Приемы развития критического мышления в чтении и письме на уроках физики

Разделы: Физика


Считается, что технологию развития критического мышления через чтение и письмо лучше всего использовать на уроках гуманитарного цикла. Цель моей работы – показать, что эту технологию можно успешно использовать на уроках физики. Задачи работы: выявить суть технологии, показать ее различные методы и приемы, привести разработанные этапы уроков по физике.

Суть технологии развития критического мышления и её методы

Федеральный Государственный Общеобразовательный стандарт направлен на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов. Большинство требований ФГОС успешно реализуется использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Обратимся за определением критического мышления к Д. Халперну. Он в своей работе “Психология критического мышления” писал: “Это — направленное мышление, оно отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью, его отличает использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата”. Цель технологии – обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс, т.е. развить личностные качества учащегося (критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности); развить аналитическое, критическое мышление (выделение причинно-следственных связей; рассматривание новых идей и знаний в сопоставлении с уже имеющимися; выделение ошибок в рассуждениях); формировать культуру чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения; стимулировать самостоятельную поисковую творческую деятельность, запуск механизмов самообразования и самоорганизации. Применение технологии развития критического мышления актуально, т.к. использование данной технологии на уроках физики позволяет формировать: развитую личность, способную к творческому осмыслению, освоению и применению научного опыта предшествующих поколений; личность, готовую к сознательному выбору дальнейшей профессии; личность, умеющую адаптироваться в мире быстро меняющихся технологий; личность, способную прогнозировать последствия своей деятельности и критически ее оценивать; личность, сохраняющую интерес к миру природы и готовую к получению нового знания. Американскими педагогами Дж. Стилом, К. Мередитом и Ч. Темплом были предложены следующие технологические этапы, применяемые в рассматриваемой технологии.

Технология развития критического мышления — стадии и методические приемы

Стадия (фаза) Деятельность учителя Деятельность учащихся Возможные приемы и методы
Вызов Направлена на вызов учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу, систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы Составление списка “известной информации”: рассказ-предположение по ключевым словам; систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки и т. д.
Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.
Осмысление содержания Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение знания от “старого” к “новому” Ученик читает, (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации Методы активного чтения: маркировка с использованием значков “V”, “+”, “—”, “?” (по мере чтения их ставят на полях справа); ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы
На втором этапе осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, лекция, фильм, материал параграфа и т.д.). Работа ведется индивидуально и в парах.
Рефлексия Учителю следует: вернуть учащихся к первоначальным записям- предположениям; внести изменения, дополнения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изучения информации Учащиеся соотносят “новую” информацию со “старой”, используя знания, полученные на стадии осмысления содержания Заполнение кластеров, таблиц. Установление причинно- следственных связей между блоками информации. Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям. Ответы на поставленные вопросы. Организация устных и письменных круглых столов. Организация различных видов дискуссий. Написание творческих работ. Исследования по отдельным вопросам темы и т. д.
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

Применение технологии развития критического мышления на уроках физики

Приведу примеры применения различных методов и приемов технологии развития критического мышления. На уроках физики в 11 классах применяю прием “Лекция со стопами”. Читаю лекцию на тему: “Специальная теория относительности”, затем делаю паузы, в которых рассказываю об экспериментальных доказательствах следствий СТО, о парадоксе близнецов, об искривлении пространства, о предсказании Эйнштейна относительно возникновения черных дыр во Вселенной, о биографии основателя теории относительности. На уроках физики в 7 классах при изучении темы “Трение в быту и технике” применяю прием “ Плюс-минус-вопрос”. В начале урока на стадии вызова вспоминаем, что нам известно про силу трения, затем на стадии осмысления содержания ставлю проблему: трение играет положительную или отрицательную роль в нашей жизни. При работе с текстом учебника учащиеся заполняют таблицу о положительных и отрицательных действиях трения и записывают в третью колонку методы борьбы с отрицательными последствиями трения. После обсуждения на стадии рефлексии делаем вывод, что трение играет двойную роль, оно полезно и вредно. Прием “ Концептуальная таблица” применяю при рассмотрении темы “Двигатели внутреннего сгорания” в 8 классах. На уроке при закреплении материала (уже рассмотрены строение двигателя, его работа) на стадии осмысления материала прошу заполнить следующую таблицу, сравнивая положительные и отрицательные свойства двигателей внутреннего сгорания: карбюраторного и дизельного.

ДВС +
карбюраторный    
дизельный    

Затем на стадии рефлексии идет обсуждение: к чему могут привести выбросы неотработанных газов при работе ДВС, заходит речь о возникновении кислотных дождей, озоновых дырах, решаем вопросы: как уменьшить вредные последствия ДВС, о переходе на другие формы энергии. Приём “Перепутанные логические цепочки” на стадии рефлексии применяю в 7 классе при изучении темы “Почему существует воздушная оболочка Земли?”. Даю следующую фразу: “Атмосфера - это воздушная оболочка Земли, а воздух – это прозрачная, не имеющая ни цвета, ни запаха, ни веса смесь газов”. Находим ошибку в тексте и рассуждаем о весе воздуха, какими экспериментами можно это доказать. Еще один текст для примера. Тема “Плавание судов” (7 класс). “Благодаря тому, что Блез Паскаль открыл в 17 веке действие на тела, погруженные в жидкость, выталкивающей силы, стало понятным, почему некоторые тела всплывают в воде, а некоторые тонут: те, на которые действует выталкивающая сила, всплывают, а те, на которые она не действует, тонут. Оказалось, что у всплывающих тел плотность их вещества больше плотности жидкости”. Далее идет обсуждение условий плавания тел, сравнение плотности тела и жидкости, кому принадлежит этот закон, в чем его суть и т.д. Прием “Таблицы “тонких” и “толстых” вопросов” применяю при изучении темы “Диффузия в твердых телах, жидкостях и газах”” в 7 классе на стадии рефлексии.

“Тонкие” вопросы “Толстые” вопросы
Существует ли диффузия в твердых телах? Почему дым от костра перестает быть видимым даже в безветренную погоду?
Зависит ли скорость диффузии от температуры? Где лучше сохранить детский шарик, наполненный водородом: в холодном или теплом помещении?
В каком веществе: в жидком или газообразном скорость диффузии будет больше? Почему не рекомендуется мокрую ткань, окрашенную в темный цвет, оставлять на длительное время в соприкосновении с белой тканью?
Можно ли объяснить диффузию движением молекул вещества? Открытый сосуд с углекислым газом уравновесили на весах. Почему со временем равновесие весов нарушилось?

После ответа на “тонкие” вопросы переходим к обсуждению “толстых” вопросов. При изучении темы “Физика и НТР” в 11 классе, можно привести пример дискуссии на тему: “Научно – технический прогресс – это благо для человечества или трагические шаги к гибели?” На стадии вызова определяем, какие конкретные достижения НТР будем рассматривать. Учащиеся предлагают следующие темы: АЭС, космос, излучения, новейшая техника. В результате обсуждения появляются достижения, записанные в левой колонке таблицы.

Достижения Результат достижения
положительный отрицательный
Строительство ГЭС-гигантов Большая выработка электроэнергии Затопление огромных территорий, разрушение природных ландшафтов, вредные экологические последствия
Строительство АЭС Выработка дешевой электроэнергии Радиационная опасность в случае аварии, проблема транспортирования и захоронения радиационных отходов
Космические исследования Создание спутников связи и метеоспутников, обеспечение радио- и телесвязи, прогнозы погоды, исследование планет Вселенной и разума жизни Отрицательное воздействие на озоновый слой атмосферы, большие денежные затраты, образование космического мусора.
Конструирование реактивных двигателей и ракет Создание реактивного миномета “Катюша”, запуск ИСЗ, появление реактивных самолетов, скоростных воздушных лайнеров Создание ракетного современного вооружения, представление опасности для человечества.
Разработка новейшей техники Облегчение трудовых операций, обеспечение высокого качества товаров, скоростное передвижение Для управления требуются высококачественные специалисты, дороговизна оборудования, частые поломки, аварии, жертвы
Изучение оптического излучения Создание лазеров и их использование в медицине, строительстве, обработке материалов, создание многоканальной телесвязи Создание смертоносного лазерного оружия
Нанотехнологии Использование нанотехнологий в медицине, военной технике, в арт-искусстве, в создании новых веществ и их свойств Опасное влияние на организм человека и природу

На стадии осмысления содержания учащимся 1 варианта предлагаю найти в учебнике или другой литературе положительные результаты достижений, а учащимся 2 варианта – отрицательные. На стадии рефлексии в результате обсуждения на следующем уроке заполняем таблицу, обмениваемся мнениями и приобретенными знаниями. Прием “Фишбоун” предлагаю использовать при рассмотрении темы 10 класса “Основные положения молекулярно-кинетической теории”. Во главе “скелета” на стадии вызова предлагаю рассмотреть основные положения МКТ. При прочтении параграфа на стадии осмысления материала выписать основные положения этой теории (“верхние косточки”) и экспериментальные доказательства каждого положения (“нижние косточки”). Таблица приведена в приложении. На стадии рефлексии делаем выводы: вся молекулярная физика основывается на основных положениях МКТ и дает дальнейшее развитие к изучению газовых законов. Прием “Верные и неверные утверждения” часто применяю в образовательном процессе 7 класса, только я его называю “Веришь - не веришь”. Приведу пример при рассмотрении темы “Взаимодействие молекул”. На стадии рефлексии учащиеся должны дать ответ: “да” или “нет”.

1. Вещества состоят из мельчайших частиц, едва различимых невооруженным глазом (нет).

2. Вещество состоит из мельчайших частиц, которые можно увидеть с помощью электронного микроскопа (да).

3. Объем газа при нагревании увеличивается, т.к. каждая молекула становится больше по размерам (нет).

4. Молекула – мельчайшая частица вещества (да).

5. В молекуле может быть более 1000 атомов (да).

6. Стальной шарик при нагревании увеличивается в объеме, т.к. промежутки между молекулами становятся больше (да).

7. Пленка масла, растекаясь по поверхности воды, может занять любую площадь (нет).

Прием “Таблица – синтез” мне нравится применять при изучении темы “Планеты Солнечной системы” (11 класс). При изучении материала заполняется таблица, которая синтезирует знания учащихся по всем планетам (таблица приведена в приложении). На стадиях вызова предлагаем характеристики, по которым будем сравнивать планеты Солнечной системы. На стадии осмысления материала заполняем эту таблицу. На стадии рефлексии при обсуждении делаем выводы, что все планеты можно разделить на планеты земного типа и планеты-гиганты, распределяем планеты Солнечной системы на две эти группы, даем общие характеристики. Эта же таблица дает возможность распределить планеты на внутренние и внешние. Домашнее сочинение любят дети младших классов. В 7 классе после изучения темы “Сила притяжения” я даю задание написать сочинение “Вдруг исчезло земное притяжение…” с сохранением физических понятий. После написания сочинения в классе с разрешения учащегося зачитываем текст и разбираем, есть ли ошибки с точки зрения физики, понравилось ли сочинение. Ученики сами выбирают сюжет и пишут или в жанре сказки или приключений, или фантастики или вообще с точки зрения научного подхода (сочинение Яковлева Антона приведено в приложении). При обсуждении на стадии рефлексии выясняем, что в результате силы притяжения все тела падают вниз, что жидкости принимают форму шара в условиях невесомости, и если не будет силы притяжения, то все тела будут “парить” в воздухе.

В 11 классе можно применять прием “Бортового журнала” при изучении темы “Свет”. В начале изучения темы на стадии вызова прошу заполнить левую часть таблицы.

Что мне известно о свете Что нового я узнал(а) после изучения темы
   
   
   

После изучения темы учащиеся заполняют правый столбец таблицы. На стадии рефлексии сравниваем объем информации до и после изучения темы. Приведу пример использования приема “Синквейн” на уроках физики на стадии рефлексии учебного материала.

При прохождении темы “Молекулы”:

Молекулы

Невидимые, реальносуществующие.

Движутся, взаимодействуют, сталкиваются.

Видимые в микроскоп.

Везде.

При прохождении темы “Электризация”

Заряды

Положительные, отрицательные.

Притягиваются, отталкиваются, движутся.

Наблюдается электризация.

Ей поддаются все тела.

При прохождении темы “Звуковые волны” мне нравится использовать прием кластеров. На стадии вызова мы систематизируем информацию, полученную до знакомства с основным источником (текстом) в виде заголовков смысловых блоков (скорость распространения звука, характеристики звуковой волны, явления, связанные с распространением звуковой волны, свойства и т.д.).

Распределяем эти заголовки смысловых блоков вокруг основной темы. Продолжается работа с данным приемом и на стадии осмысления содержания при дальнейшем изучении параграфов учебника; по ходу работы вносятся исправления и дополнения в “грозди”. Наверняка после получения новой информации “грозди” стали “посочнее”, а возможно, появились и новые “веточки”. На стадии рефлексии работа с кластерами завершается. Данный прием не только помогает учащимся работать с информационным текстом, но и зримо демонстрируют процесс продвижения от незнания к знанию, делают процесс чтения более осмысленным, помогают выделять основные аспекты в изучаемой информации, формируют умение графически представлять результаты работы с текстом.

В приложении приведен конспект урока на основе технологии развития критического мышления “Электронагревательные приборы” в 8 классе.

Вывод.

Представленная статья показывает, что технологию развития критического мышления через чтение и письмо успешно можно применять на различных этапах уроков физики.

Приложение

1. Прием “Фишбоун” при изучении темы “Основные положения молекулярно-кинетической теории” (10 класс).

Cхема

2  Прием: “Таблица-синтез” по теме “Строение Солнечной системы” (11 класс).

Планеты Меркурий Венера Земля Марс Юпитер Сатурн Уран Нептун
Радиус                
Плотность                
Состав атмосферы                
Давление атмосферы                
Температура поверхности                
Спутники                
Расстояние до Солнца                
Ускорение св. падения                

3. Сочинение по физике на тему “Вдруг исчезло земное притяжение…” (7 класс).

“Жил да был в царстве-государстве царевич Иванушка. Он был не очень-то умный. Сидел как-то за столом и нечаянно задел чашку. Она упала и разбилась. Позвал царевич придворного мудреца и спрашивает:

- А почему моя чашка упала и разбилась без моего позволения?

- А все из-за земного притяжения. Чашка потеряла опору, упала, притягиваемая к земле и разбилась.

- Так уберите это притяжение!

- Но…

- Ни каких “Но!!!”, делайте то, что говорю.

Нашли старенького колдуна, тот в присутствии царевича произнес заклинание. Притяжение исчезло. Иванушка подпрыгнул от радости, но, подлетев вверх, стукнулся головой о потолок. От удара у него искры из глаз посыпались. Открыв глаза, он увидел, висит со своими придворными в воздухе.

- Почему мы висим в воздухе, и я стукнулся головой?

- Притяжение земли исчезло, и некому тянуть нас вниз.

Решил царевич пообедать. Но не тут-то было! Вся жидкая еда собралась в шары, которые трудно поймать, и если до них дотронуться, они разбивались на более мелкие шарики, которые лезли за шиворот, в волосы, но не в рот.

- Почему я не могу нормально поесть?

- Из-за земного при…

- Хватит! Зови колдуна, чтоб вернул все как прежде!

Второй раз прочел колдун свое заклинание, и Иванушка шлепнулся на землю.

- Почему?

- Из-за земного при…

- Замолчи! Хорошо, что оно существует!!!”

4. Конспект урока по теме “Электронагревательные приборы” (8 класс по учебнику А.В. Перышкина).

Тип занятия: урок первичного ознакомления с изучаемым материалом

Цели урока:

Образовательная: подвести учащихся к творческому переосмыслению уже известной информации об электронагревательных приборах и критическому восприятию новой;

Развивающая: создать условия для развития умения переработки полученной информации, разбивать ее на смысловые блоки и оформлять в виде схем и таблиц; умение связно и логично излагать свои мысли;

Воспитательная: помочь учащимся осознать практическую значимость изучаемого материала, формировать умения принимать коллективные и самостоятельные решения.

Задачи урока:

1. Образовательные: изучить строение электронагревательных приборов и их работы, изучить материал о применении электронагревательных приборов в современных условиях,

2. Развивающие: продолжить формирование умений сравнивать явления, делать выводы и обобщения по данной теме, работать над формированием умений анализировать свойства и явления на основе знаний,

3. Воспитывающие: показать значение опытных фактов и эксперимента в жизни человека, раскрыть значение накопления фактов и их уточнений при познавании явлений, познакомить учащихся с взаимосвязью и обусловленностью явлений окружающего мира.

Системы действий учителя и учащихся

Организация работы Деятельность учителя Деятельность учащихся
Этап “Вызов”

Прием “Работа с таблицей”

“З-У-Х”

1. Нарисуйте в тетрадях любой электронагревательный прибор. 1. Каждый ученик рисует электронагревательный прибор.
2. Нарисуйте электронагревательный элемент этого прибора так, как вы его себе представляете. 2. Ученик в тетради рисует электронагревательный элемент своего прибора.
3. Посмотрите на свои рисунки и вспомните все, что вы знаете об электронагревательных элементах. 3. Вспоминают все, что связано с электронагревательным элементом.
4. В тетради нарисуйте таблицу с тремя одинаковыми колонками.

Рисует на доске таблицу с маркировкой первой колонкой “Знаю”.

Знаю Узнал новое Хочу узнать
     
4. Рисуют маркировочную таблицу.
5. В левой колонке таблицы запишите все, что вы знаете об электронагревательном элементе. 5. Записывают в левую колонку все то, что вспомнили об электронагревательном элементе.
6. Давайте обсудим то, что у нас получилось (что же мы знаем об электронагревательных элементах?)

Записывает на доске в левой колонке таблицы все, что говорят учащиеся.

6. Каждый по очереди информирует класс о том, что он знает об электронагревательных элементах.

Дополняют записи в левой колонке таблицы.

Этап “Осмысление содержания”

Прием “Инсерт”

1. Прочитайте параграф 54 в учебнике и одновременно сделайте в тексте пометки (не более 10 минут). Пометки: (записаны на доске)

“V” -  знаю;

  “-” – противоречит моим первоначальным представлениям;

  “?” – хочу узнать;

  “+” – это для меня новое.

1. Читают параграф 54 и на полях карандашом делают предложенные учителем пометки.
2. А теперь самостоятельно заполните остальные колонки таблицы.  Маркирует две оставшиеся колонки таблицы: “Хочу узнать” и “Узнал новое”.  2. Самостоятельно в тетрадях заполняют маркировочную таблицу в соответствии со сделанными в тексте пометками.
3. Давайте обсудим, что вы записали во 2 колонку.

Заполняет вместе с учащимися вторую колонку таблицы “Узнал новое”.

3. Участвуют в обсуждении.
4.Давайте обсудим, что вы записали в третью колонку таблицы “Хочу узнать”.

Заполняет в ходе обсуждения третью колонку таблицы на доске.

4. Участвуют в обсуждении.
5. “Как вы думаете, из каких источников мы можем об этом узнать? 5. Отвечают на вопросы учителя. Предлагают свои варианты.
6. Посмотрите на ваши пометки и скажите: “ Какая информация противоречила вашим первоначальным знаниям? Что нового вы хотите узнать?” Дает установку на домашнее задание: “К следующему уроку необходимо ответить на возникшие вопросы по поводу новой информации. Если возникнут затруднения, попробуем разобраться вместе”. 6. Высказывают свои мнения.

Выбирают тему для сообщения в соответствии возникшими вопросами. Записывают домашнее задание.

Этап “Рефлексия”

Прием “Синквейн”

Давайте подведем итог нашего изучения в следующей форме.

Сочините стихотворение из пяти строк, но чтобы в первой строчке было одно существительное, во второй строчке два прилагательных, в третьей строчке три глагола, в четвертой строчке словосочетание, в пятой резюме (краткий вывод).

Проводят рефлексию, сочиняют стихотворение
Этап “Домашнее задание” Параграф 54, распределяет сообщения на возникшие вопросы по новому материалу, сочинение стихотворений приемом “Синквейн” по желанию Записывают домашнее задание.

Использованная литература:

  1. Халперн Д. Психология критического мышления. — СПб., 2000. — Сер. “Мастера психологии”.
  2. Заир- Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская.- М.: Просвещение, 2004.- 175 с.
  3. А.В. Бутенко, Е.А. Ходос. Критическое мышление: метод, теория, практика. М., 2002, -173 с.
  4. Богатенкова Н.В., Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке истории. - Спб., 2001. - 81 с.