Пояснительная записка
Цель образовательной деятельности: умение использовать полученные знания об осенних явлениях в игре.
Задачи образовательной области: «Познавательное развитие»
1. Продолжать формировать первичные
представления о Земле как общем доме для людей,
об особенностях ее природы, об объектах
окружающего мира. О свойствах и отношениях
объектов окружающего мира.
2. Продолжать развивать интерес детей,
любознательность, воображение и творческую
активность.
3. Продолжать воспитывать любовь к малой родине и
Отчизне.
Задачи образовательной области: «Речевое развитие»
1. Продолжать формировать умение владеть речью,
как средством общения и культуры.
2. Продолжать развивать грамматически правильную
диалогическую и монологическую речь.
3. Продолжать развивать речевое творчество и
звуковую интонационную культуру речи.
4. Продолжать воспитывать любовь к книжной
культуре и детской литературе.
Задачи образовательной области: «Социально-коммуникативное развитие»
1. Продолжать формировать систему знаний,
направленных на усвоение норм и ценностей,
принятых в обществе.
2. Продолжать формировать уважительное отношение
и чувства принадлежности к сообществу детей и
взрослых, к основам безопасного поведения в
природе.
3. Продолжать развивать социальный и
эмоциональный интеллект, эмоциональную
отзывчивость, сопереживание.
Задачи образовательной области: «Художественно-эстетическое развитие»
1. Продолжать формировать эстетическое
отношение к окружающему миру.
2.Продолжать развивать предпосылки
ценностно-смыслового восприятия и понимания
произведений искусства (словесного,
музыкального, изобразительного) мира природы.
3. Продолжать воспитывать любовь к музыке,
художественной литературе, фольклору
посредством мира природы.
Задачи образовательной области: «Физическое развитие»
1. Продолжать способствовать правильному
формированию опорно-двигательной системы
организма.
2. Продолжать развивать координацию движений,
крупной и мелкой моторики обеих рук, а так же с
правильным, не наносящим ущерба организму,
выполнением основных движений (ходьба, бег,
повороты в обе стороны).
3. Продолжать развивать ценностность здорового
образа жизни и овладение его элементарными
нормами и правилами.
Актуальность
Катастрофическое ухудшение экологической
обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем
современности. В наши дни мир находится на грани
экологической катастрофы, под угрозой будущее
всего поколения. Наблюдается высокая
загрязненность воздуха, воды, почвы от
промышленности, транспорта, энергетики, как в
мире, так и в стране и в нашем городе.
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный
период экологического воспитания. Ребенок
познает мир с открытой душой и сердцем. Именно в
этом возрасте накапливаются яркие образные
эмоциональные впечатления, первые
природоведческие представления, закладывается
фундамент правильного отношения к окружающему
миру и ценностной ориентации в нем. Как писал
Луначарский «Маленького ребенка можно лепить,
старшего приходится уже гнуть, взрослого
ломать».
Любовь к природе сознательное, бережное и
заинтересованное отношение к ней каждого
человека должно воспитываться с раннего детства
в семье и в детском саду.
Мы живем в Приморском крае и не можем
похвастаться, что знаем его хорошо, потому что
узнать и понять его невозможно. Исходя из этого, я
решила начать работу с детьми по воспитанию
экологического мировоззрения на основе изучения
природы родного края, города.
Ценность
Использование информационных технологий в образовательном процессе позволяет обогащать и закреплять имеющиеся знания детей, совершенствовать умения. Содержание конспекта НОД включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастные и индивидуальных особенностей по основным направлениям. Предложенный НОД представлен в виде игры-путешествия, в сценарии есть логические связки, обеспечивающие качественное усвоение детьми программы.
Практическая значимость
Применяя на конкретном занятии информационные
технологии, средства ИТК, интернет ресурсов
позволило заинтересовать детей, расширить их
кругозор, обогатить словарный запас, развить
речь, заинтересовать дополнительной
научно-популярной и художественной литературой.
Содержание компонентов непосредственной
образовательной деятельности соответствует
Федеральным государственным образовательным
стандартам и включает совокупность
образовательных областей, которые обеспечивают
разностороннее развитие ребенка с учетом их
возрастных и индивидуальных особенностей по
основным направлениям.
В сценарии все взаимосвязано. Это обеспечило
интерес, направленность детских мыслей и
качественное усвоение детьми программы.
«Путешествие в осенний лес»
Сценарий интегрированной непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет).
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам
пришло много гостей. Давайте с ними
поздороваемся и расскажем им о себе, какие мы.
Дети: Мы очень хорошие, послушные,
пригожие. Мы всеми любимые. Мы мамой хранимые.
Из-за двери слышится шум ветра, влетает осенний
листок с конвертом.
Воспитатель: Ой, ребята! Кто-то прислал
нам письмо
Вот конверт,
Большой и желтый
Как же нас, конверт,
Нашел ты?
Как попал в наш детский сад?
Разберемся, но постой!
На конверте адрес наш
А обратный чей?
Лесной!
Вам ребята интересно,
Что же пишут нам из леса?
Пишут лисы,
Пишут лоси,
Пишут зайцы,
Ждем вас в гости!
Приходите в лес осенний,
Будем с вами мы дружить,
Поиграем и поскачем,
Веселей мы будем жить!
А еще мы очень просим рассказать нам,
Что такое Осень?
Воспитатель: Ну что, ребята, пойдем в
гости к лесным жителям?
Дети: Пойдем.
Воспитатель: Тогда отправляемся в путь!
Но сначала я вам загадаю загадку, отгадав ее, вы
сразу поймете какое время года сейчас в лесу.
Плащ золотистый она надевает
Теплое лето она провожает
Птиц отправляет в дальние страны
Нам оставляет дожди и туманы.
Дети: Осень.
Воспитатель: В какой лес мы сейчас
отправимся?
Дети: Осенний лес.
Ребенок:
За летом осени ансамбль
Исполнит танец свой
Сентябрь, Октябрь, потом Ноябрь
Засыпает сад листвой.
Воспитатель: Поможет нам попасть в
осенний лес моя волшебная палочка. Она превратит
вас в листочки. Волшебство начинается (звучит
музыка И.П.Чайковского «Времена года»
«Сентябрь», дети плавно кружатся).
Воспитатель: Ветер закружил вас в
воздухе, поднял высоко в небо, и вы летите, летите,
и медленно приземляетесь на пожелтевшую траву
(дети садятся на ковер, на экране появляется
картина леса с паутиной).
Ребенок:
Паутинки как тюль
Принакрыли кусты.
И тепло словно летом
Солнце землю ласкает.
Воспитатель: В какой период осени мы
попали?
Дети: Ранняя.
Воспитатель: Ребята, встанте и
подойдите ко мне (на экране меняется картина,
появляется лес с грибами).
Посмотрите, как красиво в лесу (поворот шеи
вправо, влево)
Улыбнемся друг другу и лесным обитателям
Какое сейчас у вас настроение?
Давайте вдохнем аромат леса (вдох носом, пауза на
счет1, 2,3, выдох)
Воспитатель: Ребята, что такое лес?
Дети: Дом для животных, птиц, насекомых.
Воспитатель: Кто самый главный
обитатель леса?
Дети: Дерево.
Воспитатель: Почему оно главный
обитатель?
Дети: Листья выделяют кислород,
является домом для зверей и птиц.
Воспитатель: Посмотрите, как много
грибов (хоровод «За грибами в лес пойдем»).
Воспитатель: Ребята, когда вы находили
большие грибы, что вы делали?
Дети: Удивлялись (О-О-О)
Воспитатель: А когда находили сморчки,
поганки?
Дети: Огорчались (Ах-ах-ах)
Воспитатель: Где вы находили грибы?
Дети: Под березой, под осиной, под елью, в
траве.
Воспитатель: Какие грибы вы находили?
Дети: Подосиновики, подберезовики,
маслята, опята, лисички.
Проводится игра «Где я расту?»
Воспитатель: Давайте вспомним, как
правильно собирать грибы.
Дети:
Если знаешь нас, срезай, а не знаешь – оставляй.
Не срезай нас никогда, если в лес пришла беда.
Если рядом есть дорога, обойди нас и не трогай.
Воспитатель: Расскажите, что с вами
случилось в лесу?
Дети:
Мы в лесу собирали грибы
Вдруг подул легкий осенний ветер (все у-у-у тихо,
потом сильней и громче)
Заблудились мы в лесу, закричали (все ау громко, а
затем тихо)
Осенние листочки нас услышали, с нами заговорили
(все а-о-у-и)
И подсказали нам путь.
Ребенок:
В октябре желтеют листья
И богрянные леса
Листопад украсил землю
Ах, какая красота! (На экране появляется картина
осеннего леса в сопровождении музыки
И.П.Чайковского «Октябрь»)
Воспитатель: В какой период осени мы
сейчас попали?
Дети: Середина осени.
Воспитатель: Покажите мне, на что похож
листок?
Дети:
Березовый – на кулачок
Ивовый – на пальчик
Кленовый – на ладошку
Дубовый – на матрешку
Воспитатель: Если лист березовый, то он
Дети: С березы
Воспитатель: Если ивовый, то он
Дети: Сивы
Воспитатель: Если кленовый, то он
Дети: С клена
Воспитатель: Если дубовый, то он
Дети: С дуба
Ребенок:
Осень шлепает по лужам
В теплой куртке, сапогах.
Капюшон от ветра скроет
Зонт от дождика в руках
Воспитатель: Как называется одежда
осенью?
Дети: Демисезонная.
Воспитатель: Как люди готовятся к зиме?
Дети: Заготавливают овощи и фрукты на
зиму, меняют летнюю одежду на демисезонную.
Воспитатель: Как звери готовятся к зиме?
(на экране появляются картинки с изображением
насекомых и диких животных).
1 ребенок:
За осенью зима приходит
И к ней готовятся в лесу.
Там белки, мыши впрок запасы
Всю осень для семьи несут.
2 ребенок:
Линяют лисы, зайцы, белки,
Чтоб теплой стала шерсть к зиме
Барсук, медведь и еж колючий
Нагуливают жир в себе.
3 ребенок:
В кору и пни, коряги, щели
Забились мухи, комары.
Все насекомые заснули,
Оцепенели до зимы.
Воспитатель: Что происходит с птицами
осенью?
Ребенок:
Потянулись птицы к югу-
Нечем стало им питаться.
До весны с родимым краем
Им придется расставаться.
Воспитатель: Кто первым улетает в
теплые края?
Дети: Скворцы, ласточки, грачи, потому,
что пропадают насекомые. Поэтому их называют
насекомоядные (на экране появляются стаи грачей,
ласточек, скворцов).
Воспитатель: Кто улетает в золотые
осенние дни, и, как они летят?
Дети: Журавли, они летят клином (на
экране появляется журавлиный клин).
Воспитатель: Кто улетает позже всех?
Дети: Гуси и утки, они улетают когда
замерзнут реки и озера. Их называют
водоплавающие. Летят они вереницей (на экране
появляются картинки с изображением вереницы
гусей и уток).
Воспитатель: Как одним словом называют
всех этих птиц?
Дети: Перелетные.
Воспитатель: Не все птицы улетают на юг.
Есть те, которые остаются с нами зимовать. Как
называются эти птицы?
Дети: Оседлые.
Воспитатель: Каких оседлых птиц вы
знаете?
Дети: Сорока, ворона, воробей, голубь,
дятел (на экране появляются картинки с
изображением этих птиц)
Воспитатель: С наступлением холодов к
нам перекочевывают снегири, чечетки, клесты,
свиристели (на экране появляются картинки с
изображением птиц). Откуда они перекочевывают к
нам и как они называются?
Дети: С севера и называются – качующие.
Звучит музыка П.И.Чайковского «Ноябрь», на
экране появляется картина поздней осени.
Воспитатель: В какой период осени мы
попали?
Дети: Поздняя осень.
1 ребенок:
Насекомые исчезли
И замерзли водоемы.
Осень поздняя настала
Холод принесла с собою.
2 ребенок:
В ноябре дождливо, сыро
Небо тучами покрыто.
Лужи, грязь, завяли травы
И тепло уже забыто.
Воспитатель: Все птицы приспособлены к
самостоятельной добыче корма, но поздней осенью
и зимой его мало, поэтому зимующим птицам надо
помочь. Как мы можем помочь птицам?
Дети: Птиц подкармливают в кормушках (на
экране высвечивается картинка кормушки с
птицами).
Воспитатель:
Хлебных крошек не жалей,
Заслужил их воробей.
Ты приладь ему кормушку,
Кликнет он свою подружку.
И пойдет веселый стук –
Тук-тук-тук
Тук-тук-тук.
Воспитатель: Холодно стало в лесу.
Давайте разожжем костер (дети имитируют сбор
хвороста). Собирайте хворост, сухие листья. Но
этого мало! Чтобы огонь вспыхнул, нужно передать
друг другу доброту и тепло ваших сердец, горячие
улыбки. Встаньте в круг. Соня передает тепло
своего сердца, на ее лице загорается улыбка, и
этой улыбкой она зажигает следующую улыбку и
хорошее настроение. Она крепко пожимает руку
своему соседу. Когда тепло снова коснется ее
сердца и ее руки, костер вспыхнет ярким пламенем.
Поднимите руки вверх и подойдем ближе друг к
другу в тесный круг. (На экране появляется
картинка горящего пламени.) Чувствуете, какое
горячее пламя? Вы согрелись?
Дети: Да
Воспитатель: Вам понравилось в осеннем
лесу?
Дети: Да
Воспитатель: Мне тоже понравилось.
Грустно возвращаться назад, но мы еще
обязательно вернемся сюда. Скорее улыбнитесь.
Нам пора уходить их леса. Надо задуть костер,
чтобы лес не сгорел. Встаньте с круг, возьмитесь
за руки, подуйте сильно на пламя.(Дети дуют.)
посмотрите, пламя не гаснет! Ведь это огонь ваших
сердец и улыбок, а он никогда не погаснет.
Протяните руки к огню и положите частичку тепла в
сердце. Будем хранить его всегда. А теперь ребята,
давайте частичку тепла вашего сердца подарим
нашим гостям. (Дети прикладывают руки к своему
сердцу, затем протягивают ладони к гостям и дуют
на них.)