Диагностика эмоциональной, познавательной сфер, психологических особенностей детей (2 недели)
Прежде всего, в учреждении, куда вначале помещается ребенок, проводится комплексная диагностика его развития. Педиатр, психиатр и другие врачи изучают состояние его здоровья на данный момент; логопед диагностирует уровень развития речи, познавательных интересов, возможности обучения; психолог- состояние и уровень психического развития здоровья.
Анкетирование детей “Я и семья” Составления “Истории семьи” детей (1-1,6 месяца)
На этапе помещения ребенка в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, орган опеки предоставляет сведения о прошлом ребенка, его семье, причинах разлучения с ней, правовом статусе. Есть дети, которые не могут быть усыновлены по правовому статусу: его невозможно разлучить с братьями или сестрами, бабушка или дедушка не могут сами воспитывать ребенка и не хотят передавать на воспитание в чужую семью, либо лишенные родительских прав биологические родители изъявляют желание восстановиться в правах. Есть дети, которые сами не хотят быть усыновленными и по достижении совершеннолетия мечтают вернуться к маме, чтобы помочь ей реабилитироваться или вылечиться. Есть дети, которые из-за своих личностных качеств или особенностей поведения не приживутся в новой семье и прекрасно себя чувствуют в среде сверстников.
При подготовке к жизни в семье важно построить представления ребенка о своем прошлом, историю его жизни, причинах перемещения из семьи в детский дом и перспективах на будущее. Необходимо, чтобы дети понимали произошедшие с ними изменения и представляли, какое их ждет будущее. Важно объяснить им, что произошло в их жизни и почему они не могут сейчас жить со своими родителями. Для этого психологи рекомендуют использовать такие приемы, как: составление книги или карты жизни ребенка, приемы активного слушания, беседы о жизненном пути ребенка, пересказ историй, похожих на пережитую ребенком и др.
Примерно с 6-летнего возраста можно помочь ребенку понять разницу между биологическим и психологическим родительством и то, что он не виноват в происшедшем. Нужно довести до его сознания, что есть объективные причины, по которым он не может жить в биологической семье. Объяснить, что его родителям нужна помощь, они не могут сейчас заботиться о нем. Ребенку, который может быть устроен в семью можно пояснить: “Ты растешь, у тебя много вопросов, проблем, поэтому мы взяли заботу о тебе на себя вместо них. Есть другие взрослые, которые хотят заботиться о тебе, мы будем искать (нашли) таких людей” и дать время свыкнуться с этими мыслями.
Определение уровня освоения ребенком Программы обучения, работа над адаптацией в новых условиях жизни (6 месяцев)
Подготовительный этап работы в детском учреждении включает специальную психолого-педагогическую работу, помогающую переосмыслить имеющийся (чаще всего негативный) жизненный опыт. Одновременно с этим психологи и педагоги ведут работу над актуальными проблемами ребенка, особенностями эмоционального реагирования, адекватного поведения, самопринятия, корректируют пед- и детагогическую запущенность, пробелы в развитии интеллектуальной сферы, образовании. В этот период идет формирования навыков общения, рефлексия, самоконтроля и необходимых навыков в новой семье. Через эти мероприятия проходят все дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации и те, кто попадет в приют, и те, кто помещается в детский дом.
Адаптация у разных детей проходит по-разному, здесь многое зависит и от возраста ребенка, и от черт его характера. Большую роль играет опыт прошлой жизни. Если ребенок до усыновления жил в семье, проблемы будут одни. Ребенок, который свою небольшую жизнь прожил в доме ребенка, а затем в детском доме, иначе будет реагировать на новые условия. Первая реакция и самочувствие у каждого при этом будет разная. Кто-то пребывать приподнятом, возбужденном состоянии и стремиться все посмотреть, потрогать, а если кто-то есть рядом, попросить показать, рассказать о том, что вокруг. Под влиянием новых впечатлений может возникнуть перевозбуждение, суетливость, желание порезвиться. А кто-то в новой обстановке испугается, будет прижиматься к взрослому, пытаясь как бы заслониться (уберечься) от нахлынувшего потока впечатлений. Кто-то бегло скользнет взглядом по предметам и вещам, опасаясь дотронуться до них. Получив из рук взрослого какую-то вещь, прижмет ее к себе или спрячет в укромное место, боясь потерять.
Работа должна быть направлена первоначально на снятие естественного опасения, уменьшения чувства тревоги. Подготовка необходима еще и потому, что в новую семью ребенок идет, имея прошлый, как правило, негативный опыт жизни в семье. Но, несмотря на это, многие хотят попасть в семью (либо вернуться к своим родителям, либо просят найти других родителей). Не раз доводилось наблюдать, как дети относятся к новым людям, в группе; в их глазах надежда - а не за мной ли это пришли? Основной смысл подготовки - управления ожиданиями ребенка. У многих детей, побывавших в семьях на каникулах, в гостях у сотрудников, складывается впечатление идеализированного, праздничного образа семейной жизни. Дети надеются, что новые родители будут лучше, обеспечат всем, чего ребенку не достает.
Для эффективности работы с воспитанниками учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей проводятся психологические тренинги:
Содержание занятия | Направленность упражнения |
"Какой я и какие другие” | Создание пространства для обсуждения чувств и отношения детей к окружающим детям, взрослым, предполагаемой семье |
"Я не трус, но я боюсь” | Проработка страхов и тревог |
"Я сержусь” | Работа с гневом, раздражением, неумением справиться с этими чувствами |
"Я горюю” | Работа с горем, утратами |
"Учимся договариваться” | Формирование умения уступать и настаивать на своем |
"Хочу и делаю” | Достижение баланса между стремлением научиться чему-то и необходимостью волевого усилия |
"SOS – помогите мне” | Формирование умения искать поддержку, просить о помощи |
Диагностика семейной системы кандидатов в замещающие родители (1 неделя)
Согласно Федеральному Закону РФ № 48-ФЗ от 24.04.2008 г. “Об опеки и попечительстве”, граждане Российской Федерации, желающие принять в свои семьи ребенка, оставшегося без попечения родителей должны обратиться в орган опеки и попечительства по месту своего жительства, подать заявление с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителями, опекунами/попечителями, создать приемную семью с приложением следующих документов:
- краткая автобиография;
- справка с места работы с указанием должности и заработной платы либо копия;
- декларации о доходах;
- копия финансового лицевого счета и выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение;
- справка органов внутренних дел об отсутствии судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан;
- медицинское заключение государственного или муниципального лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья лица, желающего усыновить ребенка, оформленное в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации;
- копия свидетельства о браке (если состоят в браке).
Документы, перечисленные в подпунктах 2-4, действительны в течение года со дня их выдачи, а медицинское заключение о состоянии здоровья - в течение 3-х месяцев.
Лицо, обращающееся с просьбой об усыновлении, установлении опеки/попечительства, создания приемной семьи должно предъявить паспорт, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - иной документ, удостоверяющий личность.
Для подготовки заключения о возможности быть усыновителями, опекунами/попечителями, приемные родители орган опеки и попечительства составляет акт по результатам обследования условий жизни лиц, желающих усыновить ребенка.
На основании заявления и преложенных к нему документов, а также акта обследования условий жизни лиц, желающих взять ребенка в свою семью, орган опеки и попечительства в течении 15 рабочих дней со дня подачи заявления готовит заключение об их возможности быть усыновителями, кандидатами в опекуны/попечители, приемные родители, которое является основанием для постановки на учет в качестве кандидатов в замещающие семьи.
Изучение запроса семьи, информирование о проблемах развития ребенка (социально-педагогические и медицинские аспекты) (1-3 месяца)
Согласно Постановления Правительства Москвы от 02.07.2002 № 490-ПП “О региональном операторе государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей”, в Москве и Московской области кандидаты в замещающие семьи получают доступ к информации о детях, оставшихся без попечения родителей.
Доступ к государственному банку данных о детях обеспечивается региональными операторами и федеральным оператором посредством опубликования в средствах массовой информации или распространения иным способом сведений о своей деятельности (местонахождении, порядке и режиме работы, перечне предоставляемых услуг и другой информации).
При выборе ребенка, оставшегося без попечения родителей, гражданину, желающему принять ребенка на воспитание в свою семью, выдается региональным оператором или федеральным оператором направление в учреждение, в котором находится ребенок, для его посещения с уведомлением об этом органа опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка, оставшегося без попечения родителей. О выданном направлении в анкете ребенка и анкете гражданина делаются соответствующие отметки.
При обращении кандидата в администрацию учреждения проводится ознакомление с личным делом ребенка, его медицинскими документами. Кандидата консультируют специалисты по вопросам психического состояния ребенка, его социально-педагогического уровня развития. Кандидат дает согласие либо отказ.
Знакомство замещающей семьи и ребенка, установление контакта (2-3 месяца)
Любое человеческое существо испытывает естественную тревогу, волнение, дискомфорт, переходя от одного, уже привычного способа существования, к другому. Тревожность усиливается, когда предстоит новое событие, непривычное действие, или новый непривычный образ жизни. В том, что даже меленькие дети испытывают тревогу, когда их собираются помещать в семью, убеждался каждый, кто знаком с этой процедурой. Легко заметить изменения в привычном поведении детей. На данном этапе ведется работа по преодолению страха. Оказание содействия в формировании межличностных отношений между замещающей семьей и ребенком. Для достижения цели используются следующие методики работы:
- Организация совместного творчества (порисуем, поиграем вместе).
- Проведение совместных тренингов (по распределению ролей в семье, по определению обязанностей членов семьи, по распорядку дня).
- Организация совместного отдыха.
- Временная передача ребенка в замещающую семью на выходные, праздничные, каникулярные дни.
- Привлечение кандидатов в замещающие семьи к участию и организации праздников.
- Привлечение кандидатов в замещающие семьи к участию в подготовке устных учебных предметов (с дошкольниками чтение сказок, заучивание стихов).
Помещение ребенка в семью (2 недели - 1 месяц)
Кандидаты в замещающую семью обращаются с письменным заявлением в органы опеки и попечительства по месту регистрации ребенка с заявлением о назначении опеки/попечительства, заключения договора о приемной семье либо с заявлением об усыновлении в суд по месту нахождения ребенка. Администрация учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей, по письменному запросу органов опеки и попечительства либо суда на основании заключения психолога, и воспитателя об установленном контакте между кандидатами и ребенком и дает свое заключение о возможности передачи конкретного ребенка в конкретную семью. На основании полученной информации выносится Постановление о передаче ребенка на воспитание в замещающую семью, либо решение суда об усыновлении.
Критерии эффективности программы и готовности ребенка к жизни в семье:
- формирование у воспитанников основных перспективных процессов (способности формировать образы, делать связные умозаключения и представлять их в словесной форме);
- снижение эмоциональной ригидности и напряженности;
- способность ребенка осознавать сильные и слабые стороны своей личности;
- повышение самооценки и личной ответственности за принятие решений;
- овладение навыками самообслуживания.
Используемая литература:
Методическая статья Г.С. Красницкой.
Методические статьи Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А.
Постановление Правительства Москвы от 02.07.2002 № 490-ПП “О региональном операторе государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей”.
Федеральный Закон РФ № 48-ФЗ от 24.04.2008 г. “Об опеки и попечительстве”.