Цели:
Образовательные:
- Познакомить с обитателями подводного мира в морях и океанах, реках, озёрах, аквариуме;
- Закрепить знания о геометрических фигурах;
- Закрепить знания о героях сказок.
Развивающие:
- Развивать связную речь, коммуникативные навыки;
- Развивать психические процессы (память, внимание, мышление);
- Развивать мелкую и общую моторику.
Воспитательные:
- Формировать положительное отношение к достопримечательностям родного края;
- Формировать умение внимательно слушать.
Оборудование: презентация, простые карандаши, картинки для обводки рыбок.
Ход занятия
I. Организационный момент
- Ребята, вы любите путешествовать? Где вы уже путешествовали? Сегодня на занятии мы с вами совершим необычное путешествие. А куда вы должны догадаться. Закройте глаза и внимательно послушайте. (Слайд 1 - шум моря). Да сегодня мы совершим путешествие по подводному миру.
II. Основная часть
- Кто живёт в воде? (рыбы) Посмотрите на картинки и скажите, где обитают рыбы? (Слайд 2:если дети умеют читать, то на картинках – подсказки) Сегодня на занятии мы с вами будем путешествовать по разным водным стихиям: морям и океанам, рекам, озеру Байкал и познакомимся с обитателями аквариумов.
Слайд 3.
Начнём наше путешествие с морей и океанов. Посмотрите на картинку, кто самый большой обитатель? Если в море виден фонтанчик воды – это КИТ, самое большое животное в мире. Но вообще кит – не рыба, хотя и живет в воде. Дышит он не жабрами, а лёгкими. Детёныши кита кормятся молоком. У одних китов есть зубы, у других – нет. У беззубых вместо зубов – усы.
КАСАТКА и КАШАЛОТ зубатые киты. Касатка – прожорливый хищник, нападает на мелких и крупных животных. Её даже сами киты боятся.
Слайд 4.
ДЕЛЬФИНЫ – самые умные морские животные. Больного или раненого дельфина товарищи подхватывают с двух сторон и поддерживают на поверхности. Так дельфины спасают и людей. Дрессированные дельфины выступают в морских цирках.
Слайд 5.
АКУЛУ недаром называют грозой морей. Это большие, быстрые и зубастые рыбы. Зубы у акул – в шесть рядов и острые, как пила!
Акулы распугивают и уничтожают рыбу, рвут сети, случается, набрасываются на дельфинов и китов. Очень опасны БЕЛАЯ, ТИГРОВАЯ АКУЛЫ, АКУЛА-МОЛОТ.
Но не все акулы хищники. Самая большая из акул – КИТОВАЯ – человека не трогает. Длина китовой акулы – до 20 метров. Ест она зоопланктон и для людей не опасна.
Слайд 6.
Жизнь в океане разнообразна. Она кипит и у самого берега, и в открытом пространстве, и в глубокой пучине. Вот плывет ПРИЛИПАЛА. Вернее не плывет, а едет. Пришлёпнется своим спинным плавником-присоской к животу акулы и путешествует вместе с ней, собирая остатки корма, – отлипнет, поест и ждет себе другого извозчика.
Слайд 7.
Многие рыбы получили название за форму тела. РЫБА-ПИЛА, например, – за длинный, усаженный острыми зубцами костяной нос. С его помощью рыба добывает себе корм.
Стремительно мчится РЫБА-МЕЧ. Ударом своего меча – костяного выроста на носу – она может пробить борт шлюпки.
Слайд 8.
Иногда название рыбам дают за поведение.
РЫБКИ-ПРЫГУНЫ выпрыгивают из воды и, ловко отталкиваясь хвостом, скачут по берегу, охотятся за небольшими крабами и насекомыми, залезают на кусты.
ЛЕТУЧАЯ РЫБКА при виде хищника разгоняется, выпрыгивает из воды, расправляет в воздухе плавники-крылья и летит над волнами довольно далеко – от 100 до 400 метров.
Слайд 9.
Плоская, как блин, КАМБАЛА всегда лежит на дне. Отыскать ее очень трудно: она постоянно меняет цвет. На желтом песке становится желтой, на темном иле – потемнеет, на пестрых камнях будет пестрой.
В теле ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО СКАТА спрятано что-то вроде живых батареек. Каждая в отдельности слабенькая, а вместе дают довольно сильный ток.
Слайд 10.
В зарослях коралловых рифов плавают яркие, словно бабочки, РЫБЫ КОРАЛЛОВЫХ РИФОВ.
Даже цветы в море растут. Лепестки – это щупальца, жгучие, как крапива. В середине чашечки – рот. И не цветы это вовсе, а морские животные – АКТИНИИ. Зазевается рыбка – мигом попадет актинии на обед.
Слайд 11.
Мы с вами путешествовали по подводному царству море и океанов. А вы помните, как зовут морского царя в сказке “Русалочка”? (Тритон) Отгадайте его загадки.
- У нее во рту пила.
- У нее во рту пила.
- Под водой живет народ,
- Люд морской встревожен:
Под водой она жила
Всех пугала, всех глотала,
А теперь в котел попала. (рыба-пила)
Под водой она жила
Всех пугала, всех глотала,
А теперь в котел попала. (сом)
Ходит задом наперед. (рак)
Меч плывет без ножен. (рыба-меч)
Письменная работа
- С загадками вы справились. Следующее задание от дочери Тритона – Русалочки. Перед вами лежат картинки, но они нарисованы точками и их плохо видно. Соедините все точки, чтобы картинка стала яркой, а дома раскрасите. “Рисунок !”
Слайд 12.
- Наши пальчики устали и пора им отдохнуть. Пальчиковая гимнастика “Акула”.
Слайд 13.
А сейчас я предлагаю вернуться и начать путешествие по рекам.
Слайд 14.
ГОРБУША – рыба-путешественница. Пока растет – плавает по морям. Но когда придет время откладывать икру, горбуша изо всех сил устремиться в речку, где когда-то родилась сама. Долог и труден ее путь – через водопады, мели и перекаты, порой ползком на брюхе добирается рыба до родной протоки или ручья. Прибудет на место, выроет ямку, отложит икру. А сама, обессиленная, погибнет. Мальки горбуши, когда появятся из икринок, скатятся по реке в океан.
Слайд 15.
ПИРАНЬЯ – с виду безобидная рыбка с мощными, как у бульдога, челюстями, усаженными крепкими, острыми зубами. Пиранья вмиг перекусит палку толщиной с палец, да и сам палец не пожалеет. Если пиранья встретят плывущего кабана или быка, оставят от него груду обглоданных костей. Вот такие рыбки водятся в реках Бразилии.
Слайд 16.
- А вы знаете как размножаются рыбы? Весной рыбы мечут ИКРУ. Каждая икринка – это яйцо рыбы. Из икринок выклевываются крошечные детки-мальки. Некоторые рыбки оставляют икринки на водорослях, камнях и корягах. КОЛЮШКА, например, строит гнездо из травы, БЫЧОК выкапывает под камнем норку, а МАКРОПОД и ГУРАМИ делают гнезда из пузырьков воздуха.
Слайд 17.
- ЁРШ чем-то напоминает ежа – такой же колючий. Ёрш очень живуч: бросишь его на лёд – замерзнет, а в тепле оттает и вновь поплывет.
КАРАСЬ неприхотлив. Может жить в стоячей воде. Ест всё подряд. Когда-то на востоке карасей держали в вазах с водой для украшения дома.
КРАСНОПЁРКА привлекает внимание своими красными плавничками. Поэтому так и называется.
Слайд 18.
- ЛИНЬ на суше покрывается пятнами, какими-то лохмотьями. Это слизь на нем твердеет, шелушится и отпадает. За способность линять рыба и получила название.
- ЩУКУ рыбаки прозвали речным волком. Но есть еще одно прозвище у щуки – речной санитар. В первую очередь она нападает на больных рыб и тем очищает водоемы, не дает распространиться болезням.
- Как вы думаете, для чего щуке нужна зелёная чешуя с с тёмными полосами и пятнами? (чтобы речные рыбы не заметили хищницу среди водорослей). Опишите эту рыбу так, чтобы было понятно, какая она. (зелёная, злая, хищная, зубастая, речная, гладкая, скользкая ...)
Слайд 19.
- Молодцы, вот и подошло к концу наше речное путешествие. Чтобы продолжить путешествие нужно выполнить задание: отгадайте из каких сказок эти рыбы?
Слайд 20.
- Возвращаемся.
Слайд 21.
- Отгадайте загадку
Необычная река,
которая никуда не течет,
со стеклянными берегами.
АКВАРИУМ
Аквариум – частичка подводного мира, который перенесли в дом.
Слайд 22.
- Смотришь, как тянется вверх изумрудная зелень, проплывают разноцветные рыбки – голубые НЕОНЫ, алые БАРБУСЫ, прозрачные ВУАЛЕХВОСТЫ, серебристые СКАЛЯРИИ, глазастые ЗВЕЗДОЧЕТЫ и ТЕЛЕСКОПЫ, словно вышедшие из сказки ЗОЛОТЫЕ РЫБКИ – и отдыхаешь. Люди вывели огромное множество аквариумных рыбок.
Слайд 23.
- Посмотрите на аквариумы и скажите, какой формы их стенки?
Слайд 24.
- Подошло к концу наше знакомство с обитателями аквариумов. Возвращаемся обратно.
Динамическая пауза. И прежде, чем продолжить наше путешествие давайте превратимся в летучую рыбу. Встаньте у своих мест и повторяйте за мной
Я летучая, прыгучая, Дети подпрыгивают на месте,
Улетела бы за тучу я. Дети взмахивают руками, как крыльями.
Да соскучилась бы вскоре -
До того люблю я море. Дети изображают, что плывут.
Слайд 25.
- Продолжится наше путешествие на озере Байкале.
Байкал - это самое глубокое озеро на земном шаре. Байкал- это самое чистое на земле естественное хранилище пресной питьевой воды. Вы знаете, что такое пресная питьевая вода? Байкальская вода воистину живая. В мире больше не сохранилось таких огромных открытых водоемов с пресной водой, пригодных для розлива питьевой воды. Большинство видов животных и растений, живущих, в озере больше нигде в мире не встречаются. Байкал – одно из древнейших озер планеты, его возраст определяется учеными в 25 – 30 миллионов лет
Слайд 26.
- В Байкал впадает более 300 рек и речушек, и из атмосферы в течение года попадает очень много осадков. Чистота байкальской воды обеспечивается жизнедеятельностью его уникального животного и растительного мира. Особую роль в очистке воды играют мельчайшие рачки – ЭПИШУРЫ. В поисках корма они пропускают через собственный организм сотни кубометров воды. Вместе с пищей в теле ЭПИШУРЫ остаются загрязняющие вещества.
Слайд 27.
Новое слово – ЭНДЕМИКИ. Кто знает, что оно обозначает?
ЭНДЕМИКИ – это животные и растения, которые произрастают или проживают только на определённом участке земного шара и больше нигде. То есть уникальные животные или растения, живущие только на определенной территории. Наиболее известные эндемики озера Байкал — байкальская нерпа, байкальский омуль и голомянка.
Слайд 28.
- ОМУЛЬ – эндемик, деликатесная рыба Байкала.
В озере живут 4 вида омуля:
- селенгинский,
- чивыркуйский,
- северобайкальский,
- посольский.
Живет более 10-12 лет. Длина тела достигает 48 см., масса тела 1-2 кг.
Слайд 29.
- ГОЛОМЯНКА – это рыбка, живородящее чудо Байкала. Она не имеет чешуи, а сквозь тонкую кожу хорошо просвечивает скелет. Голомянка в отличие от всех других рыб, живущих в Байкале, рождает живых личинок, которые сразу же после появления на свет способны питаться эпишурой, мальками рачков
Слайд 30.
Последнее задание на внимание. Загадка, чего нет у голомянки?
У родителей и деток
Вся одежда из монеток. (чешуя)
Слайд 30.
- Как называется занятие, когда человек ловит рыбу? (рыбалка) Посмотрите на эти предметы и назовите, что нужно для рыбалки. Объясните почему
III. Итог занятия
Вот и подошло к концу наше путешествие. Что вам понравилось или запомнилось больше всего? Вы, молодцы, прекрасно справились со всеми заданиями.