Питание и здоровье человека

Разделы: Химия, Внеклассная работа


Пища, услаждающая вкус и заставляющая
есть больше, чем это нужно,
отравляет вместо того, чтобы питать”.
Французский писатель Ф.Фенелон

Цель: привитие учащимся культуру питания.

Задачи.

  1. Научить учащихся расшифровывать этикетки продуктов питания.
  2. Научить учащихся ориентироваться в многообразии пищевых продуктов.
  3. Воспитать чувства умеренного питания и здорового образа жизни.

Форма мероприятия: работа в группах.

Оборудование и реактивы: этикетки пищевых продуктов, подсолнечное и сливочное масла и яблочный сок, лимон, йод, крахмал хлорид железа(3), вода, рыбий жир, куриное.

Для нормальной жизнедеятельности организма человека необходимо энергия. Откуда человек получает эту энергию? (Ответы детей) Какие основные вещества содержат продукты питания? (Белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины)

Жиры, органические соединения, полные сложные эфиры глицерина (триглицериды) и одноосновных жирных кислот; входят в класс липидов. Наряду с углеводами и белками Ж. — один из главных компонентов клеток животных, растений и микроорганизмов.

Ж. нерастворимы в воде, хорошо растворимы в органических растворителях, но обычно плохо растворимы в спирте. При обработке перегретым паром, минеральными кислотами или щёлочью Ж. подвергаются гидролизу (омылению) с образованием глицерина и жирных кислот или их солей (см. Мыла). При сильном взбалтывании с водой образуют эмульсии. Примером стойкой эмульсии Ж. в воде является молоко. Эмульгирование жиров в кишечнике (необходимое условие их всасывания) осуществляется солями жёлчных кислот.

Природные Ж. подразделяют на жиры животные и растительные (см. Масла растительные жирные).

В организме Ж. — основной источник энергии. Энергетическая ценность Ж. в 2 с лишним раза выше, чем углеводов. Ж., входящие в состав большинства мембранных образований клетки и субклеточных органелл, выполняют важные структурные функции. Благодаря крайне низкой теплопроводности Ж., откладываемый в подкожной жировой клетчатке, служит термоизолятором, предохраняющим организм от потери тепла, что особенно важно для морских теплокровных животных (китов, тюленей и др.). Вместе с тем жировые отложения обеспечивают известную эластичность кожи. Содержание Ж. в организме человека и животных сильно варьирует. В некоторых случаях (при сильном ожирении, а также у зимнеспящих животных перед залеганием в спячку) содержание Ж. в организме достигает 50%. Особенно высоко содержание Ж. у с.-х. животных при их специальном откорме. В организме животных различают Ж. запасные (откладываются в подкожной жировой клетчатке и в сальниках) и протоплазматические (входят в состав протоплазмы в виде комплексов с белками, называемые липопротеидами). При голодании, а также при недостаточном питании в организме исчезает запасной Ж., процентное же содержание в тканях протоплазматических Ж. остаётся почти без изменений даже в случаях крайнего истощения организма. Запасный Ж. легко извлекается из жировой ткани органическими растворителями. Протоплазматические Ж. удаётся извлечь органическими растворителями только после предварительной обработки тканей, приводящей к денатурации белков и распаду их комплексов с Ж.

В растениях Ж. содержатся в сравнительно небольших количествах. Исключение составляют масличные растения, семена которых отличаются высоким содержанием Ж. .

Белким (протеимны, полипептимды) — высокомолекулярные органические вещества, состоящие из альфа-аминокислот, соединённых в цепочку пептидной связью . В живых организмах аминокислотный состав белков определяется генетическим кодом, при синтезе в большинстве случаев используется 20 стандартных аминокислот. Множество их комбинаций создают молекулы белков с большим разнообразием свойств. .

Функции белков в клетках живых организмов более разнообразны, чем функции других биополимеров — полисахаридов и ДНК. Так, белки-ферменты катализируют протекание биохимических реакций и играют важную роль в обмене веществ. Некоторые белки выполняют структурную или механическую функцию, образуя цитоскелет, поддерживающий форму клеток. Также белки играют ключевую роль в сигнальных системах клеток, при иммунном ответе и в клеточном цикле.

Белки — важная часть питания животных и человека (основные источники: мясо, птица, рыба, молоко, орехи, бобовые, зерновые; в меньшей степени: овощи, фрукты, ягоды и грибы), поскольку в их организмах не могут синтезироваться все необходимые аминокислоты и часть должна поступать с белковой пищей. В процессе пищеварения ферменты разрушают потреблённые белки до аминокислот, которые используются для биосинтеза собственных белков организма или подвергаются дальнейшему распаду для получения энергии.

Углевомды (сахара, сахариды) — органические вещества, содержащие карбонильную группу и несколько гидроксильных групп[1].

Углеводы являются неотъемлемым компонентом клеток и тканей всех живых организмов представителей растительного и животного мира, составляя (по массе) основную часть органического вещества на Земле. Источником углеводов для всех живых организмов является процесс фотосинтеза, осуществляемый растениями.

Все углеводы состоят из отдельных “единиц”, которыми являются сахариды. По способности к гидролизу на мономеры углеводы делятся на две группы: простые и сложные. Углеводы, содержащие одну единицу, называются моносахариды, две единицы – дисахариды, от двух до десяти единиц — олигосахариды, а более десяти — полисахариды. Моносахариды быстро повышают содержание сахара в крови, и обладают высоким гликемическим индексом, поэтому их ещё называют быстрыми углеводами. Они легко растворяются в воде и синтезируются в зелёных растениях. Углеводы, состоящие из 3 или более единиц, называются сложными. Продукты, богатые медленными углеводами постепенно повышают содержание глюкозы и имеют низкий гликемический индекс, поэтому их ещё называют медленными углеводами. Сложные углеводы являются продуктами поликонденсации простых сахаров (моносахаридов) и, в отличие от простых, в процессе гидролитического расщепления способны распадаться на мономеры, с образованием сотни и тысячи молекул моносахаридов

Работа по карточкам найти соответствие между видами продуктов питания и содержанием в них основных органических веществ:

названия продуктов содержание органического вещества

жиры

белки

углеводы

1 команда: сливки, сливочное масло, печень, кета, соя, репка, яблоко, вишня, виноград грейфрукт

2 команда: молоко, мороженое, мясо говяжье, лосось, горох, красная свекла, арбуз, крыжовник, ананас, мандарин

3 команда: творог, йогурт, колбаса карбонат, треска, бобы, морковь, груша, малина, киви, апельсин

4 команда: кефир, сметана, буженина, семга, фасоль, картофель, банан, смородина, абрикос, лимон

2. Витамимны (от лат. vita — “жизнь”) — группа низкомолекулярных органических соединений относительно простого строения и разнообразной химической природы. Это сборная по химической природе группа органических веществ, объединённая по признаку абсолютной необходимости их для гетеротрофного организма в качестве составной части пищи. Автотрофные организмы также нуждаются в витаминах, получая их либо путем синтеза, либо из окружающей среды. Так, витамины входят в состав питательных сред для выращивания организмов фитопланктона[1]. Витамины содержатся в пище (или в окружающей среде) в очень малых количествах, и поэтому относятся к микронутриентам.

Наука на стыке биохимии, гигиены питания, фармакологии и некоторых других медико-биологических наук, изучающая структуру и механизмы действия витаминов, а также их применение в лечебных и профилактических целях, называется витаминологией]

Витамины участвуют во множестве биохимических реакций, выполняя каталитическую функцию в составе активных центров большого количества разнообразных ферментов либо выступая информационными регуляторными посредниками, выполняя сигнальные функции экзогенных прогормонов и гормонов.

Витамины не являются для организма поставщиком энергии, однако витаминам отводится важнейшая роль в обмене веществ.

Концентрация витаминов в тканях и суточная потребность в них невелики, но при недостаточном поступлении витаминов в организм наступают характерные и опасные патологические изменения.

Большинство витаминов не синтезируются в организме человека. Поэтому они должны регулярно и в достаточном количестве поступать в организм с пищей или в виде витаминно-минеральных комплексов и пищевых добавок. Исключения составляют витамин К, достаточное количество которого в норме синтезируется в толстом кишечнике человека за счёт деятельности бактерий, и витамин В3, синтезируемый бактериями кишечника из аминокислоты триптофана.

С нарушением поступления витаминов в организм связаны 3 принципиальных патологических состояния: недостаток витамина — гиповитаминоз, отсутствие витамина — авитаминоз, и избыток витамина — гипервитаминоз.

Известно около полутора десятков витаминов. Исходя из растворимости, витамины делят на жирорастворимые — A, D, E, F, K и водорастворимые — все остальные (B, C и др.). Жирорастворимые витамины накапливаются в организме, причём их депо являются жировая ткань и печень. Водорастворимые витамины в существенных количествах не депонируются (не накапливаются) и при избытке выводятся с водой. Это объясняет то, что гиповитаминозы довольно часто встречаются относительно водорастворимых витаминов, а гипервитаминозы чаще наблюдаются относительно жирорастворимых витаминов.

Витамины отличаются от других органических пищевых веществ тем, что не включаются в структуру тканей и не используются организмом в качестве источника энергии (не обладают калорийностью).

Задания командам распределить из перечня продукты питания по содержанию в них витаминов: А,В,С,Д.

1 команда: сливки, сливочное масло, печень, кета, соя, репка, яблоко, вишня, виноград грейфрукт

2 команда: молоко, мороженное, мясо говяжье, лосось, горох, красная свекла, арбуз, крыжовник, ананас, мандарин

3 команда: творог, йогурт, колбаса карбонат, треска, бобы, морковь, груша, малина, киви, апельсин

4 команда: кефир, сметана, буженина, семга, фасоль, картофель, банан, смородина, абрикос, лимон

Какие изменения происходят в организме при недостатке перечисленных витаминов?

Практическая работа “Обнаружение витаминов”

Цель. Доказать наличие витамина А в подсолнечном масле и витамина С в яблочном соке, подтвердить кислотный характер водного раствора витамина С.

Оборудование и материалы. Пробирка с подсолнечным маслом, пробирка с яблочным соком, стакан с водой, сухой порошок витамина С, универсальная индикаторная бумага, 1%-й раствор FeCl3, крахмальный клейстер, 5%-й раствор йода, стеклянная палочка.

Ход  работы

1. Обнаружение витамина А в подсолнечном масле.

В пробирку с 1 мл подсолнечного масла добавить 2–3 мл 1%-го раствора хлорида железа(III). Появление ярко-зеленого окрашивания указывает на наличие витамина А.

2. Определение витамина С в яблочном соке.

В пробирку с 2 мл яблочного сока добавить с помощью мерного цилиндра 8 мл воды (общий объем – 10 мл). Добавить 0,5–1 мл крахмального клейстера. По каплям добавить 5%-й раствор йода до появления устойчивого синего окрашивания, не исчезающего 10–15 с. Техника определения основана на том, что молекулы аскорбиновой кислоты легко окисляются иодом. Как только йод окислит всю аскорбиновую кислоту, следующая же капля, прореагировав с крахмалом, окрасит раствор в синий цвет.

3. Изучение рН водного раствора витамина С.

Растворить сухой порошок витамина С в воде. Опустить в раствор универсальную индикаторную бумагу. Сравнить полученную окраску со шкалой, определить значение рН.

Оформить результаты работы в виде таблицы

№ опыта Наблюдения Выводы
     
     
     

4. Определение витамина D в рыбьем жире или курином желтке

В пробирку с 1 мл рыбьего жира прилейте 1 мл раствора брома. При наличии витамина D появляется зеленовато-голубое окрашивание.

4. Пищевые добавки

Пищевые добавки – это вещества, которые никогда не употребляются самостоятельно, а вводятся в продукты питания для придания им свойств: вкуса, цвета, запаха, консистенции и внешнего вида, для сохранения пищевой и биологической ценности, улучшения условий обработки, хранения, транспортировки.

  • Когда вы заходите в магазин в поисках чего-нибудь вкусненького, каким продуктам вы обычно отдаете предпочтение? (Предполагаемый ответ: конечно запакованным в красивые обертки, банки или коробки)
  • А обращаете ли вы внимание на состав веществ, входящих в данный продукт? (Предполагаемый ответ: белки, жиры. Углеводы, минеральные соли. Витамины).

На территории России использование пищевых добавок контролируется национальными органами Роспотребнадзора и нормативными актами и санитарными правилами Минздрава России (в СССР первые такие правила вступили в силу с 1978 года).

Основными документами являются:

  • Федеральный закон “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” от 30.03.1999 г. N 52-Ф3
  • Федеральный закон “О качестве и безопасности пищевых продуктов” от 02.01.2000, N 29-ФЗ
  • Федеральный закон “Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан” от 22.07.1993
  • СанПиН 2.3.2.1293-03 “Гигиенические требования по применению пищевых добавок” — c 12 июня 2003 года

Запрещённые добавки — это добавки, по которым доказано, что их действие приносит вред организму. (Приложение 2 “Добавки запрещённые для использования на территории Российской Федерации”)

Неразрешённые добавки — это добавки, которые не тестировались или проходят тестирование, но окончательного результата пока нет. (Приложение “Добавки неразрешённые на территории Российской Федерации)

Практическая работа расшифровка этикеток продуктов на наличие пищевых добавок, определение назначения и действия их на организм человек. У ребят на столах тара из под йогурта, конфетные фантики и коробки, соки, упаковки из под круп и детского питания, кериешки, чипсы, мороженое, продукты быстрого приготовления, тара из-под тортов.

Рекомендации по употреблению продуктов питания.

  1. Внимательно читайте надписи на этикетке продукта.
  2. Не покупайте продукты с неестественно яркой кричащей окраской.
  3. Не покупайте продукты с чрезмерно длительным сроком хранения.
  4. Пейте свежеприготовленные соки.
  5. Обойдитесь без подкрашенной газировки.
  6. Не перекусывайте чипсами, лучше замените их орехами.
  7. Не употребляйте супы и лапшу из пакетиков, готовьте сами.
  8. Откажитесь от переработанных или законсервированных мясных продуктов, таких как колбаса, сосиски, тушенка.
  9. В питании все должно быть в меру и по возможности разнообразно.

5. Аукцион знаний. Шуточная викторина

1. Само с кулачок, красный бочок,
Потрогаешь - гладко, откусишь - сладко. (Яблоко)

2. Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а ... (Лук)

3. В молодости зелёное носят,
В старости — жёлтое.
Что это такое?

Ответ: Огурцы

4. Горит на грядке светофор,
И люди ждать согласны,
Пока зелёный ...
Не сделается красным.

Ответ: Помидор

С оранжевой кожей,
На мячик похожий,
Но в центре не пусто,
А сочно и вкусно.

Ответ: Апельсин

5. С виду он как рыжий мяч,
Только вот не мчится вскачь.
В нём полезный витамин —
Это спелый...

Ответ: Апельсин в рифму

6.Яркий, сладкий, налитой,
Весь в обложке золотой.
Не с конфетой фабрики —
Из далёкой Африки.
Ответ: Апельсин

7. Красный сапог в земле горит.

Ответ: Свёкла

8. Плодово-ягодный матросский танец. (Яблоко)

9. Носители жизни. (Яйцо)

10. Элексир бодрости. (Глюкоза)

11. Углевод – продукт питания, на его основе в медицине готовят мази, присыпки. (Крахмал)

Заключительное слово учителя, подведение итогов.

Приложение

Содержание пищевых добавок в продуктах питания

Отметьте знаком “+” или “-” наличие пищевых добавок, укажите потенциально опасные для здоровья, в случае их систематического употребления.

Продукт Красители
Е 1**
Rонсерванты
Е 2**
Антиокислители
Е3**
Загустители
Е 4**
Ээмульгаторы
Е 5**
Усилители вкуса
Е6**
             
             
             
             
             
             

Проанализируйте данные и сделайте вывод о наличии пищевых добавках в продуктах питания.

Приложение

Содержание пищевых добавок в продуктах питания

Отметьте знаком “+” или “-” наличие пищевых добавок, укажите потенциально опасные для здоровья, в случае их систематического употребления.

Продукт Красители
Е 1**
Консерванты
Е 2**
Антиокислители
Е3**
Загустители
Е 4**
Эмульгаторы
Е 5**
Усилители вкуса
Е6**
             
             
             
             
             
             

Проанализируйте данные и сделайте вывод о наличии пищевых добавках в продуктах питания.

Приложение