Тип урока: Урок отработки умений и рефлексии.
Цель: Обобщить знания о предложениях с однородными членами.
Задачи:
- Находить однородные члены в предложениях.
- Записывать предложения с однородными членами и ставить запятые.
Планируемые результаты:
Предметные:
- закрепление знаний о главных и второстепенных членах предложения;
- закрепление навыка нахождения по алгоритму связи между членами предложения;
- расширение словарного запаса обучающихся за счет употребления в речи однородных членов предложения;
Метапредметные:
- объективно оценивать свой уровень усвоения знаний
- уметь применять полученные теоретические знания для решения практических задач
Личностные:
- понимать значение умелого владения устной и письменной речью для целей общения;
- расширять знания об окружающем мире.
Регулятивные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать алгоритм действий на уроке; работать по коллективно составленному плану в парах и группах; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные:
Учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе и следовать им.
Познавательные:
Учиться ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами; уметь проверять правильность написания слов и предложений, воспитывать потребность составлять алгоритм, как условие решения любой проблемы, возникающей в практической жизни ребенка.
Учебные материалы:
Учебник “Русский язык. 3 класс” (автор С.В.Иванов), рабочая тетрадь “Пишем грамотно” (автор М.И. Кузнецова), компьютер, презентация, интерактивная доска, карточки с заданиями для работы в парах, тест.
План урока.
1).Этап мотивации.
Слайд 1. Психологическая установка на работу.
Д.
Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
В третьем классе учимся!
Всё у нас получится!
У. - Улыбнитесь друг другу! Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит радость.
2).Этап актуализации и пробного учебного действия.
У. - Ребята, начнём урок, как всегда, с минутки красивого письма. Для того чтобы красиво и аккуратно писать, нужно правильно сесть за парту. Запишите число, вид работы, пропишите буквы с доски.
Слайд 2.
- И, а
- з, м
У.- Что можете сказать о звуках, которые обозначены этими буквами?
Д.-И, а – гласные, могут быть ударными или безударными; з, м – согласные, звонкие, могут быть мягкими или твёрдыми.
У.- Какое слово можно составить из этих букв?
Д.- Зима.
У.- Что представили? (Зимние забавы, катание на лыжах, коньках, вьюга, снег, метель, холод, шуба, валенки, Новый год ...)
Слайд 3.
У.- Как люди называют зиму? (Зимушка, гостья, матушка, волшебница, чародейка, хозяйка...)
Зима, зимушка – однокоренные слова. (Взрослые и дети радуются приходу зимы.)
3).Этап локализации индивидуальных затруднений.
У.- Назовите зимние месяцы.
Д.- Декабрь, январь и февраль.
Слайд 4.
Декабрь год кончает и зиму начинает.
Декабрь год кончает зиму начинает.
Декабрь год кончает а зиму начинает.
Слайд 5.
У.- Ребята, прочитайте предложения. Вы согласны с тем, что предложения написаны верно.
Дети говорят, что в предложениях есть ошибки. Фронтально идёт работа над предложениями.
Слайд 6.
Декабрь год кончает и зиму начинает.
Декабрь год кончает, зиму начинает.
Декабрь год кончает, а зиму начинает.
У.-Ребята, запишите первое предложение.
Слайд 7.
У. -Ребята, проверьте себя.
Какая же тема нашего урока?
Д. Тема: Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Слайд 8.
У. -Какова цель и задачи урока?
Д. Цель: Обобщить знания о предложениях с однородными членами.
Задачи:
- Находить однородные члены в предложениях.
- Записывать предложения с однородными членами и ставить запятые.
Слайд 9.
У.- Что вы знаете об однородных членах предложения?
Д.
Отвечают на один и тот же вопрос.
- Не зависят друг от друга.
- Могут быть главными и второстепенными членами предложения.
- Произносятся с интонацией перечисления.
- Единичный союз И указывает, что перечисление закончено.
- Относятся к одному и тому же члену предложения.
Слайд 10.
4).Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений.
Работа в парах.
- Работа со схемами.
- Из слов составить предложение и схему.
Слайд 11.
Дети зачитывают свои предложения и прикрепляют схему на доску. Значит, однородные члены могут быть подлежащими, сказуемыми, дополнениями, обстоятельствами, определениями. Однородные члены предложения на письме отделяются запятой. Перед союзами а, но тоже ставится запятая. Если единичный союз и, то запятая не ставится.
Слайд 12.
5).Этап реализации построенного проекта.
Работа в группах по учебнику. С. 136 упр. 4 (Закончить предложения так, чтобы в них были предложения с однородными членами, с помощью схем объясняйте знаки препинания).
В каждой группе дети заранее выбрали лидера, ответственного за время, человека, который будет представлять групповую работу. Каждая группа высказывается, другие группы могут соглашаться или что-нибудь уточнять.
Физминутка.
6).Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
а) Самостоятельно проверь работу (рабочая тетрадь с. 40 упр.1)
Мой брат очень добрый, умный, и весёлый.
Папа прекрасно водит машину вырезает из дерева, рисует, и готовит обеды.
На ёлке были золотые звёзды маленькие фонари конфеты яблоки шары.
Утром я выпил молока, и сразу побежал гулять.
Взаимопроверка.
Слайд 13.
7).Этап включения в систему знаний и повторения.
б) Продолжи ряд однородных членов в предложении.
Медведь, ... , ... - дикие животные.
Мама, ... , ... - члены семьи.
Дима, ... , ... - имена мальчиков.
Свинья, ... , ... - домашние животные.
Фронтальная проверка.
в) Выполни тест:
1. Какие члены предложения называются однородными?
а) Отвечают на один и тот же вопрос.
б) Относятся к одному и тому же члену предложения.
в) Могут быть главными и второстепенными членами предложения.
2. Какие члены предложения могут быть однородными?
а) Главные.
б) Второстепенные.
в) Главные и второстепенные
3. Между однородными членами, соединёнными какими союзами всегда ставится запятая?
а) и, но, или
б) а, но
в) или, а
4. Найди и отметь предложение с однородными членами:
а) Снег пропитался водой, отяжелел и осел.
б) В мае зацветают в лесу душистые ландыши.
в) Букет состоял из красных тюльпанов.
5. В каком предложении есть ошибки?
а) Терпение, и труд всё перетрут.
б) Труд украшает человека.
в) В наших краях зимуют воробьи, снегири, синицы.
Слайд 14. Самопроверка.
1. а), б), в)
2. в)
3. б)
4. а)
5. а)
8).Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Учитель предлагает детям ответить на вопросы и оценить свою работу.
Отметьте (поставьте плюс):
- Знаю правило об однородных членах предложения.
- Умею находить однородные члены предложения.
- Умею ставить запятую в предложениях с однородными членами.
Раскрасьте человечка зелёным, если вся работа сделана верно, и вы хорошо поняли тему. Если не всё было понятно, но на следующем уроке постараетесь во всём разобраться, то раскрасьте человечка жёлтым. Если не во всём разобрался, было трудно, тогда раскрасьте человечка красным.
Домашнее задание
Из книги для чтения выписать 4 предложения с однородными членами, доказать графически.