Эпиграф:
“Изобретение логарифмов, сократив работу астронома, продлило ему жизнь”.
П.С.Лаплас
Цели урока:
Образовательные:
- Обобщить знания учащихся по теме “Применение логарифмов при решении практических задач”; расширить кругозор, знания о возможном применении логарифма к решению практических задач; показать межпредметные связи; прививать познавательный интерес к математике; повысить мотивацию студентов к обучению.
Развивающие:
- Развивать математическое мышление, умение применять обобщенные знания, умения и навыки в новых условиях.
Воспитательные:
- Воспитывать у студентов устойчивый интерес к изучению математики, познавательную активность, математическую культуру речи.
Тип урока: комбинированный урок.
Оборудование: ноутбук, мультимедиа, экран, доска, раздаточный материал, тетрадь, презентация на электронном носителе.
Ход урока
1. Организационный момент.
Организация готовности студентов к работе.
2. Формулирование темы, постановка цели и мотивации к учебной деятельности.
Введение темы урока используя эпиграф; формирование цели урока.
(Презентация, Слайд № 1)
3. Актуализация знаний.
Устная работа: вспомнить определение и свойства логарифма.
(Презентация, Слайд № 2)
4. Всесторонняя проверка знаний.
Выполните задания, записанные на доске.
(Трое студентов работают в качестве консультантов с учениками своего варианта, остальные в тетрадях. Затем, консультанты записывают образцы решения на доске, комментируя их, и, обращая внимание студентов на недочеты в работе).
1 вариант:
Вычислить
+
2 вариант:
Решить уравнение
3 вариант:
Решить неравенство
5. Изучение нового материала.
Преподаватель:
Мы с вами уже знаем, что более 300 лет логарифмы использовались для облегчения вычислений. Но вычисления не исчерпывают роль логарифмов. Использование логарифмов необходимо для описания самых разнообразных процессов роста, происходящих в природе и обществе.
Рассмотрим и решим две задачи, которые связывают понятия разных дисциплин.
К доске вызывается сильный ученик, получивший опережающее домашнее задание - подготовить тему “Измерение количества информации”.
Задача дисциплины “Информатика”
Ученик:
- Информация является важнейшим понятием и основным объектом изучения в информатике. Неудивительно поэтому, что проблема измерения информации имеет фундаментальное значение.
Пусть алфавит, с помощью которого записываются все сообщения, состоит из M символов. Для простоты предположим, что все они появляются в тексте с одинаковой вероятностью.
Тогда в рассматриваемой постановке применима формула Хартли для вычисления количества информации:
Решить задачу:
Определить информацию, которую несет в себе один символ в кодировках ASCII и Unicode.
Решение.
1) В алфавите ASCII предусмотрено 256 различных символов, т.е.
M = 256, а I = log2 256 = 8 бит = 1 байт
Ответ: 1 байт.
2) В современной кодировке Unicode заложено гораздо большее количество символов. В ней определено 256 алфавитных страниц по 256 символов в каждой.
Таким образом:
I = log2 (256 * 256) = 8 + 8 = 16 бит = 2 байта
Ответ:2 байта.
(Презентация, Слайды № 3-5)
Задача из дисциплины “Биология”. Решает весь класс под руководством учителя.
В начальный момент времени было 8 бактерий. Через 2 часа после помещения бактерий в питательную среду, их число возросло до 100. Через сколько времени с момента размещения в питательную среду следует ожидать появления 500 бактерий?
Решение.
Для решения данной задачи, необходимо вспомнить понятия скорости и ускорения.
Было -8 Стало- 100 |
||
1 изменение: | ||
=> конечное значение скорости распространения бактерий при первом изменении -
Было -8 Стало- 500 |
||
2 изменение: | ||
=> конечное значение скорости распространения бактерий при втором изменении - .
Составим формулу для ускорения, учитывая, что начальная скорость (т.е. было -8, стало -8):
= =Т.к. ускорение постоянно => =>
Перейдем к натуральному основанию логарифмов, для того, чтобы можно было воспользоваться табличными значениями:
Ответ: приблизительно 3часа 15 минут.
(Презентация, Слайды № 6-9)
6. Рефлексия.
Учащиеся получают карточки для проведения опроса.
Отметьте букву выбранного Вами ответа:
1. Знаете ли вы определение логарифма?
А) да Б) нет В) Приблизительно
2. Знаете ли вы свойства логарифмов?
А) да Б) нет В) Больше половины
3. Умеете ли ВЫ применять определение и свойства логарифмов при вычислениях?
А) да Б) нет В) Не всегда
4. Научились ли вы применять определение и свойства логарифмов при решении практических задач?
А) да Б) нет В) Не всегда
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 |
Буква ответа |
7. Домашнее задание.
Задача из дисциплины “Физика”.
Для обогрева помещения, температура в котором равна Тп = 200С, через радиатор отопления, пропускают горячую воду температурой Тв = 1000С. Расход проходящей через трубу воды m = 0,2 кг/с. Проходя по трубе расстояние x (м), вода охлаждается до температуры Т0С, при чём
где с = 4200Дж/кг*С — теплоемкость воды
= 42 Вт/м * 0С— коэффициент теплообмена
a = 1,4 — постоянная.
До какой температуры (в градусах Цельсия) охладится вода, если длина трубы 28 м?
(Ответ: 60?.)
8. Итог урока:
Мы с вами завершили тему “Логарифмы”, научились вычислять логарифмы и применять полученные знания в новых условиях, рассмотрели применение логарифмов на практике при решении задач различных дисциплин, узнали какое широкое применение имеют логарифмы в различных областях человеческой деятельности.
А теперь пусть каждый из вас задаст себе вопрос: (Презентация, Слайды № 11). и попробует ответить на него.
Учитель озвучивает оценки за урок.