С каждым годом интенсивность движения транспорта увеличивается. В связи с этим особое значение придается обеспечению безопасности на дорогах. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача воспитателей и родителей – воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.
Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания.
В связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового “Закона об образовании в Российской Федерации” дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остаётся в отличие от общего образования необязательным, но существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка. Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного.
В ФГОСе Дошкольного образования от “17” октября 2013 г. № 1155, который вступил в действие с 1 января 2014 г. прописано – нужно развивать мотивационную готовность к обучению, а не просто учить ребенка.
В основе Стандарта заложены основные принципы дошкольного образования, некоторые из которых целесообразно реализовывать именно посредством проектной деятельности:
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; сотрудничество организации с семьёй;
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
Для реализации практических задач сохранения здоровья и жизни детей, предупреждения дорожно-транспортных происшествий с их участием, существенное значение имеет своевременная и качественная подготовка ребенка к условиям безопасного дорожного движения. Работа по обучению правилам дорожного движения в нашем дошкольном отделении осуществляется по Всероссийскому образовательному стандарту "Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах".
В своей работе мы активно используем проектный метод обучения.
Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. Поэтому и в работе по профилактики дорожно- транспортного травматизма мы активно применяем проектную деятельность с содержанием одного из наших проектов мы бы и хотели вас познакомить.
План проектных мероприятий с детьми
№ п/п | Содержание работы | Сроки | Ответственный |
1. | Серия занятий “Я – пешеход” | В ходе реализации проекта | Педагоги |
2. | “Минутка безопасности” | Педагоги | |
3. | Проведение тематических недель: “Светофор и перекресток” “В гостях у дорожных знаков” и т.д. |
Старший воспитатель, педагоги | |
4. | Видео экскурсия “По улицам города” | Педагоги | |
5. | Встречи с сотрудниками ГИБДД | Педагоги | |
6. | Просмотр спектакля “Школа пешеходных наук”. | Заведующая, старший воспитатель | |
7. | Конкурсы детского творчества: “Городской транспорт” “Мы – пешеходы” |
Воспитатель, музыкальный руководитель, педагоги дополнительного образования | |
8. | Изготовление книжек-самоделок “Дорожная сказка” | Педагоги | |
9. | Просмотр DVD фильмов “Азбука безопасности” | Педагоги | |
10. | Развлечение “В гостях у дорожных знаков” (игры, ребусы, загадки) | Педагоги | |
11. | Развлечение “Поле чудес” | Воспитатель, музыкальный руководитель, педагоги дополнительного образования | |
12. | Чтение художественной литературы по теме | Педагоги | |
13. | Мониторинг ЗУН детей по ПДД | В конце учебного года | Педагоги |
План проектных мероприятий с родителями
№ п/п | Содержание работы | Сроки | Ответственный |
1. | Педагогическое просвещение
родителей посредством проведения: Родительских собраний (с приглашением сотрудников ГБДД); Устного журнала “Родителям о безопасности дорожного движения” Издательства буклетов “Письмо водителю”; Дней открытых дверей; Показа открытых мероприятий. |
В ходе реализации проекта | Старший воспитатель, воспитатели групп, музыкальный руководитель, специалисты |
2. | Проведение консультаций: “Как научить ребенка не попадать в типичные дорожные ловушки” “Этого могло не случиться” “Улица требует к себе уважения” |
1 раз в квартал | Педагоги |
3. | Оформление в родительских уголках рубрики “Правила дорожные знать каждому положено”, “Внимание – дорога”, “Ребенок в машине” | 1 раз в квартал | Педагоги |
4. | Анкетирование родителей “Я и мой ребенок на улице ” | Педагоги | |
5. | Социологический опрос | Вначале проекта и в заключении | Педагоги |
6. | Тренинг “Как учить правилам движения” | В ходе реализации проекта | Педагоги, инспектор ГИБДД |
7. | Выставка семейного творчества “Будьте осторожны!” | В ходе реализации проекта | Педагоги |
8. | Конкурс семейных плакатов по ПДД | В ходе реализации проекта | Старший воспитатель, педагоги |
9. | Составление карты-схемы “Безопасный путь в детский сад” | В ходе реализации проекта | Педагоги |
10. | Викторина по ПДД | В ходе реализации проекта | Педагоги |
11. | Праздник “Дорожная азбука” | В ходе реализации проекта | Педагог, музыкальный руководитель, педагоги дополнительного образования |
12. | Фотовыставка “Пешеход на улице”, “Учим правила движения” | В ходе реализации проекта | Педагоги |
13. | Конкурс на лучшую семейную газету по пропаганде ПДД | В ходе реализации проекта | Педагоги |
Содержание работы над проектом по этапам
Содержание деятельности | Сроки | Ответственные | Результат |
1. | 2. | 3. | 4. |
1-й - Подготовительный | |||
Изучение нормативно-правовой
базы Анкетирование родителей по проблеме Информационный мониторинг (изучение работы ДОУ района по данной проблеме) “Банк идей” (поиск, изучение эффективных технологий и методик в области обучения детей правилам безопасного поведения на дороге) Разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций по проблеме |
Сентябрь – октябрь | Руководитель проекта | Создание нормативно-правовой и методической базы, для реализации проекта и обеспечением необходимой информацией родителей |
Укрепление
материально-технической базы: - приобретение пособий, новых игр; |
В ходе реализации проекта | Воспитатели всех групп, администрация ДОУ. | Укрепление материально-технической базы |
Рассматривание плакатов по безопасности дорожного движения с родителями на родительском собрании. | В ходе реализации проекта | Воспитатели | Систематизация знаний детей и их родителей по ПДД |
Составление примерного перспективного планирования работы с детьми | В ходе реализации проекта | Воспитатели | Систематизация знаний детей, закрепление с детьми правил дорожного движения |
Чтение произведений, рассматривание иллюстраций к ним: Дружинина М. “Наш друг светофор”; “Правила поведения на улице”; “Правила езды на велосипеде”; Иванов А. “Азбука безопасности”; Кривицкая А. “Тайны дорожных знаков”, Серяков И. “Улица полна неожиданностей” И т.д. | В ходе реализации проекта | Воспитатели | Закрепление с детьми правил дорожного движения через художественное слово |
Изготовление с детьми и родителями атрибутов для сюжетно-ролевых игр: “Полиция”, “Механики”, “Водители и пешеходы”, | В ходе реализации проекта | Воспитатели | Пополнение предметно-развивающей среды, закрепление с детьми и родителями ПДД |
Выпуск листовки “Правила езды на самокате и велосипеде” | ноябрь | Руководитель проекта | Информированность родителей |
Родительское собрание “Как
знакомить детей с правилами дорожного
движения”: - выступление инспектора ГИБДД; - решение проблемных ситуаций, возникающих на дорогах; - дискуссия между родителями, педагогами и инспектором ГИБДД, |
В начале учебного года | Администрация ДОУ, воспитатели групп | Закрепление знаний родителей о правилах дорожного движения |
2-й – Основной | |||
1. | 2. | 3. | 4. |
Семейные конкурсы: - Конкурс авторских стихов: - фотоконкурс “Образцовые пешеходы” - конкурс на лучшую газету по пропаганде ПДД; - конкурс на лучшую план-схему “Безопасный путь в детский сад”. |
декабрь
февраль
|
Воспитатели групп | Воспитание у детей интереса к изучению правил дорожного движения, развитие творческих способностей, закрепление знаний ПДД. |
- “Улицы города” - видео
экскурсия по улицам города; - “Ай - да, зебра” - видео экскурсия к пешеходному переходу “Перекресток” - видео экскурсия по улицам района. |
По плану педагога | Воспитатели групп | Закрепление умений различать дорожные знаки, ориентироваться на дороге. |
Акция “Письмо и подарок водителю” | В ходе реализации проекта | Руководитель проекта | Знакомство детей с водителями транспортных средств, активизация внимания водителей во время движения транспортного средства. |
“Случай на дороге” - тренинговая игра с сюжетно-ролевым действием | В ходе реализации проекта | Воспитатель группы, педагог-психолог | Закрепление умения различать и оценивать собственное поведение в транспорте и на дороге |
“Красный, желтый, зеленый” - физкультурное развлечение. | В ходе реализации проекта | Инструктор по физическому воспитанию | Воспитание умения демонстрировать свои физические возможности, проявлять усердие |
Праздник – конкурс “Дорожная азбука” с привлечением инспектора ГИБДД . | В ходе реализации проекта | Воспитатель группы, музыкальный руководитель | Закрепление умений различать дорожные знаки, активизация сотрудничества родителей, детей, педагогов и сотрудников ГИБДД. |
Освещение работы по проекту в средствах массовой информации. | В ходе реализации проекта | Руководитель проекта, старший воспитатель, инспектор ГИБДД | Привлечение внимания к проблеме детского травматизма, необходимости изучения ПДД всех участников дорожного движения. |
Конкурс детского рисунка “Ремень безопасности” | В ходе реализации проекта | Руководитель проекта | Закреплений знаний детей поведения в автомобиле и мер предосторожности от опасности |
Ознакомление педагогов ДОУ района (метод объединение) с результатами работы над проектом | В ходе реализации проекта | Руководитель проекта | Обмен опытом |
1. | 2. | 3. | 4. |
3-й - Заключительный | |||
Проведение детско-родительской
викторины “Лучший пешеход” |
Апрель | Руководитель проекта, музыкальный руководитель | Закрепление знаний по правилам дорожного движения у детей и их родителей |
Проведение итогового родительского собрания по результатам работы над проектом | Май | Руководитель проекта Воспитатели групп. |
аналитическая справка по итогам работы над проектом |
Презентация проекта | Май | Руководитель проекта | Материалы по опыту работы по данному направлению. |