Цели урока:
Учебные:
- Развивать личностные УУД через формирование понятия “вирус”, “вирион”, “вирусные заболевания”, “вирусология”, расширение знаний суворовцев о вирусных заболеваниях растений, животных и человека. Показать опасность вирусных заболеваний, обосновать необходимость знаний о вирусных заболеваниях с целью их профилактики, о роли науки вирусологии для борьбы с вирусными заболеваниями.
- Развивать регулятивные и познавательные УУД через умения управлять познавательной и учебной деятельностью посредством самостоятельной постановки проблемы и путей ее разрешения, структурирования изучаемого материала, работы с дополнительной литературой, умения выступать с сообщениями, ставить вопросы, проводить оппонирование.
- Развивать коммуникативные УУД, обеспечивающие возможности сотрудничества: умения слышать, слушать и понимать партнера, контролировать действия друг друга, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.
Методические цели: показать методические приемы формирования гражданственности у учащихся на уроке-конференции по биологии.
Материальное обеспечение урока: презентация, ИАД, раздаточный материал, сообщения суворовцев.
Форма урока: урок конференция.
Ход урока
I. Оргмомент
(30 сек). Приветствие, проверка готовности к уроку, позитивный настрой на работу.II. Активация знаний учащихся (3 мин).
Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы (слайд 2):
Каковы особенности вирусов?
Как вирусы функционируют в клетках?
Так как все вирусы являются внутриклеточными паразитами, то они вызывают заболевания у всех клеточных существ: бактерий, растений, животных.
III. Мотивационно-ориентационный этап (4 мин).
Задумывались ли вы над тем, что человечеству с самого начала его существования угрожали серьезные враги. Являлись они неожиданно, коварно, не бряцая оружием. Враги разили без промаха и часто сеяли смерть. Их жертвами стали миллионы людей, погибших от оспы, гриппа, энцефалита, кори, атипичной пневмонии, СПИДа и других болезней. Так, например, от СПИДа погибли многие известные личности: великий танцор Рудольф Нуриев, знаменитый американский писатель фантаст Айзек Азимов, Актер Энтони Перкинс, знаменитый теннисист Артур Эш и многие другие (слайд 3).
Одним из известных людей 20 века, который погиб от СПИДа, был солист группы Queen. (Сообщение суворовцев, слайды № 4 – 8, приложение 1).
Почему же до сих пор, несмотря на то, что медицина достигла больших высот, эпидемии гриппа выводят из строя миллионы людей, нет лекарств против СПИДа? Какой проблемный вопрос можно поставить? (Ответы учащихся).
Проблемный вопрос: “Как избежать вирусных заболеваний? Что надо знать, чтобы противостоять вирусам?”.
Представьте себя в роли тех людей, которые должны защитить человечество от вирусов? Какие знания о вирусах вам необходимы, чтобы выполнить эту важную миссию? Какую цель ставите перед собой на уроке?
Цель: узнать опасность, способы инфицирования вирусными заболеваниями растений, животных и человека и меры их профилактики.
Класс делится на три группы, которые получают задания для обсуждения в конце урока (слайды № 9 – 10).
Задания группам: на основе обсуждаемого на уроке материала о вирусных заболеваниях, прокомментируйте высказывания, которые вы получили [2]:
- “Вирусы – это плохие новости в хорошей упаковке из белка”.
- “Вирусы – самозваные диктаторы и двигатели эволюции”.
- “Жизнь похожа на коробку спичек. Обращаться несерьезно – опасно”.
После завершения работы, группы готовятся к выступлению. Выступление каждой группы заканчивается формулировкой вывода по рассмотренному вопросу и фиксированием его в тетрадях учащихся.
Заслушивается выступающий от каждой группы.
IV. Изучение нового материала (25 мин).
Вирусные заболевания растений и бактерий
(Сообщения суворовцев, слайды № 11 - 15).
У растений вирусы вызывают - мозаику или иные изменения окраски листьев либо цветков, курчавость листьев и другие изменения формы, карликовость; у бактерий - их распад [3], (приложение 2).
Вирусные заболевания животных
(Сообщения суворовцев, слайды № 16 – 17, приложение 2).
У животных вирусы вызывают чуму, бешенство, ящур и другие.
Вирусные заболевания человека
У человека вирусы вызывают такие заболевания, как оспа, корь, паратит, грипп, ОРВИ, краснуха, герпес, гепатит, СПИД и другие. (Сообщения суворовцев, слайды №18 – 26, приложение 2).
СПИД – чума XXI века. (Сообщения суворовцев, слайды №27 – 34).
Проблема: “Как предотвратить эпидемию СПИДа в России?”
С чего всё началось?
Начало истории СПИДа - 1978 год - условно, поскольку некоторые ученые считают, что ВИЧ перешел от обезьян к людям в период между 1926 и 1946 годами. Более того, результаты недавних исследований указывают на то, что этот вирус мог впервые появиться в человеческой популяции еще в 17-м веке, но утвердился в Африке как эпидемический штамм лишь в 30-х годах 20-го века. Старейший в мире образец крови человека, содержащий ВИЧ, относится к 1959 году - в этом году африканский пациент из Конго, у которого была взята кровь, умер от СПИДа.
В нашей стране история СПИДа начинается с 1987, и развитие её сначала не предвещало ничего зловещего. По 1 июля 1997 г. ВИЧ-инфекция найдена у 4830 человек, из них у 259 - диагноз СПИД.
Впервые СПИД был официально зарегистрирован Национальным Центром контроля инфекционных заболеваний США 5 июня 1981 г.
По данным ВОЗ на конец 2000 года:
- умерло 22 млн. человек;
- инфицировано свыше 36 млн.
- В 2003 году в мире инфицировано ВИЧ около 40 млн. человек.
- За последние 2 года инфицировано ВИЧ 15 млн. человек.
- Более 24 млн. уже умерло от ВИЧ – инфекции.
- Каждый день более 16000 человек заражается ВИЧ, из них 7000 – молодые люди в возрасте от 10 до 24 лет.
Перед вами таблица “СПИД. Его не видно, но он рядом”
Что такое ВИЧ и СПИД? | ВИЧ- вирус иммунодефицита человека. Он
разрушает защитную (иммунную) систему, делает
человека неспособным сопротивляться инфекции. Люди, зараженные ВИЧ, называются “ВИЧ-инфицированными”. СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита)- вирусное инфекционное заболевание, вызываемое ВИЧ-инфекцией. Заразившийся человек (носитель ВИЧ) не сразу заболевает СПИДом, в течение 3 - 10 лет выглядит и чувствует себя здоровым, но неумышленно может распространять инфекцию. СПИД быстрее развивается у тех носителей ВИЧ, чье здоровье ослаблено курением, алкоголем, наркотиками, стрессами и плохим питанием. |
Как можно обнаружить ВИЧ? | Существует тест на антитела к ВИЧ. По
наличию антител в крови, взятой из вены,
устанавливается, имелся ли контакт с вирусом или
нет. Следует иметь в виду, что от момента заражения до реакции организма может пройти несколько месяцев (анализ будет отрицательным, но инфицированный человек уже может передавать ВИЧ другим). |
Где можно пройти тест? | В любом СПИД-центре вашего района. В специальных кабинетах анонимного обследования, где каждый может пройти тест и получить результат анонимно. |
Как происходит заражение ВИЧ? | Вирус передается только через
определенные жидкости организма. Это: - кровь; - сперма; - вагинальный секрет; - грудное молоко. То есть, вирус может передаваться только: -при любом проникающем сексуальном контакте без презерватива; -при прямом попадании крови через ранки, язвочки, слизистые оболочки; -при использовании нестерильных шприцев как в медицинских целях, так и для введения наркотиков; -от матери к ребенку во время беременности, родов или кормлении грудью. |
ВИЧ не передается | -при бытовых контактах (поцелуях,
рукопожатиях, объятиях, пользовании общей
посудой, бассейном, туалетом, постелью); -через укусы насекомых и животных; -при заборе донорской крови, так как при этом используются одноразовые инструменты, шприцы и иглы. |
Остается распространенным путь передачи ВИЧ от матери к ребенку во время беременности, родов или периода вскармливания грудным молоком. Инфицированная ВИЧ женщина может родить как зараженного ВИЧ, так и здорового ребенка. По статистике, из 100 детей, которые родились у ВИЧ инфицированных женщин, в среднем, подвергаются заражению 30% детей, из них от 5 до 11% заражаются внутриутробно, 15% — во время родов, 10% — при вскармливании грудью, и в 70% случаев ребенок не инфицируется. До того момента, пока ребенку не исполнится 3 года, диагноз не ставится. Это объясняется тем, что антитела к ВИЧ матери сохраняются в крови ребенка три года, и если они впоследствии исчезают, то ребенок считается ВИЧ отрицательным, если же появляются его собственные антитела, то фиксируется инфицирование, и ребенок считается ВИЧ положительным. ВИЧ передается тремя путями: при половом контакте, через кровь зараженного человека, либо от инфицированной матери — ребенку.
Что из ниже предложенного списка является опасным, а что безопасным?
- Укус комара.
- Пользование общественным туалетом.
- Поцелуй в щеку.
- Уход за больным СПИДом.
- Пользование чужой зубной щеткой.
- Нанесение татуировки.
- Прокалывание ушей.
- Множественные половые связи.
- Переливание крови.
- Укус постельного клопа.
- Плавание в бассейне.
- Объятия с больным СПИДом.
“Почему необходима регулярная диспансеризация населения?”
Защита от вирусов. Наука вирусология
(Сообщения суворовцев, слайды №35 – 39)
Вирусология – наука о вирусах, изучающая их строение, биохимию, систематику и значение. Задачи: обнаружение новых, ранее не исследованных возбудителей болезней человека, животных и растений, определение способов борьбы с вирусами и профилактика заражения ими. Эдуард Дженнер – английский сельский врач (1798 год) положил начало массовому применению прививок и методам вакцинации.
Время рождения современной вирусологии – 50 годы ХХ века, когда была создана вакцина против полиомиелита, разработаны методы непрерывного культивирования штаммов живых человеческих клеток in vitro. Так была найдена биологическая система для выращивания вируса в больших количествах для изучения и массового производства вакцины. Развитие электронной микроскопии позволило изучать морфологическую и химическую структуру вирусов, механизм их размножения и взаимодействия с клеткой-хозяином. Исследования в области цитологии, молекулярной биологии и генетики способствовали развитию вирусологии.
Проблемы вирусологии:
- найти доступные и эффективные средства борьбы с вирусными заболеваниями;
- создание препаратов длительного и профилактического действия, защищающих организм от инфекции;
- выяснение роли скрытых вирусных инфекций и вирусоносительства;
- исследование возможностей вирогении для решения задач генной инженерии.
V. Подведение итогов (2 мин.)
Давайте вспомним тему нашего сегодняшнего урока, цель и проблемный вопрос, который мы сегодня с вами поставили: (слайд 40)
Проблемный вопрос. Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить? Что надо знать, чтобы избежать вирусных заболеваний?
Ответы учащихся:
- Вирусы – неклеточные формы жизни.
- Вирусы внутриклеточные паразиты и вызывают серьезные заболевания у растений, животных и человека.
- Вирусы очень быстро и спонтанно приспосабливаются к новым условиям, т.е. мутируют.
- Могут долгое время находится в скрытой форме.
- Для профилактики вирусных заболеваний надо укреплять иммунитет.
- Проходить вакцинацию.
- Проходить диспансеризацию.
- При возможности заражения СПИДом сдать кровь на анализ, можно в любой поликлинике анонимно.
Вывод: Вирусы — суперпаразиты, достигшие крайней степени паразитизма: они могут существовать и размножаться только в клетке другого организма и вызывают в нем заболевания. (Слайд №41), [1].
Но вирусы - и все об этом знают,
Среди других живут и процветают -
Печальная реальность такова!
Грозит нам СПИД - себя как уберечь?!
И птичий грипп откуда-то вдруг взялся!
Как сделать, чтобы затупился меч,
А щит непробиваемым остался!
Оглянемся назад!
Природа словно в прятки,
Играет с человеческой судьбой.
И любит нам загадывать загадки,
Одну сложней загадку, за другой!
Как будто бы на прочность испытанье
Проходит у Природы род людской,
И рассыпает щедрою рукой
Она на человечество страданья.
И наблюдает, не спуская глаз,
А выживет ли он на этот раз?!
Но выжил, победил чуму и оспу,
Холеру и дифтерию победил,
И жизни нить достойно утвердил,
Хоть было это и совсем, совсем не просто!
Столетьями, приумножая знанья,
От века к веку становясь мудрей,
Поднялся человек до пониманья,
Предназначенья миссии своей.
Она проста! Мы жить с Природой в мире
Обязаны, ее не покорять!
VI. Закрепление. (5 минут)
В качестве закрепления обсуждение вопросов, полученных для групп. (Слайд 42).
VII. Рефлексия (30 сек) (Слайд 44).
И в завершение нашего урока выскажите свое мнение о нем, о своем самочувствии на уроке, о своих товарищах и работе с ними. Можно воспользоваться подсказками:
- Сегодня я узнал ...
- Я удивился ...
- Теперь я умею ...
- Я хотел бы ...
VIII. Задание на с/п: параграф 35, провести мини-исследование по вопросу: “Почему то, что поражает компьютерные программы, тоже назвали вирусом?”
Завершить наш урок я хотела бы словами “Всемирная хартия о природе”, принята Генеральной Ассамблеей ООН (1982)
“Любая форма жизни является уникальной, требует к себе уважения, независимо от ее ценности для человека”
Список литературы
- Васенева Е.В. “Вирусы неклеточные формы жизни” 9 класс.
- Карпушева А.Э. “Вирусы” 10 класс. МОУ Сусанинская средняя школа
- Лясота С.И. “Вирусы – неклеточные формы жизни” 10 класс. КГУ средняя школа №2 г. Тайынша.
- Пономарева И.Н. Общая биология 11 класс профильный уровень.