Цель: воспитывать у учащихся чувства патриотизма, уважения к родной стране, родному краю, его истории.
Задачи.
- Активизировать изучение деятельности исторических личностей, исторических событий, их хронологию.
- Обобщить и систематизировать знания учащихся по истории армии, традициям празднования Дня Защитника Отечества.
- Развивать познавательную активность, желание проявить себя с положительной стороны.
Форма проведения: познавательная игра–соревнование.
Целевая аудитория: учащиеся 8, 9 классов специальной коррекционной школы VIII вида.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, набор жетонов в виде погон со знаками различия, музыкальный клип “Армия”.
План занятия
1. Орг.момент.
2. Викторина “Непобедимая и легендарная”.
3. Историческая страничка “Отчизны славные сыны”.
3. Конкурс “Солдат смекалкой силён”.
4. Подведение итогов и награждение победителей.
Содержание занятия
I. Орг.момент.
1. Добрый день дорогие друзья! Сегодня мы собрались накануне большого праздника. Вы знаете какой праздник отмечает наша страна в последние дни февраля? (Ответы детей)
23 февраля мы все отмечаем День Защитника Отечества. И сегодня мы поздравляем всех мужчин, юношей, мальчиков с этим праздником.
2. - Что такое Отечество? (Ответы детей)
- Кто такой защитник Отечества? (Ответы детей)
- От чего и от кого нужно защищать свою родину, свою родную землю?
Сегодня мы будем говорить о самых сильных, мужественных, храбрых людях – о защитниках отечества. О солдатах нашей армии.
3. Судьбу свою вручаем без остатка
Не маме, не сестрёнке, не отцу,
А нашему российскому солдату,
Который марширует на плацу.
4. Недаром говорится: “Солдат – всегда солдат”. А народная мудрость ещё и гласит:
“ Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом”.
Слайд 2: Эти слова станут девизом вашей работы на нашем занятии. Потому что сегодня мы проведём игру “Хочу стать генералом!”.
5. Дослужиться до генерала, “продвигаясь по службе” - вот задача каждого из участников.
Посмотрите внимательно на этот трудный путь – путь настоящего защитника Отечества, путь настоящего солдата.
Слайд 3: “От рядового до генерала”.
Объяснение правил игры: За правильный ответ на вопрос или правильное выполнение задания игрок получает жетон. В конце игры мы подсчитаем жетоны и посмотрим кто же из вас пройдёт путь от рядового до генерала.
II. Викторина “Непобедимая и легендарная”
Товарищи бойцы! Приготовьтесь отвечать на вопросы. После каждого правильного ответа вы можете получить очередное звание.
- Год создания Красной Армии? (23 февраля 1918 года)
- Кто Верховный Главнокомандующий Российской армии сегодня? (Президент РФ Путин В.В)
- Кто является министром обороны в России? (Шойгу С.К)
- Как называются Вооружённые силы страны? (Армия)
- Как называется документ, в котором говорится, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации? (Конституция РФ, статья 59)
- Назовите рода войск в современной армии. (Артиллерия, мотострелковые войска, бронетанковые, пехота, морская пехота, воздушно-десантные, инженерные, авиация.)
- В чем отличия различных видов российских войск? (Форма, одежда, эмблемы на рукавах, погоны, эмблемы в петлицах и т.д.)
- К каким родам войск относятся эти эмблемы?
- У какого рода войск этот символ? (Пограничные войска)
- Какой род войск на этом слайде? (Военная разведка)
- Как называется эта часть военной формы? (Берцы)
- В каком роду войск носят этот головной убор? (Голубой берет – десантные войска)
- В каких войсках носят этот головной убор и как он называется? (ВМФ, бескозырка)
III. Историческая страничка “Отчизны славные сыны”
Страница 1. Слайд 14
“Мамаево побоище”
Все знают на Руси!
Там ратники плечу плечо
С врагом сошлись грудь в грудь,
И места не было мечом
Иль палицей взмахнуть…
Стоял такой великий стон,
Шёл бой с такою кровью,
Что был в багрянц окрашен Дон
До самого низовья…”
- Кто возглавил русскую дружину в этом сражении? (Князь Дмитрий Донской)
Страница 2. Слайд 15-17
В те далёкие времена воинов, защитников называли РАТНИКИ.
Ратники носили специальную одежду, которая защищала их от стрел, мечей, ударов врагов.
- Подумайте и скажите: какие элементы одежды ратников дошли до современных солдат? (Шлем – будёновка, каска; кольчуга – бронежилет)
- Почему на эмблеме ракетных войск изображены стрелы?
Страница 3. Слайд 18
Император, реформатор, караблестроитель, великий полководец. Он “прорубил окно в Европу” О ком речь?
Страница 4. Слайд 19
1242 год. Ледовое побоище.
Грохот, ржанье, стон и крик,
Наши жмут сильнее, а ливонец не привык
Получать по шее.
Как?
Куда теперь бежать в панцире пудовом?
Или, сняв его, дрожать на пути ледовом?
И по льду семь верст пешком
В плен дружиной взяты,
Шли ливонцы босиком, побросавши латы…
- Русский князь, возглавивший эту битву? (Князь Александр Невский)
Страница 5. Слайд 20
- О каком сражении эти стихи М.Ю.Лермонтова:
Вам не видать таких сражений!
Носились знамена , как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала…. (Бородинская
битва, 1812 год)
IV. Конкурс “Солдат смекалкой силён”. Слайд 21-24
1. Пословицы:
- Воевать не числом, а..
а) мечом,
б) уменьем,
в) дружбой.
- Сам погибай, а…
а) не убегай,
б) не зевай,
в) товарища выручай.
- Хочешь покоя - ….
а) готовься к бою,
б) лежи на печи,
в) позвони другу.
- Друг за друга стой - …
а) ровный строй,
б) выиграешь бой,
в) легче служить.
- Только тому почёт будет, кто …
а) Родину не забудет,
б) Родину не словом, а делом любит,
в) от врагов не бежит.
V. Подведение итогов. Награждение победителей. Просмотр клипа “Армия”. Слайд 25-26.
Всего вопросов – 28.
Всего званий - 10.
1. Ефрейтор - 2 балла
2. Сержант - 4 балла
3. Прапорщик - 6 баллов
4. Младший лейтенант - 8 баллов
5. Лейтенант - 10 баллов
6. Капитан - 12 баллов
7. Майор - 14 баллов
8. Подполковник - 16 баллов
9. Полковник - 18 баллов
10. Генерал - 20 баллов
Литература
1.Дик Н.Ф. Классная книга классного руководителя 6-7 классов. Ростов-на-Дону, Феникс, 2007.
2. Кугач А.Н., Турыгина С.В., Селиванов А.А., Познавательные игры, конкурсы и развлечения для школьников. - Ярославль: Академия развития, 2007.
3. Пересыпка Е. В. Традициям отцов верны. Сценарий урока-аукциона по истории. http://archive.1sept.ru
4. http://school-collection.edu.ru