Среди учащихся, интересующихся химией, можно выделить 2 группы: целенаправленно готовящих себя к выбору профессии исследователя и ориентирующихся на практическое применение химии в смежных областях знаний и деятельности человека
Программа элективного курса “Решение задач повышенного уровня сложности” предназначена для учащихся 9-ых классов и носит предметно-ориентированный характер. Курс рассчитан на 17 часов, курс предпочтительнее проводить во втором полугодии, так как к этому времени учащиеся имеют большой объем знаний по химии элементов, на базе которого будут решаться и составляться задачи.
В курсе по выбору представлены типы расчетных задач, которые не рассматриваются в базовом курсе химии. Курс разделен на 3 блока: расчеты по химическим формулам, количественные характеристики растворов, вычисления по химическим уравнениям. Каждый блок начинается с теоретического введения, учитель показывает учащимся разные способы решения задач. В дальнейшем учащиеся самостоятельно определяют способ решения – главное чтобы он был рациональным и логически последовательным.
Решение задач способствует развитию логического мышления, прививает навык самостоятельной работы. Решение сложных задач – интересный и творческий процесс, результат его часто бывает оригинальным и нестандартным, таким образом, решение задач способствует самореализации ученика. Задачи обеспечивают закрепление теоретических знаний, учат творчески применять их в новой ситуации.
Цели курса.
- Расширить знания учащихся о способах решения задач.
- Формировать умения грамотно и рационально решать задачи.
Задачи курса.
- Углубить знания учащихся по химии.
- Дать учащимся возможность реализовать и развить свой интерес к химии.
- Проверить готовность учащихся, ориентированных на химический профиль обучения, к усвоению материала повышенного уровня сложности.
- Создать условия для подготовки учащихся к экзамену по выбору в любой форме.
Планируемые результаты:
- производить расчеты по химическим формулам: определять среднюю молярную массу смеси, относительную плотность газовой смеси, состав газовой смеси;
- производить вычисления состава раствора с использованием массовой доли растворенного вещества, молярной концентрации, растворимости.
- производить расчеты по уравнениям реакций: вычислять объемные отношения газов, определять состав смеси, массы продуктов реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.
На первом занятии учитель объясняет цели и задачи курса и предлагает учащимся выполнить творческие задания:
- составить задания для школьной олимпиады по химии для 9 класса (все задачи сдаются в решенном виде);
- составить творческие расчетные задачи по различным темам: “Экология”, “Медицина” и т.д.
На последнем занятии проводится защита проектов: составители показывают решение наиболее интересных, на их взгляд, задач.
Программа
Расчеты по химическим формулам. 5 часов. Основные понятия и законы химии. Количество вещества. Молярная масса. Постоянная Авогадро. Число структурных единиц. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Массовая доля элемента. Массовая доля вещества. Мольная доля вещества. Средняя молекулярная масса смеси газов. Массовая доля газа в газовой смеси. Вычисления с использованием физических величин (количество вещества, молярный объем газов, относительная плотность газа, массовая доля) и постоянной Авогадро. Определение средней молекулярной массы смеси. Определение относительной плотности газовой смеси. Определение состава газовой смеси.
Растворы. 7 часов. Массовая доля растворенного вещества. Правило смешения. Расчеты с использованием массовой доли растворенного вещества. Молярная концентрация. Расчетно-практические задачи на приготовление растворов заданной концентрации из чистого растворенного вещества и воды, кристаллогидрата и воды, другого раствора и воды. Растворимость вещества. Насыщенные растворы. Массовая доля вещества в насыщенном растворе. Решение задач на растворимость.
Вычисления по химическим уравнениям. 7 часов. Задачи, связанные с вычислением массовой доли в образовавшемся растворе. Вычисление массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке: вещество, взятое в избытке, реагирует с продуктом реакции; вещество, взятое в избытке, не реагирует с продуктом реакции. Определение состава смеси, все компоненты которой взаимодействуют с указанными компонентами. Определение состава смеси, компоненты которой выборочно взаимодействуют с указанными реагентами. Расчет массы пластинки, погруженной в раствор какой-либо соли. Защита творческих проектов.
Список литературы
- Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. 2000 задач и упражнений по химии. – М.: Экзамен, 1998.
- Радецкий А.М. Проверочные работы по химии. 8 – 11. М.: Просвещение, 2000.
- Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии. // Для поступающих в ВУЗы. – М.: Новая Волна, 1997.
Тематическое планирование (Приложение 1)
Задачи. (Приложение 2)