Цели и задачи: акцентировать внимание детей на вопросы этики поведения и отношений между мальчиками и девочками, выявить проблемы, существующие в этом плане в классе.
Оборудование:
- сюжетные плакаты;
- картинки и рисунки детей;
- карточки «Черты характера»;
- плакаты с лицами.
Оформление доски:
План урока
I. Постановка учебной задачи.
II. Проверка домашнего задания.
III. Решение учебной задачи.
- Готовность защитить.
- Благородство и капризность.
- Сдержанность и эмоциональность.
- Мужественность и женственность.
- Что общего?
IV. Рефлексия. Домашнее задание.
Игра «Волшебное кресло».
Игра «Комплимент»
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Постановка учебной задачи
Учитель: Дети, мы много говорили с вами
о том, что каждый человек в своей жизни попадает
во множество ситуаций. И в зависимости от этого у
него может меняться что?... (Настроение.)
А настроение мы можем «прочитать» по его лицу,
т.е. он может быть…
Дети: Грустным, задумчивым, веселым,
злым, радостным, уставшим, удивленным,
равнодушным…
Учитель: Что значит быть равнодушным? (Ответы
детей.)
Учитель: Мне бы не хотелось сегодня на
уроке видеть детей равнодушными, а напротив
активными, работоспособными…
Учитель: Для начала я предлагаю немного
отдохнуть. Представьте себе, что вы маленькие
снежинки, которые легли на землю и спокойно
отдыхают. (Звучит музыка.) А теперь снежинки
просыпаются, встают и кружат в воздухе.
А сейчас первыми за парты садятся хрупкие и
маленькие снежинки – это девочки, а потом уже
мальчики – снежинки большие.
Учитель: А почему сначала девочки?
Дети: Потому что существует такое
правило: мужчины ждут, когда дамы займут свои
места.
Учитель: А какие еще правила этикета вы
знаете, как должен вести себя мальчик, мужчина по
отношению к девочке, даме? (Обсуждение в
группах.)
Дети: Подать стул. Помочь ей встать,
уступить дорогу, пропустить вперед девочку…
Учитель: Совершенно верно. И вот дома, вы
должны были вспомнить ситуации, в которых
мужчина, мальчик вел себя, как настоящий рыцарь,
то есть как благородный мужчина,
который никогда не будет равнодушен к слабому
полу.
II. Проверка домашнего задания
Дети выходят, комментируют свои иллюстрации. (Оценивание.)
Учитель: В прошлом году мы пришли к выводу, что мальчики и девочки отличаются не только внешностью, но и имеют особенности в своем поведении. Сегодня мы снова задумаемся о том, что общего и особенного в мальчиках и девочках, какими важными качествами они обладают. А также продолжим знакомиться с правилами этикета.
III. Решение учебной задачи
В ходе решения учебной задачи заполняется схема на доске.
1) Итак, мальчики, если они себя считают настоящими рыцарями, должны быть… (Обсуждение в группах.)
Дети: Быть предупредительными и
внимательными, помочь в затруднительных
ситуациях таких как:
– перейти скользкое место;
– нести тяжелые вещи, поднять…
То есть всегда прийти на помощь, готов защитить
И очень важно – самому предложить помощь, не
дожидаясь просьбы со стороны девочки.
Учитель: А как же девочка?
Дети: Девочка должна уметь принять эту услугу, или вежливо отказать, сказав «Спасибо»
2) Мальчики поступают ––> как рыцари, то есть благородные мужчины.
Учитель: А сейчас послушайте стихотворение А.Л. Барто «Сонечка». Подумайте, почему таких детей, как Сонечка не любят? Почему надо хорошо подумать, стоит ли себя так вести?
(Обсуждение в группах.)
Какое качество присутствует в Сонечке? (Капризность …)
Учитель: Конечно, мальчики должны понимать, что девочки отличаются своим поведением от них и лучше им прощать их слабость, а иногда не замечать их недостатков.
3) Учитель: А вот почему мальчикам нужно проявлять уважение к девочке, защищать ее? (Обсуждение в группах.)
Дети: Девочки слабее мальчиков,
тяжелее переносят боль и обиду, нуждаются в
защите. Например, в спорте – для женщин короче
дистанции в беге.
Учитель: Девочки любую жизненную
ситуацию переносят очень эмоционально, а мальчик
напротив должен быть сдержанным.
4) Есть еще одно стихотворение А.Л. Барто «Рыцари».
Учитель: Нет ли в нашем классе таких рыцарей? Умеют ли наши мальчики помогать девочкам? (Обсуждение в группах.) Сделаем вывод. Мальчики в любой жизненной ситуации должны оставаться мужчинами, а девочки женщинами.
5) Но и не забывать о том, что каждый человек (будь он мальчик или девочка) имеет свои особенности (индивидуальные черты) характера, как бы там ни было, надо уметь прощать друг другу его слабости и, естественно, заботиться друг о друге, не быть равнодушными, особенно в классе.
Учитель: Все эти качества необходимо воспитывать нашим мальчикам и девочкам, чтобы между ними росла и крепла дружба и приносила ощущение надежности и уверенности.
IV. Рефлексия. Домашнее задание
Мы подумаем, что не хватает в отношении между мальчиками и девочками в нашем классе.
Учитель: Я предлагаю игру «Волшебное кресло». Дети по очереди садятся в кресло и задают вопрос залу: «Как я веду себя по отношению к мальчикам/девочкам? Что в моих поступках нежелательно?»
Учитель: Только помните, пожалуйста, о тоне и форме общения.
Игра «Комплимент»
Дети дарят приятные добрые слова друг другу.
Учитель: Мне было приятно общаться с вами, вы с уважением и осторожностью давали советы и пожелания и мальчикам, и девочкам. Спасибо вам за это.
Учитель: А что интересного мы узнали на уроке?
– Нельзя быть равнодушным.
– Необходимо с уважением относится друг другу.
– У каждого человека свой особенный
(индивидуальный) характер.
– Что все мы разные: и мальчики, и девочки.
Учитель: Кстати, а из чего «состоят» мальчики и девочки?
(Дети поют песню «Из чего же…».)
Учитель: А в заключение, я хочу, чтобы вы вспомнили слова любимого вами кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!»
Учитель: Дома обсудите советы и пожелания одноклассников, полученные на игре «Волшебное кресло».