Цели: сформировать представления учащихся о жизни пресноводного водоёма; ознакомить с растительным и животным миром пресноводных водоёмов; сформулировать правила поведения, направленные на охрану обитателей водоёма.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебник “Окружающий мир 4 класс 1 часть” авторов А.А. Плешакова, Е.А. Крючковой, “Рабочая тетрадь”, атлас-определитель, таблицы с изображением растений и животных водоёмов, карта Приморского края.
Ход урока
І. Организационный момент.
ІІ. Актуализация опорных знаний.
1. Беседа.
- Почему луг называют природным сообществом? (Привести примеры).
- Приведите примеры экологических связей луга.
2. Решить кроссворд и прочитать ключевые слова.
Слайд 2.
Вопросы к кроссворду:
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
С ветки на тропинку,
С травинки на травинку
Прыгает пружинка –
Зелёненькая спинка. (Кузнечик)
Этот житель луга имеет скрипучий голос. (Коростель)
На лугу он живёт,
И всё время спать зовёт!
- Пить-пирю, спать пора!
Так до самого утра!
Кто такую птичку знает?
Кто загадку отгадает? (Перепел)
Та птичка хвостиком трясёт
И на земле жучков клюёт.
Живёт она, где есть вода,
Её узнаешь без труда! (Трясогузка)
Словно синий огонёк
Кто-то вдруг во ржи зажёг.
Яркий полевой цветок.
Что же это? (Василёк)
Это растение узнают по мелким треугольным плодам, похожим на сумки. (Пастушья сумка)
Быстрая и юркая,
В змеевидной шкурке я,
А за хвост меня поймаешь,
Сразу тут же потеряешь. (Ящерица)
Это очень ценный злак – кормовое растение с тонкими листьями и мелкими колосками, образующими метёлку. (Мятлик)
Тёплым днём, весною, в мае
Каждый про меня узнает.
Я не муха, не паук.
Я жужжу! Я майский ... (жук)
Выпуча глаза сидит,
По-французски говорит,
По-блошьи прыгает,
По-человечьи плавает. (Лягушка)
Это насекомое назвали в честь врача – героя греческих мифов. В настоящее время - это редкое животное. (Махаон)
- Прочитайте ключевые слова. (Берегите луга)
3. Проверка задания 7 на стр. 81 “Рабочей тетради”.
- Какие условные знаки нарисовали по теме “Как вести себя на лугу”?
Выставка рисунков условных знаков. Повторение правил поведения на лугу.
ІІІ. Самоопределение к деятельности.
Слайд 3.
- Прочитайте стихотворение и добавьте последнее слово.
Тихо плещется вода,
Ряска, лилии, рогоз,
И кубышка, и тростник,
Есть беззубка, прудовик,
Водомерка вот бежит –
Бурно жизнь кипит в нём.
Это пресный ... (водоём).
- О чём будем говорить на уроке?
- Что бы вам хотелось узнать по этой теме?
ІV. Работа над новым материалом.
1. Беседа.
- Что такое водоём?
Слайд 4.
- Водоём – место скопления или хранения воды.
- Вспомните, что водоёмы по происхождению делятся на две группы. Какие? (Водоёмы бывают естественные и искусственные. Бывают солёные и пресные.)
- О каких водоёмах мы будем говорить на уроке? (О пресных)
- Какие пресные водоёмы есть у нас в Приморском крае?
2. Показать на карте.
Слайд 5.
Типы водоёмов.
Какие из этих водоёмов относятся к естественным, а какие к искусственным?
Слайд 6.
Какие растения можно встретить в водоёмах? На берегу водоёмов?
3. Работа с учебником.
Прочитать текст на стр. 178-179 .
Выполнить задание 1 на стр. 82 “Рабочей тетради”.
Проверка. Что интересного узнали?
Какое растение есть в водоёмах нашего края, а не упоминается в учебнике? (Лотос)
Слайд 7.
4. Какую роль играют растения в жизни водоёмов?
Роль растений в жизни водоёма.
- Дом для животных
- Выделяют кислород, необходимый для дыхания организмов.
- Пища для животных.
5. Самостоятельная работа.
По рисунку на стр. 180-181 познакомьтесь с живыми организмами пресных водоёмов.
- Кого можно увидеть на поверхности воды?
- В толще воды?
- На дне водоёма?
Слайды 8-9.
Отгадайте загадки.
Пёстрая крякушка
Ловит лягушек,
Ходит вразвалочку-
Спотыкалочку. (Утка)
Под водой
Живёт народ,
Ходит задом
Наперёд. (Рак)
У родителей и деток
Вся одежда из монеток. (Рыба)
На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. (Сом)
Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. (Стрекоза)
Строят дом без топора,
Дом без хвороста и тины
И плотину. (Бобры)
У кого глаза на рогах,
А дом на спине. (Улитка)
V. Обобщение знаний.
Слайд 10.
Кто где живёт
На поверхности воды
—> растения: кубышка, рогоз (корни в воде), ряска, кувшинки
—> насекомые: клоп-водомерка, жуки-плавунцы
В толще воды
—> головастики лягушек и жаб
—> разные виды рыб
—> водоросли
На дне
—> моллюски: перловица, прудовик, катушка
—> речные раки
Связаны с водоёмами
—> птицы: утки, цапли
—> млекопитающие: бобры, водяные крысы, выдры
Слайд 11.
Вывод по изученному материалу.
Мы узнали, что водоём – это природное сообщество. В нём все взаимосвязано. Растения и животные умирают. Мёртвые остатки перегнивают, разрушаются под воздействием микроорганизмов. Образуются соли, а их для роста используют растения. Растениями, в свою очередь питаются животные.
Но человек вмешивается в жизнь этого сообщества, рвет редкие растения, ловит раков-санитаров, губит головастиков и лягушек. Чтобы не случилось экологической катастрофы, нужно научиться ценить жизнь во всех ее проявлениях.
VІ. Дополнительный материал “Пресные водоёмы нашего края”
Слайд 12.
Озеро Ханка, река Раздольная.
Слайды 13-18.
Озеро Ханка.
- Расположение: Дальний Восток
- Высота: 68-70 м
- Площадь: 4070 км?
- Объём: 18,3 км?
- Наибольшая глубина: 10,6 м
- Средняя глубина: 4,5 м
- Площадь водосбора: 16 980 км?
- Впадающие реки: Лефу, Мельгуновка, Синтуха и др.
- Вытекающая река: Сунгача
Слайды 19-21.
Река Раздольная.
- Река Раздольная протекает по территории России и Китаю.
- Исток – слияние рек: Сяосуйфэньхэ и Дасуйфэньхэ.
- Устье: Амурский залив Японского моря.
- Длина: 245 км
- Площадь бассейна: 16 830 км?
VІІ. Составление памятки “Человек у воды”
Слайд 22.
- Не рви кубышки, кувшинки, лотосы!
- Не лови раков, двустворчатых моллюсков, стрекоз!
- Не разрушай жилища животных!
- Береги лягушек и головастиков!
- Помогай взрослым в охране животных водоёмов!
- Не бросай мусор в воду и на берегу водоёмов!
- Не мой велосипед и другие транспортные средства на берегу водоёмов!
VІІІ. Подведение итогов урока.
- Какова была цель урока?
- Какие знания вы получили?
ІX. Рефлексия.
- Дополните предложение: “Теперь я знаю, что...”
- Кого можно поблагодарить за урок?
X. Домашнее задание.
- Прочитать текст на стр. 178-186 учебника.
- Выполнить задания 5-7 “Рабочей тетради”.