Цель: Повысить интерес к культуре своей родины, к истокам народного творчества.
Задачи:
- Ознакомление с историей народной игрушки – куклы.
- Вовлечение учащихся в атмосферу творческой активности.
- Приобщение к народной культуре Коми, подчеркивающей как общие черты со славянскими народами, так и уникальность своей культуры.
- Воспитание чувства уважения и гордости к традициям своего народа.
- Развитие коммуникативных навыков учащихся, ценностного отношения к совместной деятельности, толерантности.
Оборудование:
- ноутбук
- мультимедийный проектор
- презентация “Традиционные славянские куклы”
- народные музыкальные инструменты – ложки, гусли, балалайка и др.
- куклы “Коллодия”, “Зернушка”, “Многоручка”, “Пеленашка”и др.
- музыкальное оформление (Приложение 1, Приложение 3, Приложение 5, Приложение 6, Приложение 7).
Сцена 1
(Перед каждой сценой звучит народная музыка)
(Под русскую народную музыку, приплясывая, выходят дети-сказители в традиционных народных костюмах).
- Здравствуйте, люди добрые! Взрослые и малые!
- Прибыли мы к вам, ох, как издалека.
- За древними Уральскими горами, за быстрыми северными реками, за широкими просторами тундры стоят семь столпов
- Из земли-матушки бьют ключи холодные, да источники целебные.
- У подножья северных морей раскинулся прекрасный город.
- Вот оттуда мы к вам и пожаловали.
- А привело нас к вам вот какое дело.
- Хотим мы вас потешить рассказом о том, как жили – поживали наши далекие предки – славяне и малые народы Коми.
- Жили, не тужили, землю пахали, деток наживали.
- А во что играли детки-конфетки, мы вам сегодня и расскажем.
(Садятся или встают около слушателей)
- Давным-давно, в далекие стародавние времена, появился на Земле человек. Страшно ему было и неуютно.
- С неба лилась вода, и падал стрелами огонь, солнце обжигало землю, дули холодные ветры.
- Кто же все это делал?
- Конечно же, делали все это Боги.
- И создали люди скульптуры богов, дали им имена.
Перун (он был хозяином на небе и на горах), Дажбог (являлся богом плодородия).
Среди них и Коми божества: бог Войпель (бог северного ветра), Бог Юмалла (ведал погодой на севере) и многие другие.
Богов делали в виде человеческих фигур. Наверное, это и были первые куклы.
- Стало жить людям намного уютнее в этом огромном непонятном мире. Люди верили богам, надеялись на их защиту. Так первые куклы облегчили жизнь первых людей.
(Хоровод. Танцующие образуют круг – символ Солнца, и повторяют его путь по небу.)
(музыка П. Лукоянова “Как под яблонькой” (Приложение 1), в сопровождении участников с музыкальными инструментами – гусляров, ложкарей, балалаечника)
Распаляется Светило,
Лица радостью горят!
Пляска головы вскружила
У девчонок и ребят,
Закружились хороводы
Колесом: и вкруг, и вспять!
Пробудился дух народный –
Русской пляски не унять!
(Все произносят по 1 строчке)
Сцена 2
- Были у наших предков куклы: обереговые, обрядовые, заговорные, игровые.
Показ презентации.
- А почему такие разные?
- Раньше был обычай - приносить женщин в жертву богам. Но однажды кому-то пришло в голову взять полено, обрядить в цветастый платочек и сарафан, и отдать богам вместо живой женщины.
Так кукла спасла жизнь женщине. Эту первую славянскую куклу назвали “Коллодией”.
С этого самого времени и началась история кукол наших далеких предков.
- А самые первые куклы делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба - женское божество. Она оберегала дом.
- Мужчины тоже пользовались силой куклы. Женщина давала куклу мужчине, когда тот уходил в дорогу или на войну. Считалось, что кукла охраняет мужчину и напоминает о доме, очаге.
Частушки - текст (Приложение 2)
Частушки - музыка (Приложение 3)
Сцена 3
- У каждой доброй хозяйки в доме в “красном углу” была куколка, и когда в семье были ссоры, то, оставшись одна, женщина открывала окна и будто маленьким веником-куклой “выметала ссору из избы”.
- Были куклы и в помощь хозяйке. Кукла “Многоручка” помогала женщине в хозяйстве. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала.
- А для того, чтобы в доме сытно и богато было, хозяйка дома делала куклу “Зернушку”. В основе куклы - мешочек с зернами, собранными с поля. Все куклы наделялись магической силой.
- Вот такие были куклы. И это лишь малая часть.
- У каждого младенца была в колыбельке яркая куколка, охраняющая от “дурного глаза”. Звали эту куклу “Пеленашка”. Лицо у нее оставалось белым. Считалось, что в куклу без лица не могут вселиться злые духи. Она должна была принести ему здоровье и радость. А вот так выглядела колыбелька для куколок у народов Коми. (показывают экспонат из музея)
Исполнение колыбельной песни.
Колыбельная - текст (Приложение 4)
Колыбельная - музыка (Приложение 5)
Сцена 4
- Традиционной игрушкой в быту русской деревни была тряпичная кукла. В некоторых домах их было больше ста. А вот, посмотрите, какая была интересная куколка у ненецких народов. (показывают экспонат из музея)
- Пока дети были маленькими, кукол им шили мамы, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую куколку уже могла делать любая девочка.
- Матерчатая кукла - простейшее изображение женщины. Лицо вышивали или карандашом наводили. Обязательно приделывали косу и ленту в нее вплетали. Наряжали красиво.
- Умение ребенка оценивали взрослые. По куклам судили о мастерстве их владелицы. В кукольных играх дети учились шить, вышивать, прясть. Игрушки никогда не разбрасывали, берегли в корзинах, запирали в ларчики.
- В кукольных забавах проигрывались почти весь деревенский быт. Вот так укачивали они своих кукол. Благодаря играм в куклы, девочки знали все обряды, сказки, песни.
Игра в “Ручеек” (звучит музыка Д. Локшина “Русская кадриль”, Приложение 6)
Сцена 5
(Выходят сказители)
- Что же, милые хозяева, заканчиваем мы свой сказ.
- Люди добрые, забыта народная игрушка, незаслуженно забыта.
- Ведь она рассказывает о традициях нашего народа, воспитывает в человеке доброту, любовь, учит понимать другого человека.
- Такую народную куклу не купишь в магазине.
- Кукла – просто загляденье,
Взрослым всем на удивленье,
Для забавы малышам!
Посмотри, как хороша!
- Просим вас передать всем, что люди помнить должны историю свою, чтить традиции народные и передавать их детям своим.
- Пора нам отправляться домой.
- Благодарим за ваше внимание – понимание. (Все хором)
Звучит музыка из мультфильма “Алеша Попович и Тугарин Змей”, Приложение 7.