Внеклассное занятие «Традиционные славянские куклы и куклы малых народов Севера»

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (13 МБ)


Цель: Повысить интерес к культуре своей родины, к истокам  народного  творчества.

Задачи:

  • Ознакомление с историей народной игрушки – куклы.
  • Вовлечение учащихся в атмосферу творческой активности.
  • Приобщение к народной культуре Коми, подчеркивающей как общие черты со славянскими народами, так и уникальность своей культуры.
  • Воспитание чувства уважения и гордости к традициям своего народа.
  • Развитие коммуникативных навыков учащихся, ценностного отношения к совместной деятельности, толерантности.

Оборудование:

  • ноутбук
  • мультимедийный проектор
  • презентация “Традиционные славянские куклы”
  • народные музыкальные инструменты – ложки, гусли, балалайка и др.
  • куклы “Коллодия”, “Зернушка”, “Многоручка”, “Пеленашка”и др.
  • музыкальное оформление (Приложение 1, Приложение 3, Приложение 5, Приложение 6, Приложение 7).

Сцена 1

(Перед каждой сценой звучит народная музыка)

(Под русскую народную музыку, приплясывая, выходят дети-сказители в традиционных народных костюмах).

- Здравствуйте, люди добрые! Взрослые и малые!

- Прибыли мы к вам, ох, как издалека.

- За древними Уральскими горами, за быстрыми северными реками, за широкими просторами тундры стоят семь столпов

- Из земли-матушки бьют ключи холодные, да источники целебные.

- У подножья северных морей раскинулся прекрасный город.

- Вот оттуда мы к вам и пожаловали.

- А привело нас к вам вот какое дело.

- Хотим мы вас потешить рассказом о том, как жили – поживали наши далекие предки – славяне и малые народы Коми.

- Жили, не тужили, землю пахали, деток наживали.

- А во что играли детки-конфетки, мы вам сегодня и расскажем.

(Садятся или встают около слушателей)

- Давным-давно, в далекие стародавние времена, появился на Земле человек. Страшно ему было и неуютно.

- С неба лилась вода, и падал стрелами огонь, солнце обжигало землю, дули холодные ветры.

- Кто же все это делал?

- Конечно же, делали все это Боги.

- И создали люди скульптуры богов, дали им имена.

Перун (он был хозяином на небе и на горах), Дажбог (являлся богом плодородия).

Среди них и Коми божества: бог Войпель (бог северного ветра), Бог Юмалла (ведал погодой на севере) и многие другие.

Богов делали в виде человеческих фигур. Наверное, это и были первые куклы.

- Стало жить людям намного уютнее в этом огромном непонятном мире. Люди верили богам, надеялись на их защиту. Так первые куклы облегчили жизнь первых людей.

(Хоровод. Танцующие образуют круг – символ Солнца, и повторяют его путь по небу.)

(музыка П. Лукоянова “Как под яблонькой” (Приложение 1), в сопровождении участников с музыкальными инструментами – гусляров, ложкарей, балалаечника)

Распаляется Светило,
Лица радостью горят!
Пляска головы вскружила
У девчонок и ребят,
Закружились хороводы
Колесом: и вкруг, и вспять!
Пробудился дух народный –
Русской пляски не унять!

(Все произносят по 1 строчке)

Сцена 2

- Были у наших предков куклы: обереговые, обрядовые, заговорные, игровые.

Показ презентации.

- А почему такие разные?

- Раньше был обычай - приносить женщин в жертву богам. Но однажды кому-то пришло в голову взять полено, обрядить в цветастый платочек и сарафан, и отдать богам вместо живой женщины.

Так кукла спасла жизнь женщине. Эту первую славянскую куклу назвали “Коллодией”.

С этого самого времени и началась история кукол наших далеких предков.

- А самые первые куклы делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба - женское божество. Она оберегала дом.

- Мужчины тоже пользовались силой куклы. Женщина давала куклу мужчине, когда тот уходил в дорогу или на войну. Считалось, что кукла охраняет мужчину и напоминает о доме, очаге.

Частушки - текст (Приложение 2)

Частушки - музыка (Приложение 3)

Сцена 3

- У каждой доброй хозяйки в доме в “красном углу” была куколка, и когда в семье были ссоры, то, оставшись одна, женщина открывала окна и будто маленьким веником-куклой “выметала ссору из избы”.

- Были куклы и в помощь хозяйке. Кукла “Многоручка” помогала женщине в хозяйстве. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала.

- А для того, чтобы в доме сытно и богато было, хозяйка дома делала куклу “Зернушку”. В основе куклы - мешочек с зернами, собранными с поля. Все куклы наделялись магической силой.

- Вот такие были куклы. И это лишь малая часть.

- У каждого младенца была в колыбельке яркая куколка, охраняющая от “дурного глаза”. Звали эту куклу “Пеленашка”. Лицо у нее оставалось белым. Считалось, что в куклу без лица не могут вселиться злые духи. Она должна была принести ему здоровье и радость. А вот так выглядела колыбелька для куколок у народов Коми. (показывают экспонат из музея)

Исполнение колыбельной песни.

Колыбельная - текст (Приложение 4)

Колыбельная - музыка (Приложение 5)

Сцена 4

- Традиционной игрушкой в быту русской деревни была тряпичная кукла. В некоторых домах их было больше ста. А вот, посмотрите, какая была интересная куколка у ненецких народов. (показывают экспонат из музея)

- Пока дети были маленькими, кукол им шили мамы, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую куколку уже могла делать любая девочка.

- Матерчатая кукла - простейшее изображение женщины. Лицо вышивали или карандашом наводили. Обязательно приделывали косу и ленту в нее вплетали. Наряжали красиво.

- Умение ребенка оценивали взрослые. По куклам судили о мастерстве их владелицы. В кукольных играх дети учились шить, вышивать, прясть. Игрушки никогда не разбрасывали, берегли в корзинах, запирали в ларчики.

- В кукольных забавах проигрывались почти весь деревенский быт. Вот так укачивали они своих кукол. Благодаря играм в куклы, девочки знали все обряды, сказки, песни.

Игра в “Ручеек” (звучит музыка Д. Локшина “Русская кадриль”, Приложение 6)

Сцена 5

(Выходят сказители)

- Что же, милые хозяева, заканчиваем мы свой сказ.

- Люди добрые, забыта народная игрушка, незаслуженно забыта.

- Ведь она рассказывает о традициях нашего народа, воспитывает в человеке доброту, любовь, учит понимать другого человека.

- Такую народную куклу не купишь в магазине.

- Кукла – просто загляденье,

Взрослым всем на удивленье,

Для забавы малышам!

Посмотри, как хороша!

- Просим вас передать всем, что люди помнить должны историю свою, чтить традиции народные и передавать их детям своим.

- Пора нам отправляться домой.

- Благодарим за ваше внимание – понимание. (Все хором)

Звучит музыка из мультфильма “Алеша Попович и Тугарин Змей”, Приложение 7.