Опыт работы дошкольного отделения по профилактике дорожно-транспортного травматизма с детьми дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


С каждым годом интенсивность движения транспорта увеличивается. В связи с этим особое значение придается обеспечению безопасности на дорогах. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача воспитателей и родителей – воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.

Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания.

В связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового  “Закона об образовании в Российской Федерации” дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остаётся в отличие от общего образования необязательным, но существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка. Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного.

В ФГОСе Дошкольного образования от “17” октября 2013 г. № 1155, который вступил в действие с 1 января 2014 г. прописано  – нужно развивать мотивационную готовность к обучению, а не просто учить ребенка.

В основе Стандарта заложены основные принципы дошкольного образования, некоторые из которых целесообразно реализовывать именно посредством проектной деятельности:

содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; сотрудничество организации с семьёй;

формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

Для реализации практических задач сохранения здоровья и жизни детей, предупреждения дорожно-транспортных происшествий с их участием, существенное значение имеет своевременная и качественная подготовка ребенка к условиям безопасного дорожного движения. Работа по обучению правилам дорожного движения в нашем дошкольном отделении осуществляется по Всероссийскому образовательному стандарту "Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах".

В своей работе мы активно используем проектный метод обучения.

Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. Поэтому и в работе по профилактики дорожно- транспортного травматизма мы активно применяем проектную деятельность с содержанием одного из наших проектов мы бы и хотели вас познакомить.

План проектных мероприятий с детьми

№ п/п Содержание работы Сроки Ответственный
1. Серия занятий “Я – пешеход” В ходе реализации проекта Педагоги
2. “Минутка безопасности” Педагоги
3. Проведение тематических недель:
“Светофор и перекресток”
“В гостях у дорожных знаков” и т.д.
Старший воспитатель, педагоги
4. Видео экскурсия “По улицам города” Педагоги
5. Встречи с сотрудниками ГИБДД Педагоги
6. Просмотр спектакля “Школа пешеходных наук”. Заведующая, старший воспитатель
7. Конкурсы детского творчества:
“Городской транспорт”
“Мы – пешеходы”
Воспитатель, музыкальный руководитель, педагоги дополнительного образования
8. Изготовление книжек-самоделок “Дорожная сказка” Педагоги
9. Просмотр DVD фильмов “Азбука безопасности” Педагоги
10. Развлечение “В гостях у дорожных знаков” (игры, ребусы, загадки) Педагоги
11. Развлечение “Поле чудес” Воспитатель, музыкальный руководитель, педагоги дополнительного образования
12. Чтение художественной литературы по теме   Педагоги
13. Мониторинг ЗУН детей по ПДД В конце учебного года Педагоги

 

План проектных мероприятий с родителями

№ п/п Содержание работы Сроки Ответственный
1. Педагогическое просвещение родителей посредством проведения:

Родительских собраний (с приглашением сотрудников ГБДД);

Устного журнала “Родителям о безопасности дорожного движения”

Издательства буклетов “Письмо водителю”;

Дней открытых дверей;

Показа открытых мероприятий.

В ходе реализации проекта Старший воспитатель, воспитатели групп, музыкальный руководитель, специалисты
2. Проведение консультаций:

“Как научить ребенка не попадать в типичные дорожные ловушки”

“Этого могло не случиться”

“Улица требует к себе уважения”

1 раз в квартал Педагоги
3. Оформление в родительских уголках рубрики “Правила дорожные знать каждому положено”, “Внимание – дорога”, “Ребенок в машине” 1 раз в квартал Педагоги
4. Анкетирование родителей “Я и мой ребенок на улице ”   Педагоги
5. Социологический опрос Вначале проекта и в заключении Педагоги
6. Тренинг “Как учить правилам движения” В ходе реализации проекта Педагоги, инспектор ГИБДД
7. Выставка семейного творчества “Будьте осторожны!” В ходе реализации проекта Педагоги
8. Конкурс семейных плакатов по ПДД В ходе реализации проекта Старший воспитатель, педагоги
9. Составление карты-схемы “Безопасный путь в детский сад” В ходе реализации проекта Педагоги
10. Викторина по ПДД В ходе реализации проекта Педагоги
11. Праздник “Дорожная азбука” В ходе реализации проекта Педагог, музыкальный руководитель, педагоги дополнительного образования
12. Фотовыставка “Пешеход на улице”, “Учим правила движения” В ходе реализации проекта Педагоги
13. Конкурс на лучшую семейную газету по пропаганде ПДД В ходе реализации проекта Педагоги

Содержание работы над проектом по этапам

Содержание деятельности Сроки Ответственные Результат
1. 2. 3. 4.
1-й - Подготовительный
Изучение нормативно-правовой базы

Анкетирование родителей по проблеме

Информационный мониторинг (изучение работы ДОУ района по данной проблеме)

“Банк идей” (поиск, изучение эффективных технологий и методик в области обучения детей правилам безопасного поведения на дороге)

Разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций по проблеме

Сентябрь – октябрь Руководитель проекта Создание нормативно-правовой и методической базы, для реализации проекта и обеспечением необходимой информацией родителей
Укрепление материально-технической базы:

- приобретение пособий, новых игр;

В ходе реализации проекта Воспитатели всех групп, администрация ДОУ. Укрепление материально-технической базы
Рассматривание плакатов по безопасности дорожного движения с родителями на родительском собрании. В ходе реализации проекта Воспитатели Систематизация знаний детей и их родителей по ПДД
Составление примерного перспективного планирования работы с детьми В ходе реализации проекта Воспитатели Систематизация знаний детей, закрепление с детьми правил дорожного движения
Чтение произведений, рассматривание иллюстраций к ним: Дружинина М. “Наш друг светофор”; “Правила поведения на улице”; “Правила езды на велосипеде”; Иванов А. “Азбука безопасности”; Кривицкая А. “Тайны дорожных знаков”, Серяков И. “Улица полна неожиданностей” И т.д. В ходе реализации проекта Воспитатели Закрепление с детьми правил дорожного движения через художественное слово
Изготовление с детьми и родителями атрибутов для сюжетно-ролевых игр: “Полиция”, “Механики”, “Водители и пешеходы”, В ходе реализации проекта Воспитатели Пополнение предметно-развивающей среды, закрепление с детьми и родителями ПДД
Выпуск листовки “Правила езды на самокате и велосипеде” ноябрь Руководитель проекта Информированность родителей
Родительское собрание “Как знакомить детей с правилами дорожного движения”:

- выступление инспектора ГИБДД;

- решение проблемных ситуаций, возникающих на дорогах;

- дискуссия между родителями, педагогами и инспектором ГИБДД,

В начале учебного года Администрация ДОУ, воспитатели групп Закрепление знаний родителей о правилах дорожного движения
2-й – Основной
1. 2. 3. 4.
Семейные конкурсы:

- Конкурс авторских стихов:

- фотоконкурс “Образцовые пешеходы” - конкурс на лучшую газету по пропаганде ПДД;

- конкурс на лучшую план-схему “Безопасный путь в детский сад”.

 

декабрь

 

февраль

 

 

Воспитатели групп Воспитание у детей интереса к изучению правил дорожного движения, развитие творческих способностей, закрепление знаний ПДД.
- “Улицы города” - видео экскурсия по улицам города;

- “Ай - да, зебра” - видео экскурсия к пешеходному переходу “Перекресток” - видео экскурсия по улицам района.

По плану педагога Воспитатели групп Закрепление умений различать дорожные знаки, ориентироваться на дороге.
Акция “Письмо и подарок водителю” В ходе реализации проекта Руководитель проекта Знакомство детей с водителями транспортных средств, активизация внимания водителей во время движения транспортного средства.
“Случай на дороге” - тренинговая игра с сюжетно-ролевым действием В ходе реализации проекта Воспитатель группы, педагог-психолог Закрепление умения различать и оценивать собственное поведение в транспорте и на дороге
“Красный, желтый, зеленый” - физкультурное развлечение. В ходе реализации проекта Инструктор по физическому воспитанию Воспитание умения демонстрировать свои физические возможности, проявлять усердие
Праздник – конкурс “Дорожная азбука” с привлечением инспектора ГИБДД . В ходе реализации проекта Воспитатель группы, музыкальный руководитель Закрепление умений различать дорожные знаки, активизация сотрудничества родителей, детей, педагогов и сотрудников ГИБДД.
Освещение работы по проекту в средствах массовой информации. В ходе реализации проекта Руководитель проекта, старший воспитатель, инспектор ГИБДД Привлечение внимания к проблеме детского травматизма, необходимости изучения ПДД всех участников дорожного движения.
Конкурс детского рисунка “Ремень безопасности” В ходе реализации проекта Руководитель проекта Закреплений знаний детей поведения в автомобиле и мер предосторожности от опасности
Ознакомление педагогов ДОУ района (метод объединение) с результатами работы над проектом В ходе реализации проекта Руководитель проекта Обмен опытом
1. 2. 3. 4.
3-й - Заключительный
Проведение детско-родительской викторины

“Лучший пешеход”

Апрель Руководитель проекта, музыкальный руководитель Закрепление знаний по правилам дорожного движения у детей и их родителей
Проведение итогового родительского собрания по результатам работы над проектом Май Руководитель проекта

Воспитатели групп.

аналитическая справка по итогам работы над проектом
Презентация проекта Май Руководитель проекта Материалы по опыту работы по данному направлению.