Не для кого не секрет, что для современных учеников учитель – не единственный источник информации. Зато роль учителя, как организатора учебного процесса, стимулирующего развитие познавательного интереса, всестороннего развития учащихся, никто не оспаривает. Современные информационные технологии предлагают учителю широко использовать современные электронные информационно-коммуникативные подходы – аудио-, видео-, мультимедийные средства. Применение их в учебно-воспитательном процессе повышает эффективность обучения, делает его более наглядным, точнее информирует учеников о явлении или предмете. Вопросы, связанные с эффективным представлением учебной информации давно волнуют учителей и являются одними из важнейших проблем в обучении. А в связи с широким использованием информационных технологий в системе образования они приобрели особую значимость.
Известно, что всю информацию, которую воспринимает человек, делят на два класса:
- по воздействию на органы чувств: оптически-акустическая, оптически-осязательная и т.д.;
- по технической однородности: текстовая, акустическая, использующая изображения, цветовая.
Более того, экспериментально установлено, что при устном изложении материала обучающийся за минуту воспринимает и способен переработать до 1 тысячи условных единиц информации, а при “подключении” органов зрения до 100 000 таких единиц. Так как при одновременном воздействии нескольких раздражителей образуются временные связи между самими анализаторами, возникает ассоциация ощущений, что ведет к повышению эмоционального тонуса и уровня работоспособности.
Во время урока педагог пользуется определенным количеством материалов, которые в педагогике именуются средствами обучения. Наряду с живым словом учителя все эти материалы являются очень важным компонентом образовательного процесса. Использование средств обучения в образовательном процессе является необходимым условием наилучшего усвоения полученных знаний, поскольку позволяет задействовать практически все типы памяти. Составляющей частью средств обучения являются средства преподавания, которые подразделяются на печатные пособия, объемные пособия и проекционный материал. В качестве проекционного материала учителями используются, в частности, компьютерные презентации.
Утверждение о целесообразности использования различных типов информационного воздействия в педагогическом процессе подтверждается исследованиями в области психологии воздействия информации на человека. Современное общество перегружено потоком информации. Внимание современного ребенка невозможно привлечь ни статической картинкой, ни объемным наглядным пособием. Ему необходимо ощущать информацию максимально большим количеством органов чувств.
Именно поэтому компьютерные презентации стали такими популярными в процессе обучения. Причем презентации одинаково хорошо вписываются в разные этапы работы над темой. Видео- или видеозвуковые эффекты компьютерной презентации оказывают влияние на два важнейших органа чувств – зрение и слух, что существенно повышает эффективность восприятия учебного материала. Воздействуя на органы чувств комплексом красок, звуков, словесных интонаций, они вызывают многообразные ощущения.
Я уже давно в своей работе прибегаю к компьютерным презентациям. Учитывая уже имеющийся у учеников опыт владения одним иностранным языком (английским), имеющиеся у них речевые возможности и, главным образом, потребности, я уже на начальном этапе обучения (французский язык у нас в гимназии начинают изучать с 5-го класса) пытаюсь ввести большее количество лексических единиц и речевых образцов, чем дает учебник. И здесь мне очень помогают компьютерные презентации. Не надо думать, что такая презентация является материалом изолированным, единожды представленным. Отнюдь. Она логически вплетается в любую тему, дополняя ее, расширяя лексический запас учащихся, позволяя “разговорить” ученика.
Причем подходов к показу компьютерной презентации может быть множество: единовременный показ в качестве расширения общего кругозора или вызова, разбивка презентации на составные части и поэтапное ее представление в качестве рабочего материала на нескольких уроках. Как действовать, учитель определяет сам. Главное, чтобы компьютерная презентация способствовала лучшему усвоению учащимися нового материала или закреплению материала уже изученного. Презентация дает возможность проявить себя всем: визуалам, аудиовизуалам и кинестетикам. Ведь, именно компьютерная презентация дает возможность учителю в процессе обучения задействовать (по возможности) все три типа модальности восприятия. А значит каждый ученик сможет прочувствовать ситуацию успеха.
Работая по учебнику Береговской Э.М. “Синяя птица. 5 класс”, тему “Времена года” я начинаю презентовать практически на начальном этапе, когда еще до конца не изучены все правила чтения.
Учебная задача данной презентации – на основе знакомства с произношением и чтением буквосочетания –ai–, ввести и закрепить речевые образцы по теме “Времена года. Осень”.
Презентация имеет 17 слайдов и звуковое сопровождение, составленное из произведений П.И. Чайковского “Времена года”. В ходе презентации вводятся и отрабатываются речевые образцы с буквосочетанием –ai–, кроме того повторяются и другие правила чтения. Последние слайды, через имеющиеся наводящие вопросы, отводятся для закрепления изученного материала и, в конечном счете, для самостоятельного высказывания по теме.
Надеюсь, что данная презентация поможет начинающим учителям, а для более опытных станет толчком для новых поисков и открытий. Желаю успеха!