Цели урока:
- познакомить с группами животных по особенностям питания и взаимными приспособлениями друг к другу;
- развивать способность к установлению причинно-следственных связей, коммуникативную готовность и стремление к взаимодействию;
- воспитывать любовь к природе; способствовать обогащению и развитию субъективных представлений учащихся о жизни животных.
Планируемые результаты
Предметные результаты:
- иметь представление о группах животных по особенностям питания (растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные), цепях питания, способах защиты животных;
- знать основные группы животных по способу питания;
- приводить примеры животных этих групп;
- находить в атласе-определителе примеры животных разных групп по способу питания.
Метапредметные результаты:
- сравнивать внешний вид животных в зависимости от способа питания и способа защиты от врагов;
- понимать цени питания как способ организации сообщества живых организмов;
- классифицировать животных по особенностям питания;
- использовать информацию из атласа-определителя для подготовки сообщений о таких животных;
- прослеживать по схемам цепи питания;
- моделировать цепи питания с помощью схем-аппликаций;
- применять знания об особенностях питания животных для самостоятельного составления схем цепей питания;
- выявлять признаки приспособленности животных к добыванию пищи и защите от врагов;
- обсуждать сказку «Бежал ёжик по дороге», рассказ «Доброе слово о хищниках», формулировать соответствующие правила экологической этики.
Личностные результаты:
- понимать значимость видов взаимозависимости в растительном и животном мире.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь «Окружающий мир», 3 класс (авт. А.А.Плеша-ков, М.Ю. Новицкая) ; компьютер, презентация урока; запись песни «В траве сидел кузнечик» (муз. В. Шаинского, сл. Н. Носова); карточки с текстом для групповой работы; у учащихся – атлас-определитель «От земли до неба», цветные карандаши или фломастеры.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Технология: системно-деятельностный метод обучения
ХОД УРОКА
Этапы |
Действия учителя |
Действия учащихся |
I. Организационный момент | Прозвенел голосистый звонок, Он позвал всех ребят на урок, Чтоб урок пошёл каждому впрок, Активней в работу включайся дружок. Прочитайте пословицу, записанную на доске: Корень учения горек, да плод его сладок. (Презентация. Слайд 2) Вы согласны с пословицей? Тогда вперед, в страну знаний. Сегодня мы вновь отправимся в мир животных. Вы уже знаете, что он очень разнообразен. Сейчас мы проверим, как вы усвоили материал прошлого урока. |
Учащиеся читают пословицу, написанную на доске |
II. Актуализация опорных знаний Проверка домашнего задания: экспресс-опрос |
1 .Наука о животных называется
зоологией. 2. Растения и грибы – это животные. 3 .Животные дышат, питаются, двигаются, растут, размножаются, умирают. 4. Своих детенышей звери вскармливают молоком. 5. У насекомых две пары ног. 6. У некоторых пресмыкающихся есть панцирь. 7. Плавники нужны рыбам для дыхания. 8. Дождевые черви живут в воде. 9. У земноводных голая, нежная кожа. 10.Птицы – животные, тело которых покрыто чешуйками. Взаимопроверка (учитель открывает «ключ» на доске. «Ключ»: + – + + – + – + –. (Слайд 3) |
на листочках бумаги учащиеся
обозначают правильный ответ знаком « + »,
неправильный – знаком « –
учащиеся меняются листочками и проверяют ответы друг друга |
III. Этап формулирования темы,
учебных задач. Работа в группах ( определение животных по атласу-определителю) |
– Что необходимо для роста и развития
животных? – Послушайте предложение и скажите, согласны вы с ним или нет. Медведь питается только малиной и медом. Учитель выслушивает ответы всех учащихся. – Я вижу ваши мнения разошлись. Давайте поразмышляем в группах. Сейчас каждая группа получит карточку со списком животных. Ваша задача – распределить животных по группам с учетом того, кто чем питается, а поможет вам правильно выполнить работу атлас-опреде-литель. Итак, начинаем. – Кто догадался, какова тема нашего урока? Сформулируйте её! – Какие задачи поставим на уроке? |
Питание
Ответы детей Через 5 минут представитель от каждой группы выходит к доске и защищает проект. Как питаются животные. |
IV. Этап работы над решением поставленных задач. | – Вы разделили животных на группы, а
теперь выделите общее название животным
каждой группы по типу питания. – Насколько верны ваши предположения проверим, заслушав наших экспертов-зоологов и сформулируем основные понятия. (в конце выступления учащихся учитель показывает слайд с названием групп животных: растительноядные, насекомоядные, хищники и всеядные). (Слайд 4) – Каких животных называют растительноядными? Приведите примеры (Слайды 5-6) Каких животных называют насекомоядными? (Слайд 7)
Каких животных называют хищниками? (Слайды 8-12)
Продолжите предложение: Всеядные – это … (Слайды 13-14) – Продолжим наши исследования. Давайте
выясним, как животные связаны между собой по типу
питания. Послушайте сказку Н. Сладкова «Бежал
ёжик по дорожке» (см. Н.Сладков «Лесные тайнички»)
и приготовьтесь ответить на вопросы:
В процессе работы над сказкой на доске выстраивается цепочка из слов: Трава ––> Улитка ––> Лягушка ––> Ёж ––> Филин (Слайд 15) – Таким образом, мы с вами построили цепь питания. Постарайтесь объяснить, почему она начинается с растения. – Какие еще задачи поставим на уроке? |
Ответы детей
Выступают с сообщениями 3 ученика (Приложение 1)
Животные, кормом для которых являются растения,
называются растительноядными. Животные, которые питаются другими животными
называют хищниками.
Потому что могут съесть. Лягушка улитку.
Растения – это первое звено, так как только
они способны использовать энергию солнца и
производить питательные вещества из углекислого
газа и воды; второе звено цепи –
растительноядные животные; третье звено –
насекомоядные и хищные животные. |
V. Этап работы над
решением второй задачи. Работа в парах. |
Попробуем составить возможные цепи
питания лисицы, обращайте внимание на
направление стрелок. Дуб ––> мышь ––> лиса, осина ––> заяц ––> лиса – Что произойдёт, если из цепи выпадет одно из звеньев? (на доске цепь питания на листах, выпадает один листок) Учитель читает стихотворение Б.Заходера «Про всех на свете». |
Выполняют задание: В природе всё взаимосвязано, нарушать порядок нельзя, иначе наступит хаос. |
VI. Физкультминутка (звучит музыка) | Муравей не отдыхает. За день много успевает: Наклониться, подтянуться, Перепрыгнуть, изогнуться, Пробежать и повернуться, Перелезть и развернуться, Проползти и увернуться, Об песчинку не споткнуться. Так весь день: назад – вперед – И совсем не устаёт. |
Имитируют движения |
VII. Основной этап Работа с учебником. |
Прочитайте в учебнике текст «Кто как
приспособился» и приготовитесь ответить на
вопросы. Беседа по прочитанному. – Как приспособились хищники к добыванию пищи? – Как приспособились животные защищаться от хищников? |
Учащиеся читают текст в учебнике на с. 96-97. Ответы детей |
III. .Закрепление нового материала. Практическая работа. Обсуждение рассказа «Доброе слово о хищниках» в паре |
Давайте проверим, как вы усвоили новый
материал. Выполнять работу будете в паре: откройте рабочую тетрадь на с.66 и выполните задание 1 и 3, оцените работу друг друга; и в
группах: 1-я группа составит цепи питания
волка; – Что произошло, если бы исчезли на земле
лягушки, змеи, совы и все зайцы жили до старости? |
Проверка по эталону № 2 задания № 1 (слайд 17); взаимопроверка (задание № 3) Дети выполняют задания, проверяют по учебнику с. 95, а затем защищают проекты
Ответы детей |
IX. Итог урока: рубрики «Проверь себя» и «Это интересно» |
На какие группы учёные делят животных
по особенностям питания? (Рубрика «Проверь
себя» (Слайды 18-19) Растительноядные – это животные, кормом для которых являются … Хищники – это… Насекомоядные – это… Всеядные – это … Назовите представителей каждой группы. Охарактеризуйте цепи питания в живой природе. У. В мире много удивительного. Познакомьтесь с информацией рубрики «Это интересно знать!», послушайте наших экспертов (Слайды 20-22)
В Бостоне (США) поставлен памятник птичке? Какой? Почему? |
Ответы детей, сравнение своего вывода с выводом в учебнике с. 97
Подготовленный ученик:
Коровками их назвали потому, что они умеют выделять «молочко», правда, не белое, а оранжевое. За свою жизнь божья коровка может съесть 4 тысячи тлей. Ее боятся колорадские жуки. А вот количество точек на крылышках говорит не о возрасте жука, а о том, к какому виду он принадлежит. Подготовленный ученик: |
Рефлексия | Урок подошёл к концу. Закончите
предложения.
Учитель объявляет оценки активно работающим учащимся. |
|
X. Домашнее задание. | – Прочитать материал в учебнике на с. 94-97.
Выполнить задания рубрики «Подумаем!» и в
рабочей тетради задания 2, 3, 6 на с. – Подготовить сообщение об одном растительноядном или хищном животном и сделать сообщение классу (по желанию) |