Мир экслибриса

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (18 МБ)


Цель: Ознакомление ребят с одним из видов миниатюрной графики с выходом на создание индивидуальных творческих работ.

Задачи:

  • Ознакомить детей с новым для них видом миниатюрной графики.
  • Развить у детей умение выражать на малом формате с помощью минимальных графических средств образ целого мира интересов владельца ЭКСЛИБРИСА.
  • Научить чувствовать композицию будущего произведения, решать проблему взаимодействия на плоскости черного и белого цветов, разрабатывать стиль шрифта, соответствующий содержанию.

Оборудование:

  • Презентация PPT, электронное оборудование, музыкальный центр, творческие работы детей и педагога.

Материалы:

  • Листы бумаги формата А-4, простые карандаши, глеевые ручки черного цвета.

Время занятия: 1 ч.40 мин.

План занятия:

1.Организационный момент: знакомство с группой и эмоционально-психологический настрой детей. 5 мин.

2. Введение в тему занятия, создание проблемной ситуации. 10 мин.

3. Объяснение темы занятия, рассказ педагога. 10 мин.

4. Работа детей с наглядным материалом, выступление каждого ребенка с рассказом о понимании цели предложенного ЭКСЛИБРИСА. 20 мин.

5. Физкультминутка. 10 мин.

6. Анализ хода работы над созданием ЭКСЛИБРИСА. 5 мин.

7. Практическая работа: сочинение эскизов и творческих работ детьми. 30 мин.

8. Подведение итогов занятия, просмотр готовых работ. 10 мин.

Ход занятия

1. Приветствие участников занятия.

Слайд 1-2

2. – Знакомо ли вам такое сложное и загадочное слово, как “ЭКСЛИБРИС” и что оно вам напоминает? Подскажу, что этот удивительный для вас персонаж - младший сын графики.

Слайд 3

– Давайте теперь вспомним, что из себя представляют графические произведения. Перед вами графическая работа девочки Шустовой Валентины. Она выполнена чёрной глеевой ручкой.

Термин графика - греческого корня, что означает “скрести, царапать, рисовать”. Значит, графика, это, прежде всего – рисунок.

В графике изображение строится с помощью рисунка, где применяется чаще всего черный цвет в сочетании с белым или цветным фоном самой бумаги (иногда холста, стены, камня и т.д.)

Теперь давайте рассмотрим сам рисунок. (Дети озвучивают свои версии увиденного) Это рисунок – аллегория. На нем изображен петербургский пейзаж с известным храмом и девочка, любящая читать. Ее любимые книги превращаются в птиц и улетают высоко – высоко. В своем рисунке Валя хотела рассказать о полетах мысли, фантазии, которые дает интересное чтение. А вы любите читать? (Ответы детей).

Слайд 4

- Мы попадаем в библиотеку. Это собрание книг. У вас есть библиотеки дома? Какие книги вы любите? (Ответы детей).

- Вы, наверное, знаете, что в старину книги представляли огромную ценность. Почему? (Версии детей) Их было очень мало. Писать и переписывать их от руки – очень трудоемкая работа. Поэтому, иные книги создавались годами, стоили очень дорого. Хранились они в монастырях (под замком) или у богатых и знатных людей. Некоторые переплеты украшались серебром, золотом, драгоценными камнями. Естественно, что у владельцев этих книг было желание закрепить за собой столь ценное создание и уберечь его от похитителей. Некоторые люди делали на книгах владельческие надписи. Так возник ЭКСЛИБРИС. Сначала это был только знак, предохраняющий книгу от хищения. Потом, со временем, появилось множество гербов, оттиснутых на переплете. И только после этого ЭКСЛИБРИС стал знаком уважения к книге, знаком собирателей.

(Педагог пишет на доске латинские буквы E X L I B R I S).

- Итак, как вы поняли, что же такое ЭКСЛИБРИС?

Дети озвучивают свои версии и все вместе приходим к выводу, что оказывается, в переводе с латинского языка ЭКСЛИБРИС значит - “ИЗ КНИГ”.

Действительно, это книжный знак с именем владельца книги. Но не всё так просто...

Слайд 5-6

3. Рассмотрим историю ЭКСЛИБРИСА.

Родиной его считают Германию. Сначала ЭКСЛИБРИС рисовали прямо на книге, но вскоре, после изобретения книгопечатания, появились крупные частные библиотеки, и на смену рисовальным пришел гравированный ЭКСЛИБРИС.

В 1523 г. Великий немецкий художник Альбрехт Дюрер создал первый гравированный ЭКСЛИБРИС. У нас в России ЭКСЛИБРИС появился в конце 15 в. В Библиотеке Ивана Грозного. Этот знак был оттиснут на переплете первопечатного “Апостола” Ивана Федорова.

Еще пару столетий назад ЭКСЛИБРИС был непременной принадлежностью библиотеки знатного рода. Ему придавали такое же значение, как фамильному гербу. Фактически, он и был библиотечным гербом владельца, передаваясь из поколения в поколение.

В 20 в. ЭКСЛИБРИС превратился в самостоятельный жанр изобразительного искусства. Именно в это время книжный знак обрел новый, более глубокий смысл – он все более становился отражением личности, духовного мира и печатью вкуса своего владельца. Одновременно с этим началась и эпоха коллекционирования ЭКСЛИБРИСОВ. Этот вид собирательства получил название ЭКСЛИБРИСТИКИ.

Слайд 6

ЭКСЛИБРИСЫ бывают:

  • ГЕРБОВЫЕ (воспроизводят герб владельца)
  • ВЕНЗЕЛЕВЫЕ (имеют орнаментально разработанные инициалы владельца
  • СЮЖЕТНЫЕ (представляют собой изображения пейзажей, архитектурных мотивов, различных эмблем, образно отражающих вкусы, интересы и пристрастия, профессию владельца библиотеки)

Слайд 7

Давайте рассмотрим еще несколько гербовых ЭКСЛИБРИСОВ А. Дюрера.

Слайд 8

- Это вензелевый ЭКСЛИБРИС

Слайд 9-16

- Теперь рассмотрим несколько, сюжетных книжных знаков, самых многочисленных. Давайте дадим описание каждого знака. (Дети отвечают).

Обратите внимание, как художники строят композицию книжного знака.

Как правило, в центр помещаются главные “персонажи”, обязательно присутствует слово EX LIBRIS, указывается имя владельца книжного собрания, большое значение имеет в композиции шрифт.

Все это были работы взрослых художников.

Слайд 17-30

4. Теперь рассмотрим, как дети (мои ученики) справились с созданием своего книжного знака.

Вам дается задание: каждому, по очереди, описать представленный на слайде детский книжный знак, обращая внимание на передачу индивидуальных особенностей, характера владельца ЭКСЛИБРИСА, мира его интересов и увлечений. (Дети дают описание каждого ЭКСЛИБРИСА).

5. Проводится перерыв. Можно использовать динамические физические игры и упражнения. (при наличии соответствующего помещения).

Слайд 31-50

6. - Ребята, теперь я предлагаю вам познакомиться с собственными работами, которые были созданы для близких, друзей в подарок, и даже для знакомых на заказ. На примере некоторых из них мы с вами рассмотрим рождение ЭКСЛИБРИСА, начиная с многочисленных эскизов и до конечного результата, с которого даже резались и печатались гравюры. (Обращается внимание на композицию, которая отражает творческий замысел, выразительный шрифт, гармоничное сочетание черного и белого цветов. Неоднократно говорится о том, как для художника важен хороший эскиз и как много порой стоит создавать эскизов, для поиска наилучшего окончательного решения будущего произведения.

7. Детям дается задание самим нарисовать ЭКСЛИБРИС для собственной домашней библиотеки. Для этого сначала выполняются множество эскизов в карандаше и далее, после предварительного просмотра, создается окончательный вариант книжного знака при помощи глеевой ручки.

8. Подводится итог занятия. Дети вместе с педагогом рассматривают готовые работы. Ребята отвечают на вопросы: “Чем же привлекает нас ЭКСЛИБРИС?” “В чем ценно для вас занятие ЭКСЛИБРИСОМ?”

Обобщая ответы детей, педагог говорит, что создание ЭКСЛИБРИСОВ

- Это просто интереснейшее занятие. ЭКСЛИБРИС открывает перед художником огромное разнообразие сюжетов, тем и идей.

- Привлекает тем, что на малом формате, практически минимальными средствами можно выразить целый мир интересов владельца.

- Привлекает своей афористичностью.

- Это всегда творческий и художественный эксперимент.

Завершим занятие словами искусствоведа и собирателя С.Ивенского: “ЭКСЛИБРИС исполнен ощущением времени, подчас шутки, иногда раздумья, но почти всегда пульсацией чувств...”