Учитель:  Сегодня мы с вами поговорим о нашей Родине, а точнее, о нашей малой родине. 

 СЛАЙД 4

III.  Актуализация знаний обучающихся

Учитель:  Ребята, как называется наша страна?
Дети.   Россия.  В разное время наша страна по-разному называлась – Русь, Россия, Советский Союз, СССР, Российская Федерация. Но она всегда была родной.
(открывается Россия  – карта)

СЛАЙД 5

Учитель:  А какая она, наша Россия?
Дети.  ( по очереди) Большая, красивая, огромная, богатая, сильная.

Вы родились в стране, которая называется Россией. Вы – россияне! Россия – огромная страна:  раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до Черного и Азовского морей на юге. Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речушки, светлые березовые рощи и тайга, солнечные полянки, болота и поля. Мы гордимся нашей великой Родиной, ее природой, ее людьми.

Учитель:  Как называется край, в котором  мы с вами живём?
Дети.  Красноярский.
(Россия  – карт.  Красноярский край
Учитель:  Ребята, если мы с вами скажем, что живём в России, в Красноярском крае, то наверное, будет очень трудно найти наш родной уголок, так как наш край  большой, поэтому нам надо уточнить наш адрес.
Кто хочет продолжить, уточнить наш адрес, подробно указать, где же мы с вами живём?
Дети.  Мы живём в Северо – Енисейском районе.
(открывается карточка Северо-Енисейском  район) 
81 год – это много или мало? Для истории – это мгновенье, для человека – вся жизнь, для территории – иногда целая эпоха. Нашему району столько лет.
Живут здесь те, кто не боится трудностей, люди настойчивые и мужественные, трудолюбивые и целеустремлённые. Район  строили и создавали  переселенцы. Это их руками возведен  районный й центр, посёлки, промышленные предприятия и социальные объекты. Это они разбудили дремавший край и принесли сюда цивилизацию.
О нашем  районе  можно рассказывать много: о красивой природе, об образовании,  культуре и производстве, замечательных людях. Но, как говорится, лучше один раз увидеть

 Учитель:  (обращает внимание детей на карту Северо-Енисейского  района) 

СЛАЙД 6

– А почему наш район называется так? (ответы детей)

Учитель:  Да, название нашего района пошло от посёлка Северо-Енисейский. У каждой частицы  нашей страны, каждого края, города, района есть свои символы. Символика нашего района  такая…

IV.  Беседа о значении слова «родина»

– Кто может показать свой посёлок на карте?

Учитель:  А почему мы Северо – Енисейский район   называем  родиной?
Дети.   (варианты ответов: здесь мы родились, здесь мой родной дом, здесь живут мои родители, родственники).
– Родиной мы  называем дом, в котором растём,  дом,  где живёт моя семья.

Учитель:  Кроме того, когда люди говорят о своей родине, многие думают своём дворе, улице, где играли с друзьями. О любимом уголке природы, где привыкли  отдыхать,  может это  любимая зелёная полянка возле дома или около ручья или реки, где  вы  любуетесь первыми весенними цветами, наблюдаете за полётом птиц или пестрой бабочки.

– Так же родиной называют город или село, в котором  живут ваши родители и друзья, земляки.
– Родиной человек называет ту страну, в которой он родился.
– Велика и прекрасна наша страна. В разные времена её называли по-разному: Русь, Россия, Советский Союз, Российская Федерация. Но для других стран и народов страна наша всегда была Россией. Это имя она носит и сегодня.
– Россия… Родина… Это край, где мы родились, где живём, это наш дом,  это всё то, что нас окружает… 

Проводится конкурс «Родня»

Предлагается назвать как можно больше слов с корнем «род».

(Варианты: родить, родители, родич, родня, родственники, родословная, народ, народность, родник, родной и др.)

СЛАЙД 7

РОДИТЕЛИ – отец и мать, у которых рождаются дети.
РОДИЧ – родственник, член рода.
РОДНЯ – родственники.
РОДОСЛОВНАЯ – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её
РОДИНА – это и Отечество, страна, и место рождения человека.
НАРОД – нация, жители страны.

Учитель: Почти каждое слово дорого и близко нашему сердцу и обозначает начало всему живому на земле: семье, отечеству, ручейку, морю. Моя семья, мой дом с этого начинается малая родина.
Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимают семья, работа, служение Отечеству. Родная мать, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги и игры, природа – такие простые, тёплые, человеческие ценности становятся основой настоящей любви к Родине. Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце.

Физминутка

Напишите левым локтем слово «Россия», носком правой ноги – слово «родина», правым локтем – слово «село», носком левой ноги – слово «дом».

VI.  Посёлки моего района

Учитель:  Ребята, а у кого из вас есть родственники, друзья, которые живут в других посёлках  нашего района?  Вы там часто бываете, знаете все дорожки, каждый уголок. Кто хочет показать на карте?

СЛАЙД 8

Работа в  парах. 
Каждая  пара выбирает  конверт с   заданием  – пазлом, это фотография посёлка, о котором есть  готовый  материал.  Собирают фотографию и узнают, о каком посёлке читают и рассказывают  одноклассникам.
Задание выполняется под песню «С чего начинается Родина».

СЛАЙДЫ 8-14

(Дети находят и показывают на карте населённые пункты, в которых живут их друзья, родственники.)

Учитель:  Итак, у нас ключевое слово – РОДИНА,  а сколько вокруг красивого мы с вами видим…

СЛАЙД15 
О том, как бережно всегда относился русский народ к своей Родине, говорится в пословицах.

VI.  Пословицы о Родине  (работа в парах)

СЛАЙДЫ 16

Работа в группах.    Каждой группе дается  конверты с разрезанной в них на части пословицей. Обучающиеся должны собрать и объяснить их смысл. 

СЛАЙД 17

Если дружба велика, будет Родина сильна.
Жить – Родине служить.
На чужой стороне, что соловей без песни.
Родина – мать, умей за неё постоять.

СЛАЙД 18

Учитель:  Посмотрите внимательно на эти два слова, что вы можете о них сказать?

СЛАЙД 19

Учитель:  «Родина» – когда мы говорим о нашем государстве, о нашей большой стране под названием Россия.
«родина» – когда мы говорим о нашем районе, посёлке, где мы родились и живем.
Учитель:  Что же мы называем нашей малой родиной?

СЛАЙД 20

VII.  Подведение итогов занятия

Учитель:  Какие слова вы бы выбрали, чтобы описать свою малую Родину?
(какая  она?)

Выслушиваются ответы детей.

Учитель:  Сейчас подойдите к столу и выберите карточку с тем словом, которое вам больше нравится для описания нашей малой родины и прикрепите под нашими картинами.
(любимая, красивая, чистая, интересная, зелёная,  берёзовая, удивительная, великолепная, солнечная, светлая, разноцветная, чудесная, добрая, северная)

(Дети выбирают карточки для описания своей малой родины и прикрепляют на доске)

Учитель:  Ребята, вы назвали свою родину красивой, любимой, интересной, зелёной, удивительной.
– Как вы думаете, а что нужно для того, чтобы она оставалась такой и процветала?    Выслушиваются ответы детей.
– Мне очень хочется, чтобы вы гордились своей родиной. А для этого надо очень сильно любить и  беречь её.

Итог:

– Наш урок подошёл к концу.
Россия, Родина, малая родина. Такие до боли родные слова.
Жизнь разбрасывает людей во многие уголки Земли.
Но где-бы мы ни были, ваш родной край всегда будет для нас тем светлым огоньком, который будет своим ярким светом звать нас в родные края.

Рефлексия:

– Какой теме посвящен наш урок?
– Оцените свои достижения на уроке, используя одну из фигур:
– Кто все понял и может объяснить товарищу, прикрепляет к доске красный кружочек.
– Кто усвоил хорошо, но нужна еще консультация учителя, прикрепляет зелёный квадрат.
– Кто ничего не понял на занятии, прикрепляет жёлтый треугольник.

Всем спасибо за урок.
Вот уже звенит звонок.
Встаньте, подравняйтесь,
И с гостями попрощайтесь.

Источники:

– Земной самородок России. – К.: Растр – 2005
– Золотое сердце Сибири. –  в 2-ух книгах.– 2002
– Медный всадник. Сибирский регион.– К.:Медведь –2006
– Северо-Енисейский район. – К.: Сталл – 2004
– материалы интернета

Приложение 2