Цели:
- Образовательные:
- создать условия для развития познавательного интереса с опорой на прочитанные произведения Е.Пермяка;
- способствовать формированию у учащихся представлений об основной теме произведений;
- учить высказывать своё отношение к рассказу и героям;
- учить анализировать текст произведения и правильно, последовательно излагать свои мысли;
- формировать умение группировать схожие понятия по заданным признакам.
- Развивающие:
- способствовать формированию умений и навыков младших школьников: выразительное чтение, чтение по ролям;
- развивать наблюдательность, познавательную активность, творческое воображение;
- развивать логическое мышление с помощью подбора синонимов и антонимов, путём объяснения значения пословиц;
- Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие и уважение к трудовой деятельности человека;
- воспитывать уважение к профессиям;
- помочь учащимся понять ценность дружбы и совместной деятельности;
- воспитывать потребность в чтении книг.
Оборудование: Портрет Е.А. Пермяка, выставка книг Е.Пермяка, работы учащихся по прочитанным произведениям: аппликация, отзывы-рисунки, поделки, на доске высказывание Е.Пермяка, страницы устного журнала, компьютер, мультимедийная доска, индивидуальные карточки.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: устный журнал.
Продолжительность: 45 минут.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Постановка целей урока
3. По страницам журнала
4. Обобщение материала
5. Итог урока
6. Рефлексия
План урока
1. Организационный момент Выразительное чтение стихотворения «Кто он, как его зовут?»
1-й ученик:
Кто на свете самый главный,
Самый добрый, самый славный?
Кто он?
Как его зовут?
Ну, конечно,
Это труд!
2-й ученик:
Кто на свете самый умный,
Самый старый, самый юный?
Кто он?
Как его зовут?
Ну, конечно,
Это труд!
3-й ученик:
Кто
На все века и годы
Настоящий
Царь природы?
Царь полей,
Заводов,
Руд?
Кто он?
Как его зовут?
Ну, конечно,
Это труд!
2. Постановка целей урока
Учитель: Из прочитанного
стихотворения Вы, ребята, поняли, что сегодня на
уроке мы будем говорить о труде. «Только труд
делает маленького человека большим», «Только
труд приносит счастье, радость и почёт» –
говорил Евгений Пермяк.
Книги, которые вы прочитали к уроку, и по которым
мы будем беседовать, написаны замечательным
человеком, мастером своего дела, тружеником
слова, «без вас, читателей, просто-напросто
пишущим человеком, а с вами – читаемым, что было
самым главным из самого главного в его работе и
жизни» – Евгением Андреевичем Пермяком.
Все рассказы Евгения Пермяка пронизаны заботой о
человеке, добросовестным отношением к труду не
только на благо себя, но и на благо Родины.
Евгений Андреевич Пермяк родился 31
октября 1902 года в городе Перми, на Урале. Написал
более 200 книг.
Когда Пермяк был маленьким, то он с мамой ездил по
родным городам и посёлкам Урала, там
познакомился с жизнью мастеровых людей, слышал
живой язык народа, полюбил ремёсла и сам стал
мастером на все руки. Топор и пила, рубанок и
молоток стали его верными друзьями.
Позднее, на исходе Гражданской войны, Е.Пермяк
едет в Кулундинские степи. Сибирь закалила его,
научила пахать, сеять, убирать урожай...
Сам любил трудиться и тема труда – главная
тема в его произведениях.
4-й ученик:
Все профессии прекрасны.
Все профессии важны.
Знаем мы, что наши руки
Будут Родине нужны!
3. По страницам журнала
Учитель: Сегодня мы с вами пролистаем страницы нашего журнала, вспомним рассказы Е. Пермяка, познакомимся с его героями, вашими сверстниками, узнаем, какое качество объединяет их всех. Итак, в путь…
В произведениях Е. Пермяка можно часто встретить краткое народное изречение. О чём я говорю?
Ученик открывает 1 страницу журнала: О пословице. Половица советует, наставляет, предупреждает. Люди часто употребляют её в своей речи.
1 страница журнала: «Книга для ума – что тёплый дождик для всходов»
На столе предметы: колосок, карандаш, зёрна, книга
Учитель: Какое из прочитанных
произведений вы можете отнести к данной
пословице?
Ученики: рассказ «Славка» (из книги
Е.Пермяка «На все цвета радуги»)
Учитель: Назовите главного героя
рассказа?
– Главная тема рассказа?
– Почему каждый следующий урожай пшеницы у
Славки получался лучше, чем предыдущий?
– Какие слова в тексте подтверждают слова Славки
«… хочу выращивать хорошую пшеницу»? (отбирал
зёрна, сортировал, тщательно пропалывал, т.д.)
– Что можно сказать о главном герое рассказа?
Какой он?
Учитель: Составьте картинный план
рассказа, озаглавьте каждую его часть (используя
предметы на столе).
Ученики:
- Профессия агроном.
- Собственное поле.
- Сбор первого урожая.
- Молотьба.
- Юный агроном.
Учитель: Какие качества помогли Славке вырастить хорошую пшеницу?
Учитель: Правильно, ребята, трудолюбие. Трудолюбие – это любовь к труду, к тому, что вам нравится делать и получать определённые результаты.
Ученик: Результатом деятельности мальчика явилось то, что он вырастил в детстве новый сорт пшеницы «Славка» и продолжил расширять свои знания в этой профессии из книг, которые влияют на читающего человека, как тёплый дождик на всходы.
Ученик читает стихотворение Г. Граубина
Перед этой пашней
Шапку скинь, сынок!
Видишь, пробивается
Хлебный стебелёк.
Сколько в это зёрнышко
Вложено труда,
Знает только солнышко,
Ветер да вода!
2 страница журнала: «Дерево ценят по плодам, а человека – по делам»
Учитель: Какие рассказы Е. Пермяка
можно отнести к данной половице?
Ученики: Рассказы «Пичугин мост»,
«Смородинка», «Чужая калитка», «Торопливый
ножик», «Как Маша стала большой», «Знакомые
следы».
Учитель: Какие рассказы вам
понравились?
Ученики: Читают отзывы о прочитанных
рассказах
Учитель: Ребята, я вас приглашаю
поучаствовать в интеллектуальной минутке.
Подберите синонимы, которые обозначают качества, свойства:
торопливый – (быстрый, скорый, поспешный)
полезный – (хороший, нужный, пригодный)
скромный – (тихий, нехитрый, простой)
сообразительный – (умный, понимающий, догадливый)
старательный – (исполнительный, внимательный, заботливый)
Учитель: Перед вами лежат карточки с
именами и качествами героев. Соедините слова,
характеризующие героев. (Приложение
1)
Учитель: Расскажите об этих героях.
Ученики: Это маленькие ребята от 6 до 9
лет, наши ровесники.
Учитель: Что объединяет их? Найдите в
рассказах отрывки, которые характеризуют героев.
Учитель: По каким делам смотрели на
ребёнка окружающие?
Ученики: Сёма – построил мост, Танюша –
вырастила из черенков кусты смородины, Маша –
помогала убираться по дому, Никиша – помог
друзьям, которые заблудились в лесу.
3 страница журнала: «Человек живёт век, а доброе дело – два»
Учитель: Какой из прочитанных вами рассказов можно отнести к пословице?
Ученик: Рассказ «Чужая калитка».
Учитель: Читает стихотворение «Вишня» М. Исаковского
В ясный полдень, на исходе лета,
Шел старик дорогой полевой;
Вырыл вишню молодую где-то
И, довольный, нес ее домой.
Он глядел веселыми глазами
На поля, на дальнюю межу
И подумал: «Дай-ка я на память
У дороги вишню посажу.
Пусть растет большая-пребольшая,
Пусть идет и вширь и в высоту
И, дорогу нашу украшая,
Каждый год купается в цвету.
Путники в тени ее прилягут,
Отдохнут в прохладе, в тишине,
И, отведав сочных, спелых ягод,
Может статься, вспомнят обо мне.
А не вспомнят — экая досада,—
Я об этом вовсе не тужу:
Не хотят — не вспоминай, не надо,—
Все равно я вишню посажу!»
Учитель: Что общего в стихотворении М. Исаковского и в рассказе Е.Пермяка?
Ученик: Красота человеческих
поступков, отношение к окружающему миру,
стремление человека оставить после себя хорошее,
приносить радость людям.
Ученик: Старик из стихотворения «Вишня»
передумал нести вишню домой и решил её посадить
на память. Мальчик из рассказа решает покрасить
калику и считать её своей, не говоря, даже
дедушке, что это сделал он.
Учитель: Какой «дедушкин урок» усвоил
Алёша?
Ученик: «Приходит время, когда всё
оказывается своё и наше: <..> как и вся земля
наша и всё, что на ней есть».
Учитель: Проверим свои знания в
интеллектуальной минутке. Подберите антонимы к
словам, а я буду записывать ваши ответы на доске:
Чужой – (свой, наш)
Равнодушный – (отзывчивый)
Ленивый – (старательный)
Хвастливый – (скромный)
Учитель: Ребята, посмотрите на доску: К какому герою подходят эти описания.
Ученик: Эти качества свойственны Алёше, потому что он не хвастался своим поступком, а сделал добро людям.
Учитель: Найдите в тексте описание калитки.
Ученики заполняют таблицу (Приложение 2)
Учитель: Какое впечатление произвело
на Алёшу данное сравнение?
Ученик: Быть чужой – плохо.
Учитель: Как вы считаете, зачем всё это
говорил дед внуку?
Ученик: Алёша был старательным
мальчиком, и дед знал, что внук сделает всё
правильно и аккуратно.
Учитель: Почему дедушка хотел
поклониться по пояс и пожать руку человеку,
починившему калитку?
Ученик: Ему понравилось, что у калитки
появился хозяин, и внук смог довести дело до
конца.
Учитель: Подумайте, что общего между
ребятами, кто работал на колхозном поле и тем, кто
отремонтировал калитку?
Ученик: Ребята чужое превратили в своё,
и их добрые дела будут жить вечно.
Физкультминутка:
Потрудились – отдохнём,
Встанет, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
4 страница журнала: «А руки, брат, великий клад! Для дел даются руки!»
Учитель: Ребята, скажите, сколько
значений имеет слово «рука» в русском языке?
Ученик: Два, прямое значение и
переносное.
Учитель: Назовите примеры, когда
значение слова «рука» прямое и переносное?
Ученик: прямое – конечность человека
(правая, левая рука), переносное –
«золотые» руки – умелые руки, «опустить руки» –
нет желания действовать, «рука помощи» – помощь
ближнему, «неразборчивая рука» – плохой почерк.
Учитель: Дополни пословицы, объясняя их
значение.
- У работящего в руках дело – (огнем горит)
- Лучше синица в руках, чем (журавль в небе)
- Умелые руки не знают (скуки)
- Глаза боятся, а руки (делают)
Инсценировка рассказа Е. Пермяка «Для чего нужны руки»
Автор: Петя с дедушкой большими друзьями
были.
Дедушка: А для чего, Петенька, людям руки
нужны?
Внук: Чтобы в мячик играть, чтобы ложку
держать, чтобы кошку гладить, чтобы камешки в
речку бросать.
Автор: Весь вечер отвечал Петя дедушке.
Правильно отвечал. Только был он маленький и по
своим рукам обо всех других судил, а не по
трудовым, рабочим рукам, которыми вся жизнь, весь
белый свет держится.
Учитель: Почему Петя правильно
отвечал?
Ученик: Он был маленький и судил по
своим рукам.
Учитель: Мог Петя знать про трудовые,
рабочие руки?
Ученик: Нет, в силу возраста.
Учитель: Какой вывод можно сделать из
рассказа?
Ученик: Ребёнку о труде может
рассказать взрослый человек, также ученик может
самостоятельно приобретать знания в школе. В
каждую вещь, предмет вложен труд многих людей.
Учитель: Изучая темы по окружающему
миру «Экономика», «Из чего что сделано», мы
говорили, что все отрасли работают сообща.
Давайте вспомним, из чего сделана книга, которая
лежит на парте?
Учитель: Из чего сделана книга?
Ученик: Книга сделана из дерева.
Учитель: В какой волшебной истории
говорится о деревьях?
Ученик: Сказка «Некрасивая ёлка».
Учитель: О чём эта сказка?
Ученик: О скромной ёлке и о прекрасном,
которое может создать человек, когда трудится, о
воспоминании через предмет, о дереве, из которого
сделан предмет.
Ученик читает отрывок из стихотворения В. Я. Брюсова «Работа».
Единое счастье – работа,
В полях, за станком, за столом, –
Работа до жаркого пота,
Работа без лишнего счета, –
Часы за упорным трудом!
Работай! Незримо, чудесно
Работа, как сев, прорастет:
Что станет с плодами, – безвестно,
Но благостно, влагой небесной,
Труд всякий падет на народ!
Великая радость – работа,
В полях, за станком, за столом!
Работай до жаркого пота,
Работай без лишнего счета, –
Все счастье земли – за трудом!
4. Обобщение
5 страница журнала: «Занимательная»
Учитель: Мы с ваши пролистали страницы журнала, настала пора отдохнуть. Давайте, разгадаем кроссворд и скажем, каким важным качеством человека обладают герои рассказов Евгения Пермяка. (Приложение 3).
(Слова: труд, работа, Урал, Двойка, Смородинка, Славка, Танюша, большим, Никиша, Евгений)
5. Итог урока
Ученик: Важным качеством человека является трудолюбие. Умение трудиться и уважать труд других людей.
Учитель: Сегодня на уроке мы вместе с
вами создали журнал, который объединил на своих
страницах разные рассказы Евгения Андреевича
Пермяка. Но Пермяк считал: «Каждый рассказ
сам по себе, своей жизнью живёт, хотя в одной
обложке». Так и мы все разные. Мы учимся в
одном классе, но нас объединяет трудолюбие к
учёбе и уважение к труду других людей.
Ребята, сегодня мы говорили с вами про труд
человека, но, кроме физического труда, есть и
интеллектуальный. Ведь при создании
произведения писатель трудится над ним, а
воплощение его интеллектуального труда мы можем
увидеть в книгах, которые обладают волшебной
силой – обогащают нашу жизнь.
6. Рефлексия
Каждый ребенок выбирает соответствующую карточку и выходит к доске:
– На уроке было интересно, узнал новое –
солнышко.
– Узнал новое, но было скучно – переменная
облачность.
– Ничего не запомнил, было скучно – туча.
– Спасибо за урок!
Ресурсы:
- http://detskiychas.ru/audio-skazki/permyak_smorodinka/ – рассказ Е. Пермяка «Смородинка» (аудиокнига)
- http://www.planetaskazok.ru/permyak/dvojkapermyakrsk – иллюстрация к рассказу Е.Пермяка «Двойка»