Повышение квалификации педагогов, в современных условиях, предполагает неразрывную связь информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) и современных педагогических технологий.
Современные педагоги обязаны не только знать о них, но и применять их на практике, обучая детей в учреждениях общего, дополнительного и дошкольного образования, а так же в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования. Естественно предположить, что, в настоящее время педагог должен иметь в своем портфолио не только документы, подтверждающие его профессиональный рост как педагога-предметника, но и как педагога-технолога. Наиболее близкими из современных педагогических технологий к совместному использованию с ИКТ являются проектные и исследовательские технологии.
Понятия «проект», «проектная деятельность» для большинства учителей не новы, но сказать, что многие из них организуют свою педагогическую обучающую деятельность на основе метода проектов нельзя. Вместе с тем, практически в каждой школе найдется хотя бы один учитель, который организует проектную деятельность учащихся. Проводить эту деятельность в школе, не демонстрируя результаты работы другим учителям и учащимся невозможно, так как цель метода проектов, кроме получения результатов, – это и умения публично представить полученный результат, организовать работу в команде, видеть перспективу применения и развития проделанной работы.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления (Презентация. Слайд 2).
Метод проектов – это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Думаю, каждый учитель не раз задавал себе вопрос: почему снижается учебная мотивация школьников по мере их пребывания в школе? Все дети, когда идут в школу, хотят учиться, почему для ребёнка, генетически предрасположенного к учению, процесс обучения превращается в трудную, малопривлекательную работу?
Таким образом, противоречие между высокими требованиями к качеству знаний учащихся со стороны родителей, социальных заказчиков, с одной стороны, и, снижение интереса к учебе, в том числе и на уроках математики, с другой, предопределило для меня использование проектного обучения на своих уроках. Проанализировав ситуацию в классах, где веду математику, пришла к выводу: Математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с…загадки, проблемы. Чтобы у учащегося развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества.
Для чего нужен метод проектов? (Слайд 3)
- Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению.
- Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.
- Принимать самостоятельные аргументированные решения.
- Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Если ученик сумеет справиться с работой над
учебным проектом, можно надеяться, что в
настоящей взрослой жизни он окажется более
приспособленным: сумеет планировать собственную
деятельность, ориентироваться в разнообразных
ситуациях, совместно работать с различными
людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся
условиям.
Из исследований известно, что учащиеся
удерживают в памяти (Слайд 4):
– 10% от того, что они читают;
– 26% от того, что они слышат;
– 30% от того, что они видят;
– 50% от того, что они видят и слышат;
– 70% от того, что они обсуждают с другими;
– 80% от того, что основано на личном опыте;
– 90 % от того, что они говорят (проговаривают) в то
время, как делают;
– 95% от того, чему они обучаются сами.
Необходимость прогрессивных образовательных технологий – это объективное требование, и поэтому, как правило, каждый учитель со временем их вырабатывает. И здесь можно пойти двумя путями:
1) создать собственную технологию;
2) перенять то, что открыто другими и адаптировать
для себя и своих учеников.
Оптимальным для меня представился второй путь и над этим я работаю третий год. Математика + информатика + ИКТ = учебный проект (Слайд 5).
Такую формулу я пытаюсь воплотить на своих уроках. При изучении математики учащиеся осваивают инструмент для познания мира и человека, на информатике – умение применять ИКТ для обработки, передачи, хранения информации, а получаемый учебный проект и есть цель образования: научить детей получать знания, научить работать и зарабатывать на жизнь (компетенции), научить жить (бытие), научить жить вместе.
Проект – это «пять П» (Слайд 6)
1. Наличие проблемы. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной проблемы. Нет проблемы – нет деятельности. Метод проектов можно использовать в учебном процессе для решения различных небольших проблемных задач в рамках одного-двух уроков (мини-проекты или краткосрочные проекты). В этом случае тема проекта связана с темой урока или применением данной темы в различных жизненных ситуациях.
К примеру, для решения крупных задач (проблем) по математике, сложных для понимания вопросов использую крупные проекты, которые в основном выполняются во внеурочной деятельности. Данные проекты в основном направлены на углубление и расширение знаний по математике. Это так называемые среднесрочные проекты (макро-проекты), применяемые в основном во внеурочных формах работы (кружки, факультативы, элективные курсы).
Поле для выбора темы долгосрочных проектов по математике огромно. Проект может быть связан с изучением какой-либо темы по математике, которая не изучается в школьной программе или с приложениями математики в науке и практике.
Примерами могут служить проекты по следующим темам:
1. Действительные числа (интернет-урок) /8 класс/
2. Рациональные числа (по примеру телеигры «Своя игра») /6 класс/
3. Загадки листа Мебиуса /6 класс/.
2. Обязательное планирование действий. В ходе
разбора и обсуждения проекта вырабатывается
план совместных действий ученика и учителя.
Создаётся банк идей и предложений. На протяжении
всей работы учитель помогает в постановке цели,
корректирует работу, но ни в коем случае не
навязывает ученику своё видение решения задачи.
Участников проекта можно разбить на группы от 3
до 5 человек в зависимости от количества учеников
в классе. В каждой группе распределяются роли:
например, генератор идей, презентатор, дизайнер,
критик, энциклопедист, секретарь и др.
3. Поиск информации – обязательное условие каждого проекта. Большую поддержку в этом оказывают Интернет ресурсы. Найденная информация, обрабатывается, осмысливается. После совместного обсуждения выбирается базовый вариант. Учитель корректирует последовательность технологических операций в каждой работе.
4. Результат работы – продукт. Учащиеся, выбрав посильные технологии для создания своей работы на компьютере, уточняют, анализируют собранную информацию, формулируют выводы. Учитель выступает в роли научного консультанта. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми». Если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая ? конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).
В зависимости от места, где применяется метод, могут быть и разные продукты. Например, продуктом самостоятельной деятельности учащихся на уроке, может быть опорный конспект, памятка по методам решения задач, сборник ключевых задач по изучаемой теме и др. Ученики 5-6 классов сочиняют сказку или детективную историю по изучаемой теме.
Прикладной проект может быть связан с применением математического аппарата в повседневной жизни. Например расчет минимального количества необходимых продуктов и их стоимости, используемых семьей на протяжении месяца; расчет погашения банковского кредита и др.
Результатами работы над проектами во внеурочной деятельности становятся рефераты, эссе, электронные пособия, математические модели, мультимедийные продукты и т. д.
5. Презентация результатов – представление готового продукта. Иными словами, осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта, которую провожу в форме конкурса, выставки, презентации.
При защите учащиеся демонстрируют и комментируют глубину разработки поставленной проблемы, её актуальность, объясняют полученный результат, развивая при этом свои ораторские способности. Оценивается каждый проект всеми участниками занятий. Учащиеся с интересом смотрят работы других и с помощью учителя учатся оценивать их. Вычисляется средний балл за каждый проект и выставляется оценка в зависимости от количества набранных баллов: более 85 баллов – «отлично», от 65 до 80 баллов – «хорошо», от 50 до 65 баллов – «удовлетворительно», менее 60 баллов – доработать.
В заключение провожу рефлексию. Предлагаю следующие вопросы для обсуждения: Появились ли у вас новые знания, умения в процессе работы над проектом? Что в работе над проектом было наиболее интересным? Каковы были основные трудности и как вы их преодолевали? Какие можете сделать себе замечания и предложения на будущее? Благодарю учеников и обязательно их награждаю, вручая диплом разработчика проекта, научного исследователя, лучшего дизайнера и т.д. Каждому из участников проекта ставлю отметку по математике за данную тему. Естественно, что этой отметкой является "пять". Положительные эмоции и успех учеников рождают желание работать дальше.
Метод проектов разрушает школьную рутину (Слайд 7). На вопрос: «Что же даёт детям применение проектной технологии на уроках математики?» Школьники отвечают:
– лучше усваивается материал 73%, уроки стали интереснее 68%, с желанием идем на урок 53%, появилась возможность демонстрировать свои работы 26%.
На вопрос: «Чему удалось научиться в ходе работы над проектом? Школьники отвечают:
распределять правильно время 32%;
достигать поставленной цели 17%;
выступать перед аудиторией 16%;
добывать информацию 14%;
готовить презентацию 21%.
Мотивация обучения учащихся:
– интерес к предмету – 98%;
– к практическому материалу – 87%;
– к области знаний (шире школьного курса) – 42%;
– желание общаться с педагогом по предмету – 97,8%.
Приобщение учащихся к проектной деятельности с использованием компьютерно-информационных технологий позволяет наиболее полно определять и развивать интеллектуальные и творческие способности.
В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Основные требования к использованию метода проектов: (Слайд 8)
1. Наличие значимой в исследовательском,
творческом плане проблемы/задачи, требующей
интегрированного знания, исследовательского
поиска для ее решения (например, исследование
демографической проблемы в разных регионах мира;
создание серии репортажей из разных концов
земного шара по одной проблеме; проблема влияния
кислотных дождей на окружающую среду, пр.).
2. Практическая, теоретическая, познавательная
значимость предполагаемых результатов
(например, доклад в соответствующие службы о
демографическом состоянии данного региона,
факторах, влияющих на это состояние, тенденциях,
прослеживающихся в развитии данной проблемы;
совместный выпуск газеты, альманаха с
репортажами с места событий; охрана леса в разных
местностях, план мероприятий, пр.);
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная,
групповая) деятельность учащихся.
4. Структурирование содержательной части проекта
(с указанием поэтапных результатов).
5. Использование исследовательских методов,
предусматривающих определенную
последовательность действий:
- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");
- выдвижение гипотез их решения;
- обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);
- обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.);
- сбор, систематизация и анализ полученных данных;
- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
- выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
На первом этапе происходит погружение в
проблему, значимую для участников проекта –
создание электронного справочника по
математике. Проводится анализ существующих
ресурсов для реализации проекта, как важного
фактора, определяющего его успешность.
Выбор и обсуждение главной идеи будущего проекта
включает определение целей и задач (зачем
затеваем проект, что узнаем и чему научимся по
завершении работы); обсуждение стратегии
достижения поставленных целей и уточнение
подходящих для этого тем проектов (каков общий
план работы над проектом, обеспечивающий
достижение поставленной задачи).
Структурирование проекта с выделением
подзадач и распределением их для
определенных групп учащихся, разделение ролей в
группах с учетом их интересов (подбор
теоретического материала, подбор
иллюстративного материала, обработка
иллюстраций и материала, оформление ресурса,
редактирование), определяются планируемые
результаты и способы их решения, оформления.
Этапы практической реализации (Слайд 9)
Наименование этапа | Практическая реализация |
1. Обсуждение источников информации и алгоритма работы с ними, анализ электронных образовательных ресурсов, выделение основных характеристик ЭОР. | Учащиеся знакомятся на примерах с различными ЭОР, работают с памятками по поиску информации в интернете и других источниках. |
2. Самостоятельная исследовательская работа по плану в течении 2,5 недель. | Самостоятельная работа учащихся по
группам – в течение недели. Сбор информации по
темам. Самостоятельная работа учащихся по группам – в течение недели. Сбор информации по темам. |
3. Обобщение, корректировка, составление плана справочника и оформление полученных результатов с помощью выбранной программы и в электронном виде. | Найденная информация, обрабатывается, осмысливается. После совместного обсуждения выбирается базовый вариант. Учитель корректирует последовательность технологических операций в каждой работе. |
4. Защита группами результатов своих
исследований. 5. Оценивание работы каждой группы. |
Самооценивание результатов участниками проекта, взаимооценка работ друг у друга. |
Этап представления полученных результатов работы над проектом
После завершения работы над проектом
проводится конференция, где обучающиеся
защищают и представляют результаты своей
деятельности (справочник, публикации). Это
позволяет оценивать развитие у них
коммуникативных навыков, грамотность, умение
аргументировано и чётко излагать свою точку
зрения, задавать вопросы, формулировать мнение,
анализировать выступление других, навыки
публичного выступления.
Ученики обязательно награждаются, вручаются
дипломы разработчика проекта, научного
исследователя и т.д. Каждому из участников
проекта ставится отметка по математике.
Естественно, что этой отметкой является
"пять". Положительные эмоции и успех
учеников рождают желание работать дальше.
Те ученики, которые работали с компьютерными
учебными программами, занимались проектной
деятельностью, повысили свое качество знаний.
Учащиеся проявляют устойчивый интерес к
изучению предмета.
Приобщение учащихся к проектной деятельности с
использованием компьютерно-информационных
технологий позволяет наиболее полно определять
и развивать интеллектуальные и творческие
способности.
Ожидаемые результаты: (Слайд 10)
- научатся работать с большим объемом текста, находить, интерпретировать, детализировать, выделять главное, обосновывать;
- научатся исключать несоответствующую и несущественную информацию, сравнивать и сопоставлять, сжато и логично излагать информацию;
- научатся создавать рекомендации по решению конкретной проблемы на основании полученной информации;
- обосновывать свои выводы;
- сбалансировано освещать вопрос при наличии противоречивой информации;
- структурировать созданную информацию с целью повышения убедительности выводов;
- научатся делать электронные справочники, публикации;
- созданный продукт – электронный справочник;
- повышение интереса к математике и информационным технологиям.
Список литературы:
- «Дистанционное образование». – №№1-12. – 2005.
- Ибрагимов. И. М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения: учебное пособие для студ. вузов. – М.:Академия,2005.–336 с .
- Интернет в гуманитарном образовании: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Е. С. Полат.– М.: Владос, 2001.–272 с.
- В. Канаво. «Достоинства и недостатки дистанционного обучения через Интернет» (http://www.curator.ru/doplus.html)
- В. Канаво. «Методические рекомендации по созданию курса дистанционного обучения через Интернет» (http://www.curator.ru/method.html)
- Киреева, Е.Д. Анализ перспективного развития существующих форм образовательных Интернет-проектов // Инновации в образовании .–2002.–№ 4. – С. 38-40.
- http://www.curator.ru