«Площади и объемы». 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Тип урока: урок систематизации и обобщения изученного материала.

Форма урока: урок-сказка.

Цели урока: 

  • Образовательные: систематизировать знания учащихся по теме «Площади и объёмы», проверить знание формул и умение их применять при решении практико-ориентированных задач;
  • Развивающие:  развитие  внимательности,  познавательных возможностей, логического мышления,  развитие интеграционных связей с другими дисциплинами,  развитие у учащихся коммуникативных компетентностей (культуры общения, умения работать в парах, группах),  развитие вычислительных навыков,  кругозора школьников,  формирование информационной культуры, овладение навыками поиска информации; 
  • Воспитательные: воспитание самостоятельности  и трудолюбия, доброжелательного отношения друг к другу, создание атмосферы сотрудничества учителя и учащихся,  воспитание сознательного усвоения дисциплины,  привитие интереса к изучаемому предмету. 

Оборудование урока: карточки-лото «Формулы» (Приложение 2),  презентация к уроку (Приложение 1), презентация учащихся (домашнее задание), музыкальная заставка «В гостях у сказки» (Приложение 3).

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.  Вступительное слово учителя

Дорогие мои ученики! Добрый вам урок! Я приглашаю вас в сказку! Вы спросите, а как же математика? Я отвечаю: урок математики будет, это будет урок-сказка.  Вы хорошие, добрые, умные, но нет предела совершенству,  и я надеюсь, что вы после этого урока станете немного лучше, немного добрее, немного умнее.  Сказка – ложь, но в ней всегда намек на тот урок, который каждому из вас предстоит сегодня  усвоить и взять на заметку.  Итак, начинаем.  Русская народная сказка «Колобок».

2. Актуализация знаний

Звучит заставка «В гостях у сказки».

Слайд 1. Урок-сказка «Колобок». Задание 1. Собери лото.

Колобок предлагает  вам выполнить следующее задание:  у вас  на партах в конвертах карточки-лото, соберите это лото, поставьте каждой геометрической фигуре в соответствие формулы. Поработайте в парах,  а   пока собираете лото, постарайтесь определить тему урока.

Учитель предлагает первой паре, верно собравшей лото, взять на себя роль консультантов: проверить у остальных ребят, помочь справиться с заданием тем ученикам, у которых есть ошибки.

Итак, проверим! (Самопроверка)  Слайд 2.
Поднимите руки, у кого сразу всё сложилось верно. Молодцы! Колобок доволен. Назовём все формулы.  (Устный опрос по цепочке)
Ученики по очереди называют формулы: периметр треугольника, периметр прямоугольника и т. д.

3. Формулирование проблемы, определение цели, задач и темы урока.

Зачем мы изучили все эти формулы? Где они нам пригодятся в жизни?   Объявляется мозговой штурм: ответив на эти вопросы мы сформулируем тему урока,  поставим перед собой цели на ближайшие 40 минут и постараемся их достигнуть.  (Целеполагание)

Ученики предлагают варианты ответов: формулы; периметры, площади, объёмы; решение задач по формулам и т. д.

Слайд 3.  Тема урока: «Площади и объёмы»
Цели урока: систематизировать знания по теме «Площади и объёмы», научиться применять формулы для  решения  практико-ориентированных задач;

4. Выполнение учащимися индивидуально и коллективно заданий обобщающего характера; проверка, корректировка

Наш сказочный герой не умеет сидеть на месте, вот и сейчас он покатится гулять и мы вместе с ним. Согласны? Прогулка нам всем будет полезна. Вы покажете свои знания, а я посмотрю,  над чем нам с вами придётся ещё поработать.  Итак, покатились… 

Звучит заставка «В гостях у сказки».

Катится Колобок по улице, покатился за околицу, закатился в лес и остановился на очень красивой цветочной полянке. А ухаживает за цветами садовник-Зайка. Решил он огородить  свою полянку, чтобы кто-нибудь случайно не потоптал его цветочки, а не знает, сколько надо заготовить жёрдочек. И хочет он посчитать, сколько у него всего будет цветков, если на 1 м2  их взошло 5 штук. Ребята, давайте вместе с Колобком  поможем Зайке.  У него есть свой цветочный магазин, где он дарит людям радость в виде букетов. Мы  можем даже его доход подсчитать, если цена одного цветка 100 руб.

Слайд  4.  Зайкина  полянка. Задание 2. Вычислите периметр и площадь  квадрата, сторона которого 8 м.  На 1 м2   взошло 5 цветков. Каков будет доход Зайки, если стоимость одного цветка 100 рублей?

Один ученик приглашается  решать задачу к доске-«открывашке»,  остальные  самостоятельно решают в тетради.  

Задачу решаете – руку поднимаете.  Первые два ученика, верно выполнившие задание, берут на себя роль консультантов.  Один проверяет решение на доске, другой ходит по классу с «красной ручкой» и ставит в тетрадях «плюсы» или «минусы». Открываем доску, все сверяют решение и ответы.  У кого ещё нет «плюса» или «минуса» ставят себе сами, то есть осуществляют самоконтроль.
Зайка очень любит дарить букеты цветов родным, близким, одноклассникам. 

Слайд 5. Букет цветов.

Ученик читает стихотворение:

Подарок в общем-то простой.
Но лучше и приятней нету:
Ну что поспорит с красотой
Цветочного букета?
Фантазия невелика –
Дарить цветы. Но не забудем,
Что лучшего подарка люди
Придумать не смогли пока.
А человечество на свете
Живёт довольно много лет...
И всё ж какой, прошу, заметьте,
Дарю красивый Вам букет!

Ребята, дома к уроку вы все нарисовали яркие красивые букеты из геометрических фигур. Подарите соседу по парте свой рисунок, улыбнитесь друг другу. Дарите друг другу минуты радости. И жизнь будет прекраснее.

Звучит заставка «В гостях у сказки».

Покатился Колобок дальше. Видит – земельный участок, и кто-то там чего-то сеет. Подойдём поближе. Да это же Волк! Говорит, что это его земельный пай. И не знает он, сколько рублей составляет  налог на землю. Поможем ему?

Слайд 6. Волчья площадь. Задание 3. Ширина прямоугольного участка земли 440 м, а длина на 60 м больше. Найти периметр и площадь участка. Площадь выразить в гектарах.

Работаем   по той же схеме: один ученик  решает у доски, остальные – в тетрадях, проверяем так же.
Сравните, ребята, площадь земельного пая Волка и площадь земельного пая ваших родителей. Им в кооперативе при делении наших медведевских пахотных земель в 90-е годы  досталось по 8 га земли. Расспросите их, как они распоряжаются этими участками и каков налог на землю.  Это вам первое домашнее задание. А наш знакомый Волк на своём участке сеет пшеницу, собирает урожай, есть у него своя пекарня, где пекут вкусные булочки. И он любит угощать своих друзей вкусным, ароматным чаем с булочками.

Слайд 7. Чаепитие.
Чаепития приятного  никогда не избегай,
Море счастья необъятного  и восторга получай.

Ученик читает стихотворение:

Чем на кухне вкусно пахнет?
Что же там готовится?
Это пахнет пирогами,
«Ешьте, на здоровьице!»

Угощает всех Иришка,
Девочка старается,
Рады и Снежок и Тишка,
Пироги им нравятся!

Чай Иришка наливает,
Сливки к чаю добавляет.
Как же здорово с друзьями
Чаю выпить с пирогами!

Звучит заставка «В гостях у сказки».

Не будем Волку мешать работать. Покатимся с Колобком дальше. А Колобок наш наткнулся на берлогу Мишки Косолапого. Тот в ней ворочается, работать не хочет, лежебока такой! А берлога-то его приобрела форму куба! А сколько же кубометров занимает берлога, давайте вычислим!

Слайд  8. Медвежья берлога. Задание 4. Чему равен объём куба, ребро которого 5 м. Чему равна длина всех рёбер? Чему равна площадь поверхности?

Работаем   по той же схеме: один ученик  решает у доски, остальные – в тетрадях, проверяем так же.
Пусть Мишка-лежебока храпит себе,  похрапывает, а мы разомнёмся, встряхнёмся. Вместе с Колобком выполним зарядку.

Физминутка «Медвежата»

Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили.
Вот так, вот так
Головой своей крутили, (круговые движения головой поочередно в разные стороны)
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали.
Вот так, вот так
Дружно дерево качали. (наклоны в стороны, руки вперед)
Вперевалочку ходили
И из речки воду пили,
Вот так, вот так
И из речки воду пили. (ходьба «по-медвежьи», наклоны вперед)
А потом они плясали,
Выше лапы поднимали.
Вот так, вот так
Выше лапы поднимали.

Звучит заставка «В гостях у сказки».
Колобок покатился дальше. Смотрит – домик-теремок. А в нём Лисичка сидит и плачет. Оказывается, пришло время ремонта, а она не знает, сколько купить обоев, чтобы хватило на все стены во всех  комнатах,  сколько  купить краски, чтобы покрасить все полы во всех комнатах. Ну,  кто  же ей поможет? Конечно, мы! Решим подобную задачу.

Слайд 9. Задание 5. Длина прямоугольного параллелепипеда 15 см, она больше ширины в 3 раза, а высота больше ширины на 3 см. Найти сумму длин всех рёбер, площадь поверхности, объём.

Работаем   по той же схеме: один ученик  решает у доски, остальные – в тетрадях, проверяем так же.
Ну, что же? Успешно справились и с этой задачей. И Лисичка справится с ремонтом, приобретёт необходимое количество материалов, и ей в этом помогут знания математики.

5. Рефлексия.  Выводы

Наша прогулка-сказка  с Колобком удалась на славу!

Слайд 10.  Сказка – ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!

Добры молодцы и красны девицы!  Какие же уроки из этой сказки  вы извлекли?

Учащиеся продолжают фразы:

  • Я понял, что…  
  • Я сегодня убедилась(ся) в том, что…   
  • Мне стало ясно, что…   

Убедились, мои дорогие ученики, что учиться – всегда пригодится! Образование поможет вам и ремонт сделать, и дело своё открыть, и быть успешным человеком. И не забывайте создавать хорошее  настроение и себе, и родным, и друзьям.  И мир вокруг будет лучше, добрее, прекраснее.

6. Подведение итогов. Оценки

Посчитайте, сколько каждый из вас  заработал «плюсов». Сколько «плюсов», значит столько задач вами  решено верно  –  соответственно, такая и оценка за урок.

7. Задание на дом.

1) Посмотрите на лото. Какая формула сегодня нам не пригодилась?  Периметр треугольника. Она вам прекрасно знакома из начальной школы. Придумайте дома задачу сказочного содержания на применение этой формулы.
2) Расспросите родителей о том, как они распоряжаются своими земельными паями. Если родители не против, запишите их рассказ на видео и завтра мы посмотрим на уроке, а затем эти видео передадим в школьный музей.
И у нас осталось немного времени. Посмотрим небольшую  презентацию (4 слайда) «В мире животных», которую подготовили ученики нашего класса и послушаем информацию о зайцах, волках, медведях и лисичках, т. е. о героях нашей сказки, только уже реальных. Ребята нам расскажут, где живут эти животные, чем питаются, об их повадках, образе жизни. И эту презентацию мы подарим учителю биологии.

8. Заключительное слово учителя.

Мои дорогие ученики! Урок окончен. Всем спасибо за работу. Доброго вам дня и хорошего настроения.

Звучит заставка «В гостях у сказки».