Нетрадиционные методы как одно из направлений коррекции речи детей с ОНР

Разделы: Логопедия


Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формулирует взгляды и убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира.

Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени - ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребёнка.

Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отражаются на его деятельности и поведении. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняются их общение с людьми.

Речевая запущенность ярко проявляется при поступлении детей в школу.

Анализ научной литературы по проблеме речевой патологии, ее этиологии и социальной адаптации детей логопатов, статистические данные нашего МБДОУ, свидетельствуют о том, что положение детей в современной России вызывают тревогу у общественности.

В современных условиях возникла новая педагогическая ситуация, связанная с качественным изменением контингента детей в детском саду, что, в свою очередь требует пересмотра традиционных путей организации коррекционно-образовательного процесса.

В настоящий момент существует множество разнообразного практического материала, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка.

В специальных журналах, в различных методических и научно-популярных изданиях дефектологи, логопеды, педагоги и психологи представляют новые нетрадиционные формы работ с детьми-логопатами в дополнении к академическим методам. Над этими работами трудились такие авторы как М.А.Поваляева, М.И.Чистякова, Е.А.Пожиленко, Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, Т.М.Грабенко и другие.

Одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка, является Су-Джок терапия. В исследованиях южнокорейского профессора Пак Чже Ву, разработавшего Су-Джок терапию, обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, руки и ноги человека с телом человека и т.д.) Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка.

Главные достоинства Су-Джок терапии:

- высокая эффективность;

- абсолютная безопасность применения;

- универсальность метода; доступность для каждого человека;

- простота применения.

В исследованиях ученых Института физиологии детей и подростков АПН М.М. Кольцовой, Е.И. Исениной отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью сформированности у него пальцевой моторики.

В литературе последних лет описаны приемы развития мелкой моторики у детей (с задержкой речевого развития – Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б., с заиканием – Белякова Л.И., Рычкова Н.А., с дизартией – Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В.). Все авторы отмечают взаимозависимость речевой и моторной деятельности, стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев. Новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика.

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

Развивать координацию и мелкую моторику можно в одной из форм естественной активности ребенка. Так как неотъемлемая часть детства проходит в игре с песком можно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия.

В России песочная терапия получила распространение сравнительно недавно. Метод sandplay (дословно - песочная игра) пока мало известен в России. Это необычная техника, благодаря которой ребенок строит собственный мир в миниатюре из песка и небольших фигурок.

Песочная терапия - это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия.

Возможность самовыражения в песочной терапии не ограничена словами. Это важно для многих из нас. Особенно это может помочь тем, кому по каким-то причинам трудно облегчить свои переживания в слова – например, тем, чьи переживания настолько остры и болезненны, что соприкасаться с ними напрямую тяжело, детям, еще пока не чувствующим себя непринужденно в мире слов.

Создавая сам или с помощью педагога свой мир на песке, ребенок чувствует себя волшебником: он не боится что-то менять, ломать старое или строить новое. А педагог может быть уверен: если в “песочном царстве” все спокойно, то и на душе у ребенка покой и гармония.

А если учесть, что песок обладает замечательным свойством “заземлять” негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Иными словами, использование песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно-терапевтический эффект. Причем сегодня уже можно говорить о таком эффекте по отношению не только к нормально развивающимся детям, но и к их сверстникам с особенностями развития.

Наличие миниатюрных фигурок и определенной последовательности организации работы позволяет говорить о песочной терапии как о методе, обладающем достаточной универсальностью для использования в психотерапевтической, психологической и педагогической практике.

Контингент дошкольников с общим недоразвитием речи составляют, прежде всего дети, с остаточными поражениями центральной нервной системы (или проявлениями перинатальной энцефалопатии), что обусловливает частое сочетание у них стойкого речевого дефекта и различных отклонений в психологической деятельности.

В связи со значительным ростом, речевой патологии актуальным остается поиск новых эффективных путей коррекции сложных речевых дефектов, использование инновационных технологий, способствующих развитию более быстрых компенсаторных возможностей детского организма.

Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обусловливающим успешную социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка. На сегодняшний день в научных исследованиях содержатся убедительные данные, подтвержденные практикой, о том, что наибольшие педагогические возможности для преодоления недостатков в развитии речи ребенка имеют период раннего дошкольного возраста, т.к. в этот период психика наиболее пластична.

Становится очевидной проблема ранней диагностики и коррекции речи детей с ОНР. При работе с детьми с ОНР необходим комплексный подход. Это предполагает согласованную работу разных специалистов: логопеда, психолога, воспитателя, инструктора по ФИЗО, педагога ИЗО Работать с детьми с ОНР обычными традиционными методами и приемами, мало. Такие дети требуют особой подготовки и терпения. Этим ребятам обязательно нужна мотивация, определенная заинтересованность, которая подогревает их интерес к работе. Исходя из результатов диагностики, наряду с традиционными методами и формами работы стали применяться и нетрадиционные.

Чтобы детям было интересно работать не только головой, но и руками была создана система работы с детьми подготовительной логопедической группы, которая включает в себя применение “песочной терапии”. Эта форма работы применялась как часть фронтальных занятий два раза в неделю. Частичный перенос логопедических занятий в песочницу, давал больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Во-первых, усиливалось желание ребят узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице развивалась тактильная чувствительность как основа "ручного интеллекта". В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развивались все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное - речь и моторика. В-четвёртых, совершенствовалась предметно-игровая деятельность, что способствовало развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков детей.

Опираясь на приёмы работы в педагогической песочнице, мы сделали традиционную методику по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия у детей более интересной, увлекательной, более продуктивной. Например, при знакомстве с буквой ребенок пишет ее на песке, и если не получилось, то это можно быстро переделать. Еще детям нравилось выкладывать на песке буквы различными предметами: фасолью, пуговицами, семечками, спичками, крупами, камушками и другим бросовым материалом. И как радовались они, когда все получалось. Например, игры “Выложи букву”, или “Найди предмет”, использовались при постановке или автоматизации определенного звука, классификации предметов на заданный звук и т.д. Параллельно использовалась биоэнергопластика.

Занятия артикуляционной гимнастикой по своим результатам подобны утренней зарядке: они усиливают кровообращение, укрепляют мышцы лица, развивают гибкость отдельных частей речевого аппарата; при этом развиваются координация движений и мелкая моторика рук. Приемы биоэнергоплатики использовались на утренней гимнастике (1,5-2 минуты), на фронтальных занятиях (2-3 минуты), на индивидуальных, чередовались в зависимости от этапов логопедической работы и тематики занятий. На первом занятии дети знакомились с упражнением для губ, языка или челюсти по стандартной методике, требующих правильного выполнения перед зеркалом. Рука ребенка в упражнение не вовлекалась. При этом показ сопровождался движением кисти одной руки.

На третьем-четвертом занятии и у детей подключалась к артикуляции движения сначала одной кисти ведущей руки. Постепенно подключалась вторая рука. Таким образом, ребенок выполнял артикуляционное упражнение или удерживал позу и одновременно движением обеих рук имитировал, повторял движение артикуляционного аппарата. Такая пальцево-речевая гимнастика продолжалась весь учебный год. Чтобы проследить за ритмичностью выполнения упражнений применялся счет, музыка, стихотворные строки. При этом двумя руками продолжал даваться четкий образец движения. Если у ребенка в силу каких-либо причин не получалось упражнение, то оно отрабатывалось индивидуально перед зеркалом.

Необходимо было постоянно следить, чтобы не было передозировки. Упражнения надо было давать малыми порциями, но делать их с оптимальной нагрузкой, большой амплитудой движений. Не давало эффекта небрежное, расслабленное выполнение упражнений. Особое внимание уделялось тренировке движений повышенной сложности, то есть таких, какие наши пальцы не делают в повседневной жизни. Параллельно осуществлялось применение Су-Джок.

Неоспоримыми достоинствами Су-Джока являются: высокая эффективность, полная безопасность, простота применения и универсальность.

Особо хочется отметить различные формы работы по использованию Су-Джок терапии:

- диагностика и стимуляция точек соответствия зон головного мозга и органов артикуляционного аппарата;

- профилактический ручной массаж;

- терапия с помощью зёрен, семян;

Игровой самомассаж с массажером проводится в виде 5-ти минутных упражнений между основными частями занятия (динамических пауз).

Дети очень любят играть в человечков: рисуют личико на большом пальце, обыгрывают сюжеты, знакомятся с простейшим строением человеческого организма.

Для того чтобы найти лечебную точку соответствия больному органу, было определено, как проецируется тело на кисть или стопу. Затем, происходило равномерное надавливание в предполагаемой зоне спичкой (неостро заточенным карандашом), определялось точное расположение лечебной точки соответствия.

При автоматизации звуков предлагалось ребёнку катать массажный шарик между ладонями, проговаривая стихотворный текст на автоматизацию звука.

Для характеристики гласных и согласных звуков работали с шариками трёх цветов: красного, синего и зелёного.

При делении слов на слоги дети также с увлечением пользовались массажными шариками. Так, ребёнок называл слог и брал по одному шарику из коробки, затем считал общее их количество.

Очень нравилась детям работа по сказкам. Совершая различные манипуляции с массажным шариком, ребёнок погружался в сказочный мир, и незаметно для себя совершенствовал навыки пространственной ориентации, развивал внимание, память.

Для создания успешной коррекционно-развивающей деятельности была установлена взаимосвязь логопеда с педагогами, и оно заключалось в логопедизации режимных моментов и занятий. Так, например, воспитатели в утреннее и вечернее время систематически развивали у детей мелкую моторику кисти и артикуляционного аппарата, используя также элементы песочной терапии, биоэнергопласти и Су Джока. Эта работа проводилась в игровой форме, с использованияем наглядного материала. Вместе с психологом проводилась психогимнастика, с музыкальным руководителем – логоритмика, инструктором по ФИЗО дыхательные и общеукрепяющие упражнения. При планировании работы, предусматривались индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия, а также использование элементов самостоятельной деятельности детей (например, самомассаж.)

По окончании учебного года было проведено повторное исследование для определения уровня речевого развития и развития мелкой моторики и готовности к овладению письмом дошкольников. Использовалось то же диагностическое пособие и те же диагностические методики. Их содержание было обновлено подобным речевым материалом, но суть заданий осталась прежней.

В результате анализа данных, полученных при диагностике, было выявлено, что дети допускали намного меньше ошибок. У детей повысилось умение объяснять значение слов с уменьшительно – ласкательным значением; понимание смысловых оттенков значений глаголов, образованных аффиксальным способом (т.е. с помощью приставок); понимание переносного значения прилагательных. При исследовании фонематического слуха отмечалось улучшение восприятия и умения произносить слоговые ряды в заданной последовательности; общее состояние фонематического слуха; умение определять количество звуков в слове. Качественно и количественно повысился объем словарного запаса, умение связно и грамматически верно излагать свой рассказ.

Повысилась мотивационная готовность детей к занятиям, поддерживающая положительный настрой дошкольников. Дети стали более усидчивыми, могли долго и сосредоточенно заниматься одним видом деятельности. Практически все родители осознав значимость решения речевых проблем, в течении учебного года включились в активную работу. Повысилась психологическая зрелость дошкольников.

Итоговая диагностика речи детей показала положительную динамику.

Применение системы нетрадиционных форм работы способствуют привлечению интереса детей, развитию артикуляционной и пальчиковой моторики, памяти, внимания, мышления; совершенствует координацию движений, расширяет словарный запас, а так же благотворительно воздействует на развитие речевой коммуникации дошкольников в целом.

Таким образом, вариативность использования в логопедической практике разнообразных нетрадиционных форм работы в коррекции речи детей с ОНР говорит о явных преимуществах: сократились сроки коррекционной работы, повысилось качество работы, снизились энергетических затраты, наладилась преемственность в работе всех заинтересованных в коррекции речи детей.

Приложение 1. <Перспективный план работы с детьми дошкольного возраста с использованием нетрадиционных форм коррекции речи детей с ОНР>

Приложение 2. <Использование нетрадиционных методов как одно из направлений коррекции речи детей с ОНР>