Зал празднично украшен портретом А.С.
Пушкина. В правом углу шатёр, в левом углу ду6,
украшенный цепью. На боковом витраже детские
рисунки по сюжетам сказок Пушкина.
Дети входят в зал и рассаживаются по местам.
Ведущая: Мы рады приветствовать
всех гостей и наших ребят в этом красивом зале.
Дети подготовили концертную программу,
посвященную юбилею А.С. Пушкина.
А.С. Пушкина знают во всем мире, его произведения
читают на разных языках.
«Мы знаем это или не знаем,
Хотим того иль не хотим,
Но он никем не заменяем
И навсегда необходим» (М. Дудин)
Александр Сергеевич, как художник говорил в своей поэзии о природе. Во многих стихотворениях Александра Сергеевича описывается красота русской природы.
В центральную дверь входят девочка в костюме времён Пушкина с зонтом, украшенным осенними листьями, и педагог в костюме Осени под музыку П. И. Чайковского из альбома «Времена года» («Осенняя песенка»). Девочка проводит Осень через зал, делает реверанс, ставит зонт у центральной стены и удаляется.
В центр зала выходит ребенок, читает стихотворение:
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалось
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалось
Довольно скучная пора,
Стоял ноябрь уж у двора.
Ведущая: Осень восхищает нас своим убранством. Вот как о ней поется в песне «Листики»
Дети поют песню «Листики» муз. В. Парфенюка, сл. А. Шибицкой.
Звучит фрагмент из произведения Г. Свиридова «Дорога» к поэме «Метель»
Ведущая: Проходит Осень… Пушкин пишет:
«Вот север, тучи нагоняя.
Дохнул, завыл и вот сама
идет красавица Зима».
«Великолепными коврами
Блестя на солнце, снег лежит
Прозрачный лес один чернеет
И ель сквозь иней зеленеет
И речка подо льдом блестит».
(На фоне стихотворения по залу проходят девочка с «зимним зонтиком», украшенным снежинками, и взрослый – Зима под музыку П. И. Чайковского из альбома «Времена года» – «У комелька»). Зонт с изображением снежинок остается у центральной стены, рядом с осенним. Девочка уходит.
Группа девочек исполняет танец снежинок под музыку Г. Свиридова «Вальс».
Ведущая: У А.С. Пушкина есть весёлое стихотворение о зиме. Его прочтет…
Ребёнок читает стихотворение:
Опрятней модного паркета,
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед,
На красных лапках гусь тяжелый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лед,
Скользит и падает, веселый
Мелькает, вьется первый снег,
Звездами падает на брег.
Через зал проходят Весна – взрослый, и
девочка с зонтом, на котором весенняя
тема под музыку П. И. Чайковского из альбома
«Времена года» («Подснежник»). Оставляют зонт у
центральной стены.
Ведущая: Калейдоскоп времён года привел нас к весне.
Ребенок читает:
Гонимы внешними лучами
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея блещут небеса
Еще прозрачнее леса
Как будто пухом зеленеют
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой
Долины сохнут и пестреют...
Ведущая: Такое светлое, веселое время года весна, об этом песенка, которую споют дети.
Дети поют песню «Солнечная капель» муз. С. Соснина сл. И. Вахрушевой.
Ведущий: И, наконец, наступает самое
теплое время года – Лето. Пушкин зовет всех
гулять,
веселиться, водить хороводы.
Появляются Лето – педагог и девочка с зонтиком, украшен цветами, ягодами и божьими коровками под музыку П. И. Чайковского из альбома «Времена года» («Баркарола»). Украшают стену летним зонтиком.
Ведущая:
Девицы, красавицы
Душеньки, подруженьки
Разыграйте, девицы,
Разгуляйтесь, милые!
1 девочка:
Затяните песенку
Песенку заветную
Заманите молодца
К хороводу нашему
2 девочка:
Как заманим молодца
Как завидим издали
Разбежитесь, милые
Закидаем вишеньем.
3 девочка:
Вишеньем, малиною
Красною смородиной
Не ходи подслушивать
Песенки заветные.
4 девочка:
Не ходи подсматривать
Игры наши девичьи.
(слова из оперы «Евгений Онегин» муз. П. И. Чайковского, «Хор девушек».)
К девочкам «важной» походкой, подбоченясь, выходят мальчики.
Хоровод «На горе-то, калина» муз. Р.Н.М.
(Ведущая переодевается в русский народный костюм).
Ведущая: Пушкин с детства любил свою Родину. Его няня Арина Родионовна пела ему народные песни и рассказывала сказки. Юный поэт восхищался ими. «Что за прелесть эти сказки» – говорил он, а, повзрослев, написал свои.
Ветер по морю гуляет, дует в паруса.
Никогда не перестанем верить в чудеса.
Где царевна оживает, злу наперекор,
Где красавиц похищает мрачный Черномор,
Где Балда с чертями спорит.
Белочка поет,
Где шумит волна морская ...
Нас туда зовет
Лукоморье, цепь златая и ученый кот
Наш концерт продолжается.
Мы совершим путешествие по сказкам А.С. Пушкина.
Ведущая читает:
У лукоморья дуб зеленый
Златая цепь на дубе том,
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом (появляется Кот)
Ведущая:
Сказки Пушкина мы знаем,
Любим очень и читаем,
Изучаем наизусть.
Отгадайте без подсказки
Вы названье первой сказки
Кот:
«Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы
Чуть опасность где видна
Верный сторож, как со сна,
Шевельнется, встрепенется
К той сторонке обернется
И кричит: «Кири-ку-ку»
Царствуй, лежа на боку»
(дети называют сказку, кот садится на пенек)
Ведущая:
Вот шатер, а в нем девица
Шамаханская царица.
Из шатра выходит Шамаханская царица. Танец Шамаханской царицы муз. Римского-Корсакова.
Ведущая: Догадайтесь без подсказки, назовите эту сказку.
Кот:
Жил старик со своею старухою
У самого синего моря
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года
Старик ловил неводом рыбу
Старуха пряла свою пряжу. (Дети называют
сказку)
Ведущая: Узнали? Молодцы, а чем закончилась история про старика и старуху сейчас увидим.
Инсценировка (заключительный фрагмент)
Ведущая:
Что ж мы видим?
Царские палаты...
А в палатах, видите, старуха.
За столом сидит она царицей
Служат ей бояре да дворяне.
(Старуха ходит, пристукивая посохом. Жестами подзывает слугу, посылает за стариком)
Ведущая (или кот):
Царедворцев за мужем посылает.
Отыскали старика, привели к ней (пантомима)
Старуха:
Воротись, поклонися рыбке
Не хочу быть вольной царицей
Хочу быть владычицей морскою.
Чтобы жить мне в Окияне — море,
Чтобы служила мне рыбка золотая
И была б у меня на посылках!
Старик: (отходит)
Не осмелился я перечить
Не дерзнул поперек слово молвить
Ведущая:
Вот идет он к синему морю
Видит, на море черная буря.
Старик:
Так и вздулись сердиты волны
Так и ходят, так воем и воют.
(Дети берут два полотна синего цвета – волны, в волнах ребёнок-рыбка)
Ведущая:
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка, спросила!
Рыбка: Чего тебе надобно, старче?
Старик: (кланяется)
Смилуйся, государыня рыбка!
Что мне делать с проклятою бабой?
Уж не хочет быть она царицей,
Хочет быть владычицей морскою
Чтобы жить ей в Окияне море,
Чтобы ты сама ей служила
И была бы у ней на посылках.
Ведущий:
Ничего не сказала рыбка
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.
Танец Золотой Рыбки и Волн – музыка Римского-Корсакова из оперы «Сказка о царе Салтане».
Старик:
Долго ждал я у моря ответа.
Не дождался, к старухе воротился.
Ведущая:
Глядь: опять перед ним землянка,
На пороге сидит его старуха
А перед нею разбитое корыто.
(пантомимические действия)
Ведущая: Мы еще дадим подсказку, назовите третью сказку.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поет
Да орешки все грызет
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые.
А скорлупки собирает
Кучки ровные кладет
И с присвисточкой поет
При честном при всем народе
«Во саду ли в огороде»
Танец «Белочки» под аккомпанемент детского оркестра (металлофоны). Музыка «Во саду ли, в огороде» – русская народная мелодия.
Ведущая: Наш концерт подошел к концу. Мы совершили путешествие лишь по немногим произведениям Александра Сергеевича Пушкина. Со временем, когда подрастете, вы познакомитесь и с другими его произведениями и полюбите их. Он знал это и, обращаясь к нам, его потомкам, он говорил когда-то: «Здравствуй, племя молодое, незнакомое...». Пушкин всегда с нами на всю нашу жизнь.
И вот пришло тобой предсказанное время.
Твой вещий голос правнуков зовет
И с каждым днем вольней и полновесней
Душа народа отвечает песней» (А. Венцлова).