Для того, чтобы воспитать эмоциональность и ритмичность в речи детей-логопатов, мы должны, прежде всего, развивать их музыкально-двигательные способности.
Программа логоритмики делится на 3 периода, которые соответствуют 3 речевым единицам:
- Подготовительный период – отдельные звуки.
- Тренировочный период – слова.
- Закрепительный период – связные формы речи.
В каждом из периодов идет углубленная работа над темпом, ритмом, динамикой, высотой и длительностью звучания. Только в I периоде это делается на более элементарном материале – отдельных звуках, во II-ом – на словах (тактах, ритмических блоках) – фразах, а в III-ем – закрепляются полученные навыки в связных произведениях, танцах, инсценировках.
Выбранная тема проходит через все виды работы на занятии. Допустим: “Сравнение звуков по высоте”. Дети сравнивают по высоте музыкальные звуки, совершают движения вниз-вверх, поют низкие и высокие ноты.
Логоритмическое занятие в детском саду можно разделить на следующие части:
I часть
1) Вводные упражнения.
2) Упражнения, регулирующие мышечный тонус.
II часть
3) Слушание музыки.
4) Ритмика.
5) Пение.
6) Логоритмика.
III часть
7) Заключительная ходьба.
Раскроем подробно каждую часть занятия.
I часть
1. Вводные упражнения.
Сюда мы относим упражнения, активизирующие внимание детей, воспитывающие координацию движений, ориентировку в пространстве, память. Вводные упражнения должны создавать определенный настрой ребенка на занятие.
Обычно для вводных упражнений мы пользуемся музыкальным материалом, отработанным на предыдущем занятии, уже хорошо знакомым, который не вызовет никаких затруднений.
Для заикающихся детей, особенно на начальных этапах, используется медленная, спокойная, создающая радостное настроение музыка. А для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) – это более бодрая, подвижная мелодия.
Цели вводных упражнений для заикающихся детей и детей с ОНР тоже отличаются. Если заикающимся мы даем больше упражнений на различение темпа движений, характера музыки (плавности, отрывистость), то для детей с ОНР подбираются упражнения, развивающие ориентировку в пространстве (различные перестроения), координацию движений. Отрабатываем с ними силу и четкость самих движений.
2. Упражнения, регулирующие мышечный тонус.
Этот вид упражнений тоже проводим на знакомом музыкальном материале (предыдущего занятия).
Для заикающихся – это расслабляющиеся упражнения, которые выполняются под медленную музыку. А детям с полиморфными нарушениями в эту часть занятия включаются общеразвивающие упражнения для укрепления мышц плечевого пояса, улучшения осанки, ориентировки в пространстве.
II часть
3. Слушание музыки
Слушание музыки – это центральный раздел каждого занятия. В нем звучит основная тема занятия, которая потом проходит через ритмику, пение и логоритмику. Обычно этот этап занятия неразрывно связан со следующим – ритмикой, так как дети слушая какое-то музыкальное произведение, прохлопывают его ритм, выделяют взмахами высокие звуки и т.д. ( в зависимости от темы занятия).
4. Ритмика.
На начальном этапе мы не разучиваем сложных танцев. Наши танцы состоят из нескольких простых (двух– трех), повторяющихся движений (так как дети, имеющие полиморфные нарушения речи часто не могут запомнить трехступенчатую инструкцию), главное достоинство которых – точное соответствие ритму музыки. Движения должны быть легкими, чтобы дети совершали их свободно, без напряжения (притопы, взмахи рукой, приседания, хлопки, выставление ноги на пятку, приставной шаг, бег на носках, подскоки, движения с предметами, перестроение в круг, в колонны, кружение на полной ступне, плавное поднимание и опускание рук).
5. Пение.
Во время пения мы развиваем звучность голоса, длительность речевого выдоха. Поэтому пока выдох короткий (начальный этап) мы подбираем песни с короткой музыкальной фразой (2 такта) и, постепенно удлиняем ее до 3 – 4 тактов.
На каждом занятии дети поют песни в том же ритме, который прозвучал во время слушания музыки. Или в песнях звучит та же интонация, что и в музыкальном произведении (вопрос), прослушанном ранее.
Проводя пение, необходимо учитывать речевые возможности детей. На первых этапах поются гласные слоги с легкопроизносимыми звуками. Иногда можно дать более развитым детям роль запевалы, а те, у кого меньше поставленных звуков, поют песни на звукоподражания (“дили-дили” или “ква-ква-ква”, “ку-ку”).
6. Логоритмика
Обычно это какая-то речевая игра или драматизация стихотворения. Здесь используется ритмичность отработанных движений (4 пункт) для сопровождения стихотворной речи, чтобы ритмичность движений помогла почувствовать ритмичность стиха, выразительность музыки и движений, помогла выразить речевые эмоции.
Логоритмика – это конечный пункт занятия, работа над речью – это цель всей проведенной на занятии работы, которая служит подготовкой ребенка к речи в нужном темпе, в нужном ритме, с нужной эмоциональной окраской. Важно, строя свое занятие, прежде всего, думать какой речевой цели вы хотите достичь. Если это работа над ударением в слове, то надо, слушая музыку, учить выделять ударный звук (сильную долю), и, танцуя, выделять эту сильную долю.
III часть
7. Заключительная ходьба.
ПРИМЕРНЫЙ КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
I период.
Тема: “Динамические оттенки звучания”
(предыдущая “Характер, жанр, мелодия”).
Оборудование:
- Музыкальные инструменты (фортепиано (магнитофон), бубны, погремушки, барабаны, треугольники, металлофоны).
- Фонохристоматия “Дети слушают музыку”
- Музыка для утренней гимнастики.
- Картинки и дидактические игры к “музыкальному букварю” Н.Ветлугиной.
Ход занятия
1. Изменение движений в соответствии с характером музыки:
- Марш Е.Тиличеевой – маршируют.
- “Лошадка” В.Витлина – шаг с высоким подъемом колена;
- “Как пошли наши подружки” - низкий, пружинящий шаг.
2. “Лошадка” М.Красева – бег с высоким подъемом ног,
- “Поскоки” С.Затеплинского – подскоки;
- “Ласточка” А.Долуханян - плавные движения рук (расслабляющее упражнение).
3. Слушание музыки.
- “Танец кукол” муз. Т.Ломовой из муз. “Прогулка с куклами” [4]. (Обратить внимание детей на громкое исполнение 1-ой части музыки и тихое исполнение второй). Предлагается детям прохлопать громко-громкую часть, тихо=тихую часть.
- Исполняется “Танец вокруг елки” В.Курочкина/ [4] Задание остается то же – хлопать громко на громкую музыку, а тихо – на тихую.
4. После этого дети встают. Им дается инструкция: “Идти под музыку по залу. Если музыка звучит громко – шагать обычным шагом, если тихо – идти на носочках в обратном направлении”. (Марш М.Красева).
Дети останавливаются, строят круг. Им дается инструкция: “Делайте хлопок на громкий звук в мелодии, выделенный акцентом”. Одному из детей даем бубен. (“Ой, на горе-то” русская народная).
Потом мелодия прослушивается еще раз и дается задание делать не только хлопок, но и притоп. На остальную часть мелодии дети кружатся, поставив руки на пояс.
5. Мелодия повторяется еще раз и дети сопровождают ее пением и танцем. Они поют: “ля, ля-ля, ля, ля; ля, ля-ля, ля, ля” - 2 раза, выделяя ударную долю голосом.
6. Пение.
- Распевание: спеть тихо – “а”, громко – “А”, постепенно усиливая – “ааАА”;
- Дети слушают песню “Эхо” [5]. Отвечают на вопросы: “Как кричим мы? – Громко.”, “Как отвечает эхо? – Тихо”.
- Упражнение “Эхо”. Группа делится на две подгруппы. Одна – “дети”, другая – “эхо”. Одни поют громко (“А-у!”), другие повторяют тихо. Педагог исполняет песню, а дети только подпевают.
- Упражнение “Динь – дон” [5]. “Динь” - громко, “дон” - тихо.
7. Дети встают в круг. Они прохлопывают слово “лови”. Педагог обращает их внимание на тихое произнесение первого и громкое – второго слога. “Ло” - тихий хлопок, “ви” - громкий. Потом начинают перебрасывать мяч по собственному желанию. “Ло” - держат, на - “ви” - энергично бросают или катят по полу и т.д. Позднее можно выкрикивать имя кого-то из детей, бросая мяч только на ударный слог. Например: “О” - держат, “лег” - бросают.
8. Заключительное упражнение. Исполнение марша постепенным ослаблением звука. Под марш дети идут по кругу, им дают инструкцию: “Как только музыка заиграет тише – выходите из зала”. В момент затихания дети постепенно выходят, музыка звучит все тише и тише, пока последний ребенок не выйдет из зала.
Литература.
- Н.А.Ветлугина. “Музыкальное воспитание в детском саду”, Москва, 1981г.
- В.А.Гринер. “Логопедическая ритмика для дошкольников”, Москва, 1958г.
- И.Н.Малахова. “Первые шаги в мире звуков”, Москва, 1977г.
- С.И.Бекина, Т.П.Ломова, Е.Н.Соковнина. “Музыка и движение”, Москва, 1981г.
- Н.А.Ветлугина. “Музыкальный букварь”.
Л.Горбушина “Интонация и ее компоненты”. Дошкольное воспитание №5, Москва, 1977г.