Цели:
- развитие познавательного интереса учащихся к военной истории России и приобщением их к историческому наследию родного Отечества;
- распространение и популяризация среди учащихся знаний по истории Первой мировой войны, о жизни и деятельности великих российских полководцев, о памятниках культуры России, посвящённых Первой мировой войне;
- патриотическое воспитание, развитие творческого потенциала учащихся, формирование гражданской позиции.
Участники игры: в игре принимают участие команды 5-8 классов, состоящие из 5 человек
Условия проведения игры:
- начинается игра с представления каждой командой своего домашнего задания, тематически связанного с историей Первой мировой войны, продолжительность не более 2 минут; оцениваются название, девиз, творческое начало;
- игра состоит из 25 вопросов
Подведение итогов: команда, набравшая наибольшее количество баллов, становится победителем; в том случае, если команды набрали одинаковое количество баллов, разыгрываются дополнительные вопросы.
Награждение: команды, занявшие 1, 2, 3 места, награждаются дипломами.
Слайд 1
Ведущий:
Почти уж век как воевали.
Почти сто лет забыт тобой,
Быть может к Дате, просветила,
В чём провинился воин твой.
Ведущая:
Иль не достоин я в шеренге
Героев русских гордо встать,
С царём, Отечеством и Верой
Мы шли Россию защищать.
Вопрос 1 (Слайды 2-3)
Ведущий: В этом регионе в начале XX века столкнулись интересы ведущих мировых держав. Современники понимали, что общеевропейская война начнется здесь и поэтому окрестили регион “пороховым погребом Европы”.
Ведущая: Именно здесь 28 июня 1914 года был убит наследник австро-венгерского престола эрцгерцог Франц Фердинанд. Это событие послужило поводом к началу войны. О каком регионе идёт речь?
Ответ: “Пороховым погребом” Европы называли Балканы.
Вопрос 2 (Слайды 4-5)
Ведущий: Накануне Первой мировой войны многие интеллектуалы и учёные Европы предрекали, что общеевропейская война будет скоротечной.
Ведущая: Одним из немногих, кто сумел предсказать размах предстоящей войны, стал министр внутренних дел Российской империи. Современники называли его “Российский Нострадамус”. Назовите его имя.
Ответ: Министр внутренних дел П.Н.Дурново
Вопрос 3 (Слайды 6-7)
Ведущий: В 1879-1882 годах сложился Тройственный союз – военно-политический блок Германии, Австро-Венгрии, Италии.
Ведущая: В ответ в 1891-1907 годах Россия, Франция, Англия образовали союз под именем “Сердечное согласие”. Как назывался этот союз?
Ответ: Антанта
Вопрос 4 (Слайды 8-9)
Ведущий: Перед Первой мировой войной Российская империя имела самую большую армию.
Ведущая: Сколько миллионов человек насчитывали вооруженные силы России?
Ответ: 12 миллионов
Вопрос 5 (Слайды 10-11)
Ведущий: Все многочисленные участники Первой мировой войны, даже объединившись в союзы, преследовали собственные цели.
Ведущая: Назовите цель Российской империи в Первой мировой войне (она стояла перед Россией с времён Екатерины Великой).
Ответ: Установить контроль на черноморских проливах Босфор и Дарданеллы
Вопрос 6 (Слайды 12-13)
Ведущий: Германия к началу войны руководствовалась довольно старой военной доктриной – планом Шлиффена.
Ведущая: В двух словах суть плана была изложена Вильгельмом II: “Обед у нас будет в Париже, а ужин в ........”. В каком городе должен был состояться ужин?
Ответ: В городе Санкт-Петербурге
Вопрос 7 (Слайды 14-15)
Ведущий: Эта кавалерийская дивизия была сформирована в Российской империи в августе 1914 года из добровольцев.
Ведущая: За годы сражений в Первой мировой войне дивизия взяла пленных в четыре раза больше своего численного состава. Под каким именем она вошла в историю?
Ответ: “Дикая”
Вопрос 8 (Слайды 16-17)
Ведущий: Под каким названием вошла в русскую военную историю битва при Танненберге, состоявшаяся в августе 1914 года между германскими и русскими войсками?
Ведущая: На месте боёв Германия построила огромны мемориал, в котором впоследствии был похоронен фельдмаршал Гинденбург.
Ответ: “Самсоновская катастрофа”
Вопрос 9 (Слайды 18-19)
Ведущий: Это сражение на Восточном фронте в 1914 году привело к тому, что Австро-Венгрия потеряла веру в силы своей армии и в дальнейшем выступала в крупных операциях только в союзе с германскими войсками.
Ведущая: Назовите эту знаменитую венную операцию.
Ответ: Галицийская операция
Вопрос 10 (Слайды 20-21)
Ведущий: Через этот белорусский город с сентября 1915 по февраль 1918 года проходила линия русско-германского фронта. После 810-дневной обороны город практически перестал существовать.
Ведущая: Сражения были настолько жестоки, что у солдат сложилась поговорка: “Кто под.....не бывал – тот войны не видал”. Восстановите эту поговорку.
Ответ: “Кто под Сморгонью не бывал- тот войны не видал”
Вопрос 11 (Слайды 22-23)
Ведущий: В начале войны использовались химические препараты слезоточивого раздражающего воздействия, но не со смертельным исходом. Первым смертельным газом, который использовали немецкие военные, был хлор.
Ведущая: 6 августа 1915 года Германия применила отравляющий газ против защитников русской крепости Осовец. Как была названа контратака русских войск? Какое крылатое выражение здесь родилось?
Ответ: Контратака русских войск была названа “атакой мертвецов”, родилось крылатое выражение “Русские не сдаются”
Вопрос 12 (Слайды 24-25)
Ведущий: Французский маршал Фердинанд Фош в конце войны говорил: “Если Франция и не была стерта с карты Европы, то в первую очередь благодаря мужеству Русских солдат”
Ведущая: С 1916 года во Франции воюет русский экспедиционный корпус. Он принимал участие в битве, которая вошла в мировую военную историю как “мясорубка”. О какой битве идёт речь?
Ответ: Битва под Верденом
Вопрос 13 (Слайды 26-27)
Ведущий: В результате этой военной операции русские войска заняли Буковину и Восточную Галицию, Румыния вступила в войну на стороне Антанты.
Ведущая: Современники знали эту битву как “Луцкий прорыв”, что соответствовало исторической военной традиции: битву всегда называли по месту сражения. Под каким названием мы знаем эту великую битву?
Ответ: Брусиловский прорыв
Вопрос 14 (Слайды 28-29)
Ведущий: Сын солдата, начальник штаба Ставки Верховного главнокомандующего, современники называли его “Спасителем русской армии”.
Ведущая: На его могиле в Белграде было написано только два слова: “Воин Михаил”. Назовите его имя.
Ответ: Генерал Михаил Васильевич Алексеев
Вопрос 15 (Слайды 30-31)
Ведущий: Крупный русский военачальник, в 1914-1916 году командовал “железной” бригадой, в 1917 году - главнокомандующий Западным фронтом, в 1918-1919 году – командующий Добровольческой армией.
Ведущая: В годы Второй мировой войны во Франции отказался сотрудничать с нацистами, в 1943 году на личные средства направил Красной Армии вагон с медикаментами. Назовите его имя.
Ответ: Генерал Антон Иванович Деникин
Вопрос 16 (Слайды 32-33)
Ведущий: Советский военачальник, маршал Советского Союза, в годы Первой мировой войны стал полным георгиевским кавалером.
Ведущая: При этом Георгиевским крестом 4-й степени награждался дважды, так как был лишён своего первого Георгиевского креста 4-й степени за рукоприкладство к старшему по званию. Назовите имя этого драчуна.
Ответ: Семён Михайлович Буденный
Вопрос 17 (Слайды 34-35)
Ведущий: В Первой мировой войне впервые были применены новейшие виды оружия.
Ведущая: Какой вид вооружений в Англии называли “цистернами”, в России – “лоханями”?
Ответ: Танки
Вопрос 18 (Слайды 36-37)
Ведущий: Первая мировая война сделала авиацию полноценным родом войск.
Ведущая: Какой российский тяжелый самолёт стал настоящей легендой, немцы не могли сбить его полтора года? Что из кухонной утвари лётчики брали с собой в бой?
Ответ: Тяжелый самолёт называли “Илья Муромец”. Лётчики брали с собой в бой сковородку (видео)
Вопрос 19 (Слайды 38-39)
Ведущий: Это изобретение русского учёного Н.Д.Зелинского заставило будущего фюрера Германии Адольфа Гитлера сбрить пышные усы и оставить характерную “зубную щётку”.
Ведущая: Что это за изобретение?
Ответ: Противогаз
Вопрос 20 (Слайды 40-41)
Ведущая: В окопах Первой мировой войны можно было часто встретить кошек. Для чего солдаты брали в окопы кошек?
Ответ: Кошки предупреждали о газовой атаке
Вопрос 21 (Слайды 42-43)
Ведущий: В Российской империи Первую мировую войну часто называли “Второй Отечественной”.
Ведущая: В 1915 году было опубликовано стихотворение “Генералам 1812 года”, которое молодая поэтесса посвятила мужу, ушедшему на фронт. Как её звали?
Ответ: Марина Цветаева
Вопрос 22 (Слайды 44-45)
Ведущий: Выдающийся русский эстрадный артист, композитор, поэт и певец. В годы войны служил санитаром; сделал более 35 тысяч перевязок.
Ведущая: Артистичный и элегантный доброволец среди своих товарищей и раненых получил прозвище “брат Пьеро”.
Ответ: Александр Вертинский
Вопрос 23 (Слайды 46-47)
Ведущий: В ходе Первой мировой войны полковые военные оркестры принимали активное участие в войсковых операциях.
Ведущая: Чем награждались отличившиеся воинские подразделения?
Ответ: Георгиевскими серебряными трубами
Вопрос 24 (Слайды 48-49)
Ведущий: Первая мировая война длилась 1568 дней, в ней приняло участие 38 стран, было мобилизовано 74 млн. человек, убито 10 млн., ранено 20 млн.
Ведущая: Первая мировая война закончилась 11 ноября 1918 года подписанием Компьенского перемирия между Антантой и Германией. Когда Советская Россия вышла из Первой мировой войны?
Ответ: 3 марта 1918 года Советская Россия подписала Брестский мирный договор
Вопрос 25 (Слайды 50-51)
Ведущий: В декабре 2013 года президент РФ В.В.Путин подписал поправку к Федеральному закону “О днях воинской славы России”.
Ведущая: Какой день стал Днём памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне? Когда и где был открыт первый в России музей Первой мировой войны?
Ответ:
- 1 августа
- Первый в России музей Первой мировой войны будет открыт 1 августа 2014 года в Царском Селе под Петербургом в Ратной палате.
Слайд 53
Ведущий:
Чудское озеро, Полтава,
Бородино и Сталинград –
Дозволь добавить им по праву
Лодзь, Луцк, Сморгонь –
Где твой солдат
Примером мужества во Славу
Оружья русского стоял.
Ведущая:
И погибал, не думав, в битвах,
Что он Европу тем спасал.
Кого спросить? Царя? Так нету.
Осталась Ты – Россия-Мать,
А что нам надо? Только Память –
Гвоздичек пару увидать.