Невидимые нити в живой природе

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • познакомить с группами животных по особенностям питания и взаимными приспособлениями друг к другу;
  •  развивать способность к установлению причинно-следственных связей, коммуникативную готовность и стремление к взаимодействию;
  • воспитывать любовь к природе; способствовать обогащению и развитию субъективных представлений учащихся о жизни животных.

Планируемые результаты

Предметные результаты:

  • иметь представление о группах животных по особенностям питания (растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные), цепях питания, способах защиты животных;
  • знать основные группы животных по способу питания;
  • приводить примеры животных этих групп;
  • находить в атласе-определителе примеры животных разных групп по способу питания.

Метапредметные результаты:

  • сравнивать внешний вид животных в зависимости от способа питания и способа защиты от врагов;
  • понимать цени питания как способ организации сообщества живых организмов;
  • классифицировать животных по особенностям питания;
  • использовать информацию из атласа-определителя для подготовки сообщений о таких животных;
  • прослеживать по схемам цепи питания;
  • моделировать цепи питания с помощью схем-аппликаций;
  • применять знания об особенностях питания животных для самостоятельного составления схем цепей питания;
  • выявлять признаки приспособленности животных к добыванию пищи и защите от врагов;
  • обсуждать сказку «Бежал ёжик по дороге», рассказ «Доброе слово о хищниках», формулировать соответствующие правила экологической этики.

Личностные результаты:

  • понимать значимость видов взаимозависимости в растительном и животном мире.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь «Окружающий мир», 3 класс (авт. А.А.Плеша-ков, М.Ю. Новицкая) ; компьютер, презентация урока; запись песни «В траве сидел кузнечик» (муз. В. Шаинского, сл. Н. Носова); карточки с текстом для групповой работы; у учащихся – атлас-определитель «От земли до неба», цветные карандаши или фломастеры.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Технология: системно-деятельностный метод обучения

ХОД УРОКА

Этапы

Действия учителя

Действия учащихся

I. Организационный момент Прозвенел голосистый звонок,
Он позвал всех ребят на урок,
Чтоб урок пошёл каждому впрок,
Активней в работу включайся дружок.
Прочитайте пословицу, записанную на доске:
    Корень учения горек, да плод его сладок. (Презентация. Слайд 2)
Вы согласны с пословицей? Тогда вперед, в страну знаний. Сегодня мы вновь отправимся в мир животных. Вы уже знаете, что он очень разнообразен. Сейчас мы проверим, как вы усвоили материал прошлого урока.
 

 

 

Учащиеся читают пословицу, написанную на доске

II. Актуализация опорных знаний
Проверка домашнего задания: экспресс-опрос
1 .Наука о животных называется зоологией.
2. Растения и грибы – это животные.
3 .Животные дышат, питаются, двигаются, растут, размножаются, умирают.
4. Своих детенышей звери вскармливают молоком.
5. У насекомых две пары ног.
6. У некоторых пресмыкающихся есть панцирь.
7. Плавники нужны рыбам для дыхания.
8. Дождевые черви живут в воде.
9. У земноводных голая, нежная кожа.
10.Птицы – животные, тело которых покрыто чешуйками.
Взаимопроверка (учитель открывает «ключ» на доске.
«Ключ»:  +  –  +  +  –  +  –  +  –.  (Слайд 3)
на листочках бумаги учащиеся обозначают правильный ответ знаком « + », неправильный – знаком « –

 

 

 

 

учащиеся меняются листочками и проверяют ответы друг друга

 III. Этап формулирования темы, учебных задач.
Работа в группах
( определение животных по атласу-определителю)
– Что необходимо для роста и развития животных?
– Послушайте предложение и скажите, согласны вы с ним или нет. Медведь питается только малиной и медом.
Учитель выслушивает ответы всех учащихся.
– Я вижу ваши мнения разошлись. Давайте поразмышляем в группах. Сейчас каждая группа получит карточку со списком животных. Ваша задача – распределить животных по группам с учетом того, кто чем питается, а поможет вам правильно выполнить работу атлас-опреде-литель. Итак, начинаем.

– Кто догадался, какова тема нашего урока? Сформулируйте её!

– Какие задачи поставим на уроке?

 

Питание

 

Ответы детей

Через 5 минут представитель  от каждой группы выходит к доске и защищает проект.

Как питаются животные.
Познакомиться с  основными группами животных по способу питания;
Уметь  определять, к какой группе по особенностям питания принадлежит каждое животное и приводить примеры животных этих групп.

IV. Этап работы над  решением поставленных задач.  – Вы разделили животных на группы, а теперь выделите  общее название животным каждой группы по типу питания.
– Насколько верны ваши предположения проверим, заслушав наших экспертов-зоологов и сформулируем основные понятия.
(в конце выступления учащихся  учитель показывает слайд с названием групп животных: растительноядные, насекомоядные, хищники  и всеядные).  (Слайд 4)
– Каких животных называют растительноядными? Приведите примеры (Слайды 5-6)

Каких животных называют насекомоядными? (Слайд 7)

 

Каких животных называют хищниками? (Слайды 8-12)

 

Продолжите предложение: Всеядные – это … (Слайды 13-14)

– Продолжим наши исследования. Давайте выясним, как животные связаны между собой по типу питания. Послушайте сказку Н. Сладкова «Бежал ёжик по дорожке» (см. Н.Сладков «Лесные тайнички») и приготовьтесь ответить на вопросы:
Почему не проживёшь в лесу шутя, весело?
Почему ёж испугался филина?
Кем пообедал ёжик?
Кто кого может съесть? Лягушка улитку или наоборот?
Где сидела улитка? Чем она питается?

 

В процессе работы над сказкой на доске выстраивается цепочка из слов:

Трава ––> Улитка ––> Лягушка ––> Ёж ––> Филин  (Слайд 15)

– Таким образом, мы с вами построили цепь питания. Постарайтесь объяснить, почему она начинается с растения.

– Какие еще  задачи поставим на уроке?

 

Ответы детей

 

Выступают с сообщениями 3 ученика (Приложение 1)

 

Животные, кормом для которых являются растения, называются растительноядными.
Животные, которые питаются насекомыми называют насекомоядными

Животные, которые питаются другими животными называют хищниками.
.
животные, которые питаются разнообразной пищей.

 

 

 

Потому что могут съесть.
Филин может съесть ежа.
Улиткой и лягушкой.

Лягушка улитку.
Сидела в траве, так как она ею питается.

 

 

 Растения – это первое звено, так как только они способны использовать энергию солнца и производить питательные вещества из углекислого газа и воды; второе звено цепи – растительноядные животные; третье звено – насекомоядные и хищные животные.
Научиться составлять цепи питания животных.

V. Этап работы над  решением второй задачи.
Работа в парах.
Попробуем составить возможные цепи питания лисицы, обращайте внимание на направление стрелок.

Дуб ––> мышь ––> лиса, осина ––> заяц ––> лиса

– Что произойдёт, если из цепи выпадет одно из звеньев? (на доске цепь питания на листах, выпадает один листок)

Учитель читает стихотворение Б.Заходера «Про всех на свете».

 

Выполняют задание:
составление цепи питания  лисицы. (Два ученика работают у доски). Проверка по эталону № 1 (Слайд16)

В природе всё взаимосвязано, нарушать порядок нельзя, иначе наступит хаос.

VI. Физкультминутка (звучит музыка) Муравей не отдыхает.
За день много успевает:
Наклониться, подтянуться,
Перепрыгнуть, изогнуться,
Пробежать и повернуться,
Перелезть и развернуться,
Проползти и увернуться,
Об песчинку не споткнуться.
Так весь день: назад – вперед –
И совсем не устаёт.
 Имитируют движения
VII. Основной этап
Работа с учебником.
Прочитайте в учебнике текст «Кто как приспособился» и приготовитесь ответить на вопросы.
Беседа по прочитанному.
– Как приспособились хищники к добыванию пищи?
– Как приспособились животные защищаться от хищников?
 

Учащиеся читают текст в учебнике на с. 96-97.

Ответы детей

III. .Закрепление нового материала.
Практическая работа.

Обсуждение рассказа «Доброе слово о хищниках» в паре

Давайте проверим, как вы усвоили новый материал. Выполнять работу будете в  паре:
откройте рабочую тетрадь на с.66 и выполните задание 1 и 3, оцените работу друг друга;

и в группах: 1-я группа составит цепи питания волка;
2-я группа – совы;
3-я группа – орла.

 – Что произошло, если бы исчезли на земле лягушки, змеи, совы и все зайцы жили до старости?
– Прочитайте на «Страничках Умного Совёнка» рассказ «Доброе слово о хищниках» и обсудите его в парах.
– Почему люди берут хищников под охрану? Как их называют?

 

Проверка по эталону № 2 задания № 1 (слайд 17); взаимопроверка (задание № 3)

Дети выполняют задания, проверяют по учебнику с. 95, а затем защищают проекты

 

Ответы детей

IX. Итог урока:
рубрики «Проверь себя» и «Это интересно»
На какие группы учёные делят животных по особенностям питания?  (Рубрика «Проверь себя» (Слайды 18-19)
Растительноядные – это животные, кормом для которых являются …
Хищники – это…
Насекомоядные – это…
Всеядные – это …
Назовите представителей каждой группы. Охарактеризуйте цепи питания в живой природе.
У.  В мире много удивительного. Познакомьтесь с информацией рубрики «Это интересно знать!», послушайте наших экспертов (Слайды 20-22)

 

 

 

 

В Бостоне (США) поставлен памятник птичке? Какой? Почему?

 

Ответы детей, сравнение своего вывода с выводом в учебнике с. 97

 

 

 

Подготовленный ученик:

Вот темно-красная божья коровка,
Спинку свою разделила пополам,
Вскинула крылья прозрачные ловко
И полетела по важным делам.

Коровками их назвали потому, что они умеют выделять «молочко», правда, не белое, а оранжевое. За свою жизнь божья коровка может съесть 4 тысячи тлей. Ее боятся колорадские жуки. А вот количество точек на крылышках говорит не о возрасте жука, а о том, к какому виду он принадлежит.

Подготовленный ученик:
Однажды вблизи Бостона появилась неисчислимая масса гусениц. Они проникали в сады и на поля, уничтожали все подряд: посевы, плоды на деревьях, овощи. Людям грозил голод. Но они ничего не могли поделать. К счастью, на гусениц-вредителей обратил внимание воробей. Он в короткий срок справился с насекомыми.

Рефлексия Урок подошёл к концу. Закончите предложения.

Сегодня на уроке я узнал …
Я научился …
Мне понравилось …

Учитель объявляет оценки активно работающим учащимся.

 
X. Домашнее задание. – Прочитать материал в учебнике на с. 94-97. Выполнить задания рубрики «Подумаем!» и в рабочей тетради задания 2, 3, 6 на с.
– Подготовить сообщение об одном растительноядном или хищном животном и сделать сообщение классу (по желанию)