Учебная деятельность в классах с низкой мотивацией учащихся

Разделы: Начальная школа


«Излишняя торопливость, точно так же, как и медлительность, ведет к печальному концу».

В.Шекспир

Владение учителем умением тайм – менеджмента (технологией управления временем) имеет решающее значение в обучении в школе. Когда мы тратим время на уроке впустую, теряется тот стержень, который держит весь урок.

Особенно остро вопрос распределения времени на уроке стоит в классах с низкой мотивацией учащихся. Для того, чтобы добиться предельной концентрации внимания детей, в таких классах учитель должен четко поэтапно распределять время на уроке. Здесь важно все: точное начало и точное окончание урока, готовность детей к активному восприятию, своевременная готовность средств обучения, их четкое функционирование, наличие учебного материала на каждом рабочем месте. Отсутствие хотя бы одного из этих компонентов может нарушить ход урока. Дети младшего школьного возраста могут удерживать внимание при одном виде деятельности не более 8 – 10 минут, а в данных классах – не более 5 минут. Это требует от учителя максимально разнообразить методы и средства обучения, правильно структурно спланировать урок: сочетать старый и новый материал, выделять существенные (основные) моменты, располагать материал по степени трудности. Следует учитывать, что с 8 по 23 минуту урока – период наибольшей устойчивости и концентрации внимания. При использовании ИКТ нужно помнить, что по нормам СанПина рекомендуемая непрерывная деятельность работы учащихся начальной школы, связанная с фиксацией взора непосредственно на экране – не более 15 минут.

Распределение времени на уроке я хочу проиллюстрировать на примере урока окружающего мира в 4 классе на тему: «Пустыни».

1. Урок начинается с организационного момента, сообщения темы и целей урока.
– Сегодня свои тайны раскроет перед нами еще одна природная зона России. Разгадайте ребус, чтобы узнать ее:

(Пустыни)

Данный этап урока занимает 1 – 2 минуты. Он нужен для подготовки детей к восприятию материала. Сообщение темы урока через ребус призвано заинтересовать учащихся, что особенно важно в классах с низкой мотивацией учащихся.

2. Проверка знаний

– Перед тем, как отправиться в пустыни, мы должны убедиться, что хорошо знаем уже изученные зоны.

1 задание. Тест «Зона степей».

1. Зона степей расположена на … нашей страны:

а) севере; б) востоке; в) юге.

2. На карте природных зон зона степей закрашена … цветом:

а) розовым; б) желтым; в) зеленым.

3. Характерный признак зоны степей – это…

а) сплошной травянистый растительный покров;  
б) отсутствие сплошного растительного покрова; 
в) обилие мхов, лишайников, кустарников.

4. К степным птицам относятся …

а) белые журавли, краснозобые казарки, розовые чайки;
б) ястребы, кедровки, сойки.

5.  Для растений степи характерны:

а) стелющиеся корни, крупные листья;
б) длинные корни, мясистые стебли;
в) корни – луковицы, узкие тонкие листья.

6. В степи по вине человека появились следующие экологические проблемы:

а) вырубка, загрязнение бытовым мусором;
б) загрязнение поверхности нефтью;
в) распашка земель, неумеренный выпас скота.

7. Какая из цепей питания характерна для степи:

а) ежевика – лемминг – песец;
б) растения – заяц-беляк – рысь;
в) зерно – суслик – орел-беркут.

8. Основным занятием населения степей является…

а) земледелие;
б) рыболовство;
в) оленеводство.

9. В Красную книгу занесены следующие степные растения и животные:

а) кречет, стерх, краснозобая казарка;
б) тюн тонколистный, журавль-красавка, степная дыбка;
в) зубр, филин, жень-шень.

2 задание. Определи природную зону.

  1. До самого горизонта расстилалась холмистая равнина, покрытая снегом. На ней не было видно ни деревца, ни кустика. Тишина и безлюдье кругом. Лишь вдали виднелось стадо оленей.   (Тундра).
  2. Эта природная зона занимает больше половины территории России. Условия для живых организмов более благоприятные, чем в тундре, поэтому растительный и животный мир здесь гораздо богаче. (Зона лесов).
  3. Это царство льда и снега. Иногда возникает полярное сияние. Растут мхи, лишайники. Из животных больше всего птиц. (Зона арктических пустынь).

3 задание.

Рассели животных по природным зонам:

кит                                     арктическая пустыня         рысь
лось                                   тундра                                  суслик
лемминг                            степь                                    глухарь
кобылка                            зона лесов                            тюлень
северный олень                                                              тупик

Тест выполняют все учащиеся на отдельных печатных листах. Время выполнения задания – 5 минут. Данный вид работы позволяет учителю за короткий промежуток времени понять, как каждый ребенок усвоил предыдущий материал и выставить всем детям отметки. Задания 2 и 3 выполняются фронтально и занимают 2 минуты. При проверке удобно использовать сигнальные карточки «светофоры», которые дают возможность проконтролировать выполнение заданий и усвоение материала каждым учащимся.
Таким образом, на проверку знаний тратится около 7 минут и объяснение нового материала приходится как раз на период наибольшей устойчивости и концентрации внимания учащихся, что необходимо в классах с низкой мотивацией, т. к. внимание этих детей очень трудно удержать.

3. Изучение нового материала

а) Презентация «Пустыня»

К урокам окружающего мира я часто готовлю презентации, т.к. даже самый красочный учебник не может передать красоты природы так, как это сделают фотографии на экране проектора. Чтобы не нарушать нормы СанПина. делаю презентации, состоящие не более чем из 10-15 слайдов. Время на просмотр – 10 минут. Просмотр презентаций обычно вызывает интерес у учащихся, поэтому их внимание удерживается на одном виде деятельности продолжительное время.
б) Работа по карте природных зон.
_ Обратимся к карте. Что расскажет нам о пустыне карта?

Время работы – 1 минута.

в) Групповая работа.

Класс делится на 3  группы. Каждая группа получает карточки – подсказки. С помощью учебника и дополнительной литературы дети ищут ответы на вопросы.

1 группа. Ботаники

– Общая особенность растений.
– Индивидуальное приспособление к природным условиям.
– Значение в природе.

2 группа.  Животные пустыни

–Их приспособленность к природным условиям: размеры, окраска, образ жизни, чем питаются.

3 группа.

– Экологические проблемы пустыни и пути их решения.
– Охрана редких растений и животных, заповедники.

На работу групп отводится не более 5 минут, после чего каждая в течение 2 минут докладывает о результатах своей работы. Учитель дополняет и исправляет ответы детей.
При такой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.

4. Физминутка

– Наверное, зной и жара немного утомили вас. Предлагаю немного отдохнуть.
На проведении физминутки отводится всего 2 минуты, но она является необходимой для учащихся начальной школы, т. к. помогает снижать усталость, напряжение, связанное с долгим сидением за партой, повышает умственную активность учащихся.

5. Закрепление

а) Работа в печатных тетрадях (с.39-40).

Для самостоятельного выполнения учащимися заданий и проверки отводится 6 минут.

б) Заполнение таблицы.

– А сейчас я вам предлагаю записать особенности пустыни, ее растительного и животного мира.

Природные условия Способы приспособления
  Растения Животные
     
     

В течение 2 минут учащиеся выполняют задание и осуществляют взаимопроверку.
Роль взаимной проверки качества и эффективности учебной деятельности школьников очень велико. Большое значение играет ее воспитательная функция: содействие в выработке таких качеств личности, как честность и правдивость, коллективизм, дисциплинированность и др. Также имеет значение развивающая функция взаимопроверки: она служит хорошей школой воспитания самоконтроля — ведь обнаружить недостатки в работе товарища легче, чем в собственной работе. И наконец, взаимная проверка деятельности школьников в обучении помогает учителю осуществлять проверку знаний учащихся.

в) Игра «Узнай меня».

– Сколько важности в походке!
По пустыне – сковородке,
По колючкам босиком
Кто идет с горбом – мешком! (Верблюд)

– Лапки кенгуру, тельце мыши, уши осла, а хвост льва. (Тушканчик).
– Я – пища «корабля пустыни». (Верблюжья колючка)
– Я ростом невелик, мои листья – зеленые веточки, своими корнями удерживаю пески. (Джузгун).
–Я очень красива, у меня большая голова, от врагов я мгновенно зароюсь в песок. (Ящерица).
– Мой ствол – как камень. Весной я красавец. А листья мои тонкие, как вязальные спицы. (Саксаул).
– Я – священное животное Древнего Египта. Перекатываю шарики, в которых запас корма для моего потомства. (Жук – скарабей).

Игровой момент на данном уроке займет всего 2 минуты, но позволит заинтересовать детей и удержать их внимание, что особенно важно в конце урока, когда дети часто отвлекаются.

6. Подведение итогов урока. Выставление отметок.

На подведение итогов я обычно отвожу 1-2 минуты. Это важный этап урока и нужно спланировать свое время так, чтобы он прошел до звонка, а не в начале перемены, как это иногда бывает у учителей, т. к. после звонка дети не воспринимают информацию. Они сосредоточенны только на предстоящем отдыхе.
– Что нового вы узнали на уроке?
– Какое лето в пустынях?
– Как животные и растения приспособились к жизни в пустыне?
– Какое задание на уроке вам показалось самым интересным?
– Какие трудности вы испытали на уроке?
– Что еще о пустыне вы хотели бы узнать?

7. Домашнее задание.

с.122-131, вопросы, задание №1 (Представь, что ты ученый и с друзьями отправляешься в научную экспедицию в пустыню. Напиши рассказ об этом).
На запись домашнего задания я отвожу 1 минуту на каждом уроке, т. к. в начальных классах ученикам недостаточно просто записать в дневник домашнее задание. Учитель должен его обязательно объяснить.

На примере этого урока видно, что при тщательно спланированной работе учителю на уроке хватит времени на все. И даже в классах с низкой мотивацией учащихся при частой смене видов и форм деятельности можно добиться максимальной для таких детей концентрации внимания, что безусловно скажется на качестве усвоения материала.
Четкое распределение времени на уроке – одна из составляющих мастерства учителя. К владению тайм – менеджментом нужно стремиться и понимать его  важность в образовательном процессе.