Цели урока:
- Обобщить и углубить знания учащихся о былинах и богатырских сказках, богатырях разных народов;
- Развивать творческое воображение учащихся средствами поэзии, живописи, музыки, любовь к поэтическому слову, чувство патриотизма;
- Учить сравнивать, обобщать, делать выводы, уметь давать связный ответ;
- Обучать коллективной работе, работе в микрогруппах, приобщать к фактам исторической действительности.
Оборудование:
- Выставка книг о богатырях;
- Детские рисунки “Сказочные богатыри”;
- Книга для чтения “Маленькая дверь в большой мир” - 2 класс, 1 часть, с. 181-218;
- Карточки с заданиями для работы по группам;
- Мультимедийная презентация.
Ход урока
I. Организационный момент
Здравствуйте, люди добрые.
Присаживайтесь поудобнее, да послушайте.
Собралися мы с вами на беседу добрую и складную.
Чтоб был у нас мир и согласие.
А ещё хочу пожелать вам, чтобы участвовали вы в беседе и все внимательно слушали.
Всё, что услышите, может вам пригодиться.
Высока ли высота поднебесная,
Глубока ли глубина океан – моря
Быстры – светлы реки русские
А и сильные, могучие,
Богатыри на славной Руси.
II. Сообщение темы и целей урока.
- Как называется раздел литературного чтения, который мы изучаем? (“Сказочные богатыри”)
- Кому посвящены произведения этого раздела? (богатырям)
- Сегодня на уроке – обобщение по разделу “Сказочные богатыри”. Цель урока – обобщить знания о былинах и богатырских сказках, вспомнить все, что узнали о богатырях и подвигах, подготовиться к проверочной работе по разделу.
III. Воспроизведение и коррекция опорных знаний.
- Ребята, а кто может сказать, что такое былина? Ответы детей.
Былина – это произведение русского фольклора о подвигах героев, которые жили в далёком прошлом. Они боролись со злыми силами, с врагами русской земли.
- Кто и при каких обстоятельствах исполнял былины? (исполняли на праздниках, на пирах особые люди – сказители, которые по памяти рассказывали былины на распев и играли на гуслях – старинном музыкальном инструменте)
- Что общего у былин и богатырских сказок? (и былины и богатырские сказки 1)основаны на исторических событиях; 2) в них есть волшебные силы и персонажи, 3) троекратный повтор, 4) не имеют автора, так как относятся к устному народному творчеству).
- А чем отличаются былины от богатырских сказок? (Былины пишутся в стихах и имеют песенный характер, а богатырские сказки написаны в прозе)
- Каких былинных героев-богатырей вы знаете?
а) У вас на листочках напечатаны имена различных героев. Вы прочитайте внимательно и выберите имена только сказочных богатырей и подчеркните их.
Илья Муромец, Мороз Иванович, Кристофер Робин, Алёша Попович, Карабас Барабас, Добрыня Никитич.
б) Демонстрация репродукции картины В. М. Васнецова “Богатыри”.
Очень любил сказания о богатырях и великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов, которые слушал из уст отца, от стариков в деревне, где жил. Два десятилетия посвятил художник картине “Богатыри”. Чтобы создать образы богатырей, художник изучал былины, историю Древней Руси, в музеях знакомился с образцами древнего оружия, одежды наших предков. В центре картины мы видим Илью Муромца. Слева от него – Добрыня Никитич, справа самый младший из богатырей – Алёша Попович. Сейчас эта картина хранится в Третьяковской галерее в васнецовском зале.
в) Образ русского богатыря
IV. Физкультминутка
V. Викторина
Этап I. “Назови произведение”.
- Какое произведение открывает раздел? (“Руслан и Людмила”)
- А в этом произведении рассказывается про охотника, сражавшегося с чудовищем. (“Дыйканбай и дэв”)
- Герой этой сказки – очень странный богатырь... (“Богатырь Назнай”)
- Былина про двух русских богатырей. (“Илья Муромец и Святогор”)
- В этом произведении герой ехал в стольный град Киев послужить князю Владимиру. (“Сказка про Илью Муромца”)
Этап II. “Бюро находок”.
- Кому принадлежат эти предметы?
*Чаша в полтора ведра. (Илье Муромцу)
*Сабля с замечательной надписью. (Богатырю Назнаю)
*Гора золота. (Дайканбаю)
Этап III. “Узнай по описанию”.
1. Сидит, как столб; ноги, как плети. (Илья Муромец)
2. Родом из Дагестана, очень везучий человек. (Богатырь Назнай)
3. Могучий богатырь, с ним хотел подружиться Илья Муромец. (Святогор)
4. Был он отважным охотником... (Дыйканбай)
5. Огромное чудовище с носом, как бурдюк. (Дэв)
Этап IV. “Где это было?”
1. Где жили три великана – дэва? (На острове посреди реки)
2. В каком городе княжил Владимир Красно Солнышко? (В Киеве)
3. Откуда родом Илья Муромец?(Из города Мурома, из села Карачарова)
4. По каким горам ездил Святогор - богатырь? (По Араратским)
5. Какой город спас от врагов Илья Муромец? (Чернигов)
Этап V. “Трудные слова”.
а) подберите к устаревшим словам современную пару
б)
- Визирь (царский советник)
- Зурна (духовой музыкальный инструмент)
Этап VI. “Кто так говорил и при каких обстоятельствах?”
1. “Кто ослушается моего зятя и не будет делать того же, что он, тот изменник”. (“Богатырь Назнай”, царь говорил войску)
2. “Видно, тот человек был очень хитер. Я слышал, что человек, хоть и мал ростом, но силен умом и находчивостью”. (“Дыйканбай и дэв”, царь дэвов говорил другим дэвам)
3. “Есть еще на Руси кому постоять за землю Русскую”. (“Сказка про Илью Муромца”, Илья говорил царевичам басурманским)
4. “Пусть будет побольше храбрецов, а мне пусть счастье помогает!” (“Богатырь Назнай”, Назнай говорил людям)
Этап VII. “Внимательны ли вы?”.
- Сколько лет жили родители в ожидании рождения Ильи? (50 лет)
- Кого защищал Илья Муромец в своем первом сражении? (Черниговских мужиков)
- На что похожи нос и ноги дэва? (На бурдюк и чурбаки)
- Сколько странников постучали в окошко к Илье Муромцу? (двое)
- Сколько раз змей тревожил царя в сказке “Богатырь Назнай”? (2 раза в год)
VI. “Проверь себя”.
Выполняется проверочная работа по разделу III в тетради по чтению.
VII. Обобщение и систематизация понятий.
- Богатыри – это, в первую очередь, воины.
- Назовите доспехи и оружие богатырей, которые находятся на ваших партах (щит, шлем)
- Какие ещё доспехи и оружие богатырей вы знаете? (копьё, топор, палица, лук и стрелы, кольчуга и т.д.)
- Воины всегда старались украсить свои доспехи. Это служило и оберегом
VIII. Домашнее задание.
- Домашнее задание выберите сами – на шлеме и щите написаны задания. Внимательно прочитайте их и выберите тот предмет, где написано задание, которое вы хотели бы выполнить к следующему уроку. Два оставшихся предмета сдайте мне.
Задание на дом:
Щит – найти и прочитать богатырскую сказку.
Шлем – написать небольшое сочинение на тему: “Почему я хочу походить на героев богатырских сказок”
IX. Подведение итогов.
Учитель: Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок.
- Какой же урок дают нам эти произведения народного творчества? (Любви к Родине, прославления защитников народа, мудрости. Они говорят нам о том, что война – это зло, жестокость. Надо чтобы все народы, как Илья Муромец и Святогор, побратались).
Рассказали мы про дела старые,
Что про старые, про бывалые,
Чтобы море синее успокоилось,
Чтобы добрые люди послушались,
Чтобы молодцы призадумались,
Что века не меркнет слава русская!
Использованная литература.
- Т.В. Головкина Обобщающие уроки чтения (Из опыта работы по учебникам для чтения серии “Свободный ум”)
- Конспект урока литературного чтения Харитоновой Ольги Юрьевны, учителя МОУ “СОШ № 2” г. Глазова