Урок литературного чтения «Сказочные богатыри». 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели урока:

  • Обобщить и углубить знания учащихся о былинах и богатырских сказках, богатырях разных народов;
  • Развивать творческое воображение учащихся средствами поэзии, живописи, музыки, любовь к поэтическому слову, чувство патриотизма;
  • Учить сравнивать, обобщать, делать выводы, уметь давать связный ответ;
  • Обучать коллективной работе, работе в микрогруппах, приобщать к фактам исторической действительности.

Оборудование:

  • Выставка книг о богатырях;
  • Детские рисунки “Сказочные богатыри”;
  • Книга для чтения “Маленькая дверь в большой мир” - 2 класс, 1 часть, с. 181-218;
  • Карточки с заданиями для работы по группам;
  • Мультимедийная презентация.

Ход урока

I. Организационный момент

Здравствуйте, люди добрые.

Присаживайтесь поудобнее, да послушайте.

Собралися мы с вами на беседу добрую и складную.

Чтоб был у нас мир и согласие.

А ещё хочу пожелать вам, чтобы участвовали вы в беседе и все внимательно слушали.

Всё, что услышите, может вам пригодиться.

Высока ли высота поднебесная,
Глубока ли глубина океан – моря
Быстры – светлы реки русские
А и сильные, могучие,
Богатыри на славной Руси.

II. Сообщение темы и целей урока.

- Как называется раздел литературного чтения, который мы изучаем? (“Сказочные богатыри”)

- Кому посвящены произведения этого раздела? (богатырям)

- Сегодня на уроке – обобщение по разделу “Сказочные богатыри”. Цель урока – обобщить знания о былинах и богатырских сказках, вспомнить все, что узнали о богатырях и подвигах, подготовиться к проверочной работе по разделу.

III. Воспроизведение и коррекция опорных знаний.

- Ребята, а кто может сказать, что такое былина? Ответы детей.

Былина – это произведение русского фольклора о подвигах героев, которые жили в далёком прошлом. Они боролись со злыми силами, с врагами русской земли.

- Кто и при каких обстоятельствах исполнял былины? (исполняли на праздниках, на пирах особые люди – сказители, которые по памяти рассказывали былины на распев и играли на гуслях – старинном музыкальном инструменте)

- Что общего у былин и богатырских сказок? (и былины и богатырские сказки 1)основаны на исторических событиях; 2) в них есть волшебные силы и персонажи, 3) троекратный повтор, 4) не имеют автора, так как относятся к устному народному творчеству).

- А чем отличаются былины от богатырских сказок? (Былины пишутся в стихах и имеют песенный характер, а богатырские сказки написаны в прозе)

- Каких былинных героев-богатырей вы знаете?

а) У вас на листочках напечатаны имена различных героев. Вы прочитайте внимательно и выберите имена только сказочных богатырей и подчеркните их.

Илья Муромец, Мороз Иванович, Кристофер Робин, Алёша Попович, Карабас Барабас, Добрыня Никитич.

б) Демонстрация репродукции картины В. М. Васнецова “Богатыри”.

Очень любил сказания о богатырях и великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов, которые слушал из уст отца, от стариков в деревне, где жил. Два десятилетия посвятил художник картине “Богатыри”. Чтобы создать образы богатырей, художник изучал былины, историю Древней Руси, в музеях знакомился с образцами древнего оружия, одежды наших предков. В центре картины мы видим Илью Муромца. Слева от него – Добрыня Никитич, справа самый младший из богатырей – Алёша Попович. Сейчас эта картина хранится в Третьяковской галерее в васнецовском зале.

в) Образ русского богатыря

IV. Физкультминутка

V. Викторина

Этап I. “Назови произведение”.

- Какое произведение открывает раздел? (“Руслан и Людмила”)

- А в этом произведении рассказывается про охотника, сражавшегося с чудовищем. (“Дыйканбай и дэв”)

- Герой этой сказки – очень странный богатырь... (“Богатырь Назнай”)

- Былина про двух русских богатырей. (“Илья Муромец и Святогор”)

- В этом произведении герой ехал в стольный град Киев послужить князю Владимиру. (“Сказка про Илью Муромца”)

Этап II. “Бюро находок”.

- Кому принадлежат эти предметы?

*Чаша в полтора ведра. (Илье Муромцу)

*Сабля с замечательной надписью. (Богатырю Назнаю)

*Гора золота. (Дайканбаю)

Этап III. “Узнай по описанию”.

1. Сидит, как столб; ноги, как плети. (Илья Муромец)

2. Родом из Дагестана, очень везучий человек. (Богатырь Назнай)

3. Могучий богатырь, с ним хотел подружиться Илья Муромец. (Святогор)

4. Был он отважным охотником... (Дыйканбай)

5. Огромное чудовище с носом, как бурдюк. (Дэв)

Этап IV. “Где это было?”

1. Где жили три великана – дэва? (На острове посреди реки)

2. В каком городе княжил Владимир Красно Солнышко? (В Киеве)

3. Откуда родом Илья Муромец?(Из города Мурома, из села Карачарова)

4. По каким горам ездил Святогор - богатырь? (По Араратским)

5. Какой город спас от врагов Илья Муромец? (Чернигов)

Этап V. “Трудные слова”.

а) подберите к устаревшим словам современную пару

б)

  • Визирь (царский советник)
  • Зурна (духовой музыкальный инструмент)

Этап VI. “Кто так говорил и при каких обстоятельствах?”

1. “Кто ослушается моего зятя и не будет делать того же, что он, тот изменник”. (“Богатырь Назнай”, царь говорил войску)

2. “Видно, тот человек был очень хитер. Я слышал, что человек, хоть и мал ростом, но силен умом и находчивостью”. (“Дыйканбай и дэв”, царь дэвов говорил другим дэвам)

3. “Есть еще на Руси кому постоять за землю Русскую”. (“Сказка про Илью Муромца”, Илья говорил царевичам басурманским)

4. “Пусть будет побольше храбрецов, а мне пусть счастье помогает!” (“Богатырь Назнай”, Назнай говорил людям)

Этап VII. “Внимательны ли вы?”.

- Сколько лет жили родители в ожидании рождения Ильи? (50 лет)

- Кого защищал Илья Муромец в своем первом сражении? (Черниговских мужиков)

- На что похожи нос и ноги дэва? (На бурдюк и чурбаки)

- Сколько странников постучали в окошко к Илье Муромцу? (двое)

- Сколько раз змей тревожил царя в сказке “Богатырь Назнай”? (2 раза в год)

VI. “Проверь себя”.

Выполняется проверочная работа по разделу III в тетради по чтению.

VII. Обобщение и систематизация понятий.

- Богатыри – это, в первую очередь, воины.

- Назовите доспехи и оружие богатырей, которые находятся на ваших партах (щит, шлем)

- Какие ещё доспехи и оружие богатырей вы знаете? (копьё, топор, палица, лук и стрелы, кольчуга и т.д.)

- Воины всегда старались украсить свои доспехи. Это служило и оберегом

VIII. Домашнее задание.

- Домашнее задание выберите сами – на шлеме и щите написаны задания. Внимательно прочитайте их и выберите тот предмет, где написано задание, которое вы хотели бы выполнить к следующему уроку. Два оставшихся предмета сдайте мне.

Задание на дом:

Щит – найти и прочитать богатырскую сказку.

Шлем – написать небольшое сочинение на тему: “Почему я хочу походить на героев богатырских сказок”

IX. Подведение итогов.

Учитель: Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок.

- Какой же урок дают нам эти произведения народного творчества? (Любви к Родине, прославления защитников народа, мудрости. Они говорят нам о том, что война – это зло, жестокость. Надо чтобы все народы, как Илья Муромец и Святогор, побратались).

Рассказали мы про дела старые,
Что про старые, про бывалые,
Чтобы море синее успокоилось,
Чтобы добрые люди послушались,
Чтобы молодцы призадумались,
Что века не меркнет слава русская!

Использованная литература.

  1. Т.В. Головкина Обобщающие уроки чтения (Из опыта работы по учебникам для чтения серии “Свободный ум”)
  2. Конспект урока литературного чтения Харитоновой Ольги Юрьевны, учителя МОУ “СОШ № 2” г. Глазова