Программные задачи:
- закреплять умение определять местоположение звука в слове;
- упражнять в звуковом анализе слов;
- тренировать в конструировании букв, чтении слогов;
- развивать словарный запас, работать над лексическим значением слов.
Коррекционные задачи:
- формировать сенсорный опыт в направлении осязательного и зрительного обследования;
- развивать фиксацию взора, прослеживающую функцию взгляда, зрительное восприятие, мелкую моторику.
Материал и оборудование: три набора предметных картинок: мак, дом, самолет; диван, носки, сани; сом, осы, ведро; дидактическая игры: “Поезд”, “Зеркальное озеро”, “Где спряталась буква”, “Буквенный конструктор”; фишки для звукового анализа слов (красные, синие, зеленые); аудиозапись паровозного гудка и стука колес; аудиозапись “Музыка счастья”; карточки для самопроверки; сигнальные карточки, зрительные ориентиры – цветы на руку; фонарики по количеству детей; карточки со слогами; колокольчик.
Ход занятия
Воспитатель: Сегодня я расскажу вам сказку. В одном городе живут звуки. Некоторые из них можно легко пропеть. Как они называются? (Гласные звуки). Другие при произношении встречают преграды. Как они называются? (Согласные звуки). Третьи состоят из одного шума. Поэтому они целый день ворчат и шипят. Как они называются? (Шипящие звуки). В этом сказочном городе живет добрая волшебница. Она очень любит играть со звуками. В одну игру и мы поиграем.
Дидактическая игра с сигнальными карточками
Воспитатель: Волшебница покажет вам картинки и назовет изображенные на них предметы. Вы должны услышать, где – в начале, в середине или в конце слова находится звук [М] и просигналить карточкой. (Затем выясняют положение в словах звуков [И], [О]).
Воспитатель: Звуки из сказочного города любили путешествовать. У них даже был свой поезд с чудесными вагончиками. (Раздвигаются шторки на доске).
Дидактическая игра “Поезд”
Воспитатель: Сегодня отправятся в путешествие звуки из слов КОТ, ЛИСА, ЛОСЬ, СЛОН. Каждому звуку надо купить билет – синий, красный или зеленый. (В окно одного из вагончиков с кармашками вставляет картинку, на котором изображен лось). Кто едет в вагоне? (Лось). Правильно. Какой звук в этом слове первый? (Твердый согласный звук [Л]). Обозначим его синей фишкой. (Вставляет фишку в первый кармашек) Какой звук второй? (Гласный звук [О], его можно петь). Обозначим его красной фишкой (Вставляет фишку во второй кармашек). Какой звук в слове ЛОСЬ последний? (Мягкий согласный звук [С’] Обозначим его зеленой фишкой (Вставляет фишку в третий кармашек). Молодцы! Для остальных звуков вы сами расставите фишки-билетики. (Делит детей на группы для выполнения задания). А теперь из каждой группы мы выберем “контролера”, который проверит “билетики” (Раздает карточки для проверки).
Воспитатель: Садитесь, закройте глаза и представьте, что вы едете в поезде (Звучит аудиозапись) За окном мелькают поля, леса, города… Но поезд остановился у озера. Все вышли из вагонов. Ой, какое яркое солнце! А какое солнышко еще? (Весеннее, ласковое, теплое…) Как трудно смотреть. Закройте глаза, давайте попробуем поморгать (Дети моргают то одним глазом, то другим).
Включается аудиозапись и проводится гимнастика для глаз с цветочками – ориентирами на кистях рук.
Дидактическая игра “Зеркальное озеро”
Воспитатель: А вот озеро волшебное – зеркальное, в нем живут буквы. Возьмите зеркала и определите, какие буквы живут в озере. (Дети ставят зеркало на элемент буквы, смотрят в него. В зеркале отражается целая буква. Дети называют буквы)
Воспитатель: Там вдали я вижу грот. Вы знаете, что это такое? (Предположения детей). Грот – это большая пещера в горе с узким входом. Поспешим туда. (Отправляются в ту часть групповой комнаты, где на конторках расположены фланелеграфы. На них буквы, у которых не хватает одного или несколько элементов). Здесь живут Гномы, которые учатся волшебству. Они превращали звуки в буквы, но у них не все получилось. Давайте им поможем.
Дидактическая игра “Буквенный конструктор”
Дети добавляют недостающие элементы и составляют букву.
Воспитатель: Вы слышите, ребята? Что это? (Колокольчик) Верно, звучит колокольчик, мы на тропинке Гномиков… И если звенит колокольчик, то нас ждет волшебство. (На ширме расположены карточки с зашифрованными буквами).
Дидактическая игра “Где спряталась буква?”
Воспитатель: На карточках с предметными изображениями необходимо найти “зашифрованную” букву, назвать ее и обвести лазерной указкой (фонариком) по контуру, проследив взглядом.
Воспитатель: Я знаю, что вы умеете конструировать буквы из разных материалов. Какие материалы можно использовать? (Пластилин, проволока, счетные палочки …..)
Самомассаж рук
Воспитатель: Предлагаю сконструировать буквы в память о нашем путешествии. Но для этого вы должны отгадать, что за буква спряталась под салфеткой. Обведите контур пальчиком, погладьте, постарайтесь запомнить и отгадать. А затем сконструируйте ее из материала, который находится у вас на столе. (Дети работают под аудиозапись). Уберите салфетку и сравните буквы. (Дети сравнивают буквы и называют их).
Воспитатель: Теперь пора возвращаться домой. (Дети садятся в поезд). Чтобы дорога не казалась долгой, поиграем в игру “Полслова за вами”. (Показывает карточку со слогом, дети читают его и заканчивают слово).
По окончанию игры звучит аудиозапись паровозного гудка.
Воспитатель: Вот и закончилось путешествие в сказку. (Стук в дверь, появляется Гномик, который принес коробку с печеньем в виде букв.) Гномы научились волшебству и благодарят вас за помощь.
Воспитатель: И мне сегодня было очень приятно работать с вами. Вы были внимательны, активны, правильно выполняли задания.