«Что в гене мне моем?»

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (34 МБ)


Цель: Сформировать представление о значение генетических знаний в повседневной жизни человека.

Задачи:

Образовательные:

  • Научить учащихся составлять задачи по генетике человека.
  • Совершенствовать умение объяснять закономерности законов генетики для живых организмов.
  • Дать представление о практическом значении сцепленных с полом признаков.

Развивающие:

Развивать:

  • учебно-информационные навыки: умение извлекать информацию из СМИ, литературных источников, табличного материала;
  • учебно-логические: умение анализировать данные, выявлять сущность наблюдаемых процессов, обобщать и делать выводы, формулировать определения понятий;
  • учебно-организационные: организовывать самостоятельную деятельность, совершенствовать навыки самооценки знаний и умений.

Воспитательные:

  • Совершенствовать коммуникативные умения в ходе коллективного обсуждения, развивать умение формулировать и аргументировать собственное мнение, развивать самостоятельность.
  • Продолжить формирование убеждений учащихся о нравственной и моральной ответственности родителей за здоровое будущее своих детей.

Оборудование:

  • Компьютер,
  • презентация “Что в гене мне моём...”,
  • программы “Кирилл и Мефодий” - 10 класс,
  • схемы родословных с аутосомно-рецессивными заболеваниями и заболеваниями, сцепленными с полом.

Технологии: Информационные, проблемно-поисковые, компетентностный подход.

Ход урока

1. Организационный этап

Слайд 1

Европейский суд по правам человека в Страсбурге 12 апреля 2012 г отклонил жалобу 35-летнего Патрика Штюбинга на запрет инцеста в Германии, пишет Spiegel. Немец отсидел более трех лет в тюрьме за связь со своей родной сестрой Сюзан Каролевски, у которой от него четверо детей.

Патрик Штюбинг, независимо от решения Страсбургского суда, обвиняет немецкую судебную систему в том, что она разрушила его семью. Сейчас он и Сюзан Каролевски не живут вместе. Трое их детей воспитываются в приемных семьях, а четвертый остался с матерью.

Слайд 2

Вам необходимо стать, на этот урок, членами СПЧ и вынести правильный, обоснованный вердикт по данному судебному делу. Вы должны сказать “ДА” или “НЕТ”.

Слайд 3

Таким образом, мы попытаемся дать ответ на тему нашего урока “Что в гене мне моём?”.

Цель урока: выяснить влияние закономерностей наследственности на организм человека. Отработка навыков решения задач по генетики, овладение навыками анализа родословных.

I. Актуализация опорных знаний и умений

Приступая к любому судебному делу, члены суда тщательно отбираются. И мы не исключение, прежде чем мы доверим вам решение судеб людей, выясним насколько вы компетентны в данном вопросе.

  • методы изучения генетики;
  • методы изучения генетики человека;
  • аутосомы;
  • сцепленные гены;
  • летальные гены;
  • доминантный признак;
  • рецессивный признак.

Первичная проверка степени усвоения материала

Тестирование “Кирилл и Мефодий”. Урок

II. Изучение нового материала

Проблемно-поисковый метод через решение задач с родословными (лекция с элементами беседы)

Вы задумывались, когда впервые вам пришлось столкнуться в своей жизни с вопросами генетики?

Слайд 4

“Рыжий, рыжий...”

Слайд 5

Составьте не менее трёх задач по фенотипам, предложенным вам на слайде.

Слайд 6

Аутосомно-рецессивный тип наследования

Решение задачи: Родители ребёнка: мать и отец имеют тёмные волосы, от этого брака родилось четверо детей, один из которых имеет рыжие волосы. Определить генотипы и фенотипы всех членов семье составить родословную.

Слайд 7

Аутосомно-доминантный тип наследования

Слайд 8

“Синдром Марфана”

Дефекты некоторых генов, влияющих на образование и развитие соединительной ткани у человека, нередко приводят к непропорциональному гигантизму. Болезнь эта была описана в 1896 г. французским педиатром Алфред Марфаном. При наиболее ярком проявлении этой доминантной особенности на свет появляются люди с очень длинными руками и ногами и относительно коротким туловищем. Их вытянутые пальцы напоминают лапы огромного паука. Отсюда образное название этой диспропорции - арахнодактилия (от греч. dactyl - палец и Arachna - женщина, по легенде, превращенная Афиной в паука). Люди с подобными дефектами необычайно худы, их грудная клетка бывает деформирована, хрусталик глаза смещен.

Такая аномалия носит название синдрома Марфана и считается полулетальной, поскольку связана с пороками сердца. Люди, у которых этот синдром проявляется не со всей жестокостью, доживают до зрелых лет. По счастью синдром Марфана встречается достаточно редко. Синдром Марфана встречается относительно редко (заболеваемость 1:50 000), в 70 % случаев наблюдается у близких родственников, а у 30 % пациентов развивается спорадически вследствие новых мутаций.

Слайд 9

Знаменитые люди с синдромом Марфана

Начнём с пирамид. Эхнатон - вероятный отец знаменитого Тутанхамона и муж не менее знаменитой Нефертити. Если бы он сейчас жил то, сделал бы потрясающую карьеру в Голливуде - мог бы без грима играть инопланетян.

Вытянутое лицо со змеиным выражением, череп - яйцом, затылочная часть сильно оттянута назад. Вместимость этого черепа - в полтора раза больше, чем у обычных людей. Пальцы - словно паучьи лапы. Ступни, как ласты. Типичный образ человека с синдромом Марфана.

Единственная компенсация, которую люди с синдромом Марфана получают от судьбы за свой порок, - повышенное содержание адреналина в крови. В результате многие параметры человеческого организма (сердцебиение, давление крови) приводятся, так сказать, в боевую готовность. Таким образом, люди с синдромом Марфана всю жизнь находятся в возбужденном состоянии: адреналин постоянно подстегивает нервную систему и делает их невероятными трудоголиками.

Слайд 9 -10

История знает случай, когда длинные, тонкие пальцы человека с синдромом Марфана вместе с впечатляющей работоспособностью помогли их обладателю сделать фантастическую карьеру. Речь идет о знаменитом скрипаче Никколо Паганини.

Французская музыка.

Гете и Бальзак так описывают его внешность в своих воспоминаниях: мертвенно-бледное, как будто вылепленное из воска лицо, глубоко запавшие глаза, худоба, угловатые движения и, самое главное, тонкие сверхгибкие пальцы, какой-то невероятной длины, как будто вдвое длиннее, чем у обычных людей. Эта чисто морфологическая особенность позволяла ему творить со скрипкой настоящие чудеса.

В толпе, слушавшей импровизации Паганини на римских улицах, одни говорили, что он в сговоре с дьяволом, другие - что его искусство является музыкой небес, в которой звучат ангельские голоса. Он играл так, что слушателям казалось, будто где-то спрятана вторая скрипка, играющая одновременно с первой. Многие вплоть до XX в. верили слухам, что в молодости Никколо прибег к помощи хирурга, который сделал ему операцию, чтобы повысить гибкость рук. Теперь-то мы знаем, что, скорее всего, своими данными он был обязан редкому генетическому отклонению

Надо заметить, что сам по себе синдром Марфана не располагает к музыкальной одаренности. За исключением Паганини, среди больных с этим синдромом не было выдающихся музыкантов. Что же касается Паганини, то болезнь лишь придала ему большие технические возможности, а великим музыкантом, с огромным творческим наследием, включающим, кроме произведений для скрипки с другими инструментами и оркестром также более 200 пьес для гитары, он стал благодаря своему великому таланту и трудолюбию, тоже косвенно связанному с синдромом Марфана.

Синдромом Марфана страдали несколько всемирно известных личностей, отличавшихся необычайной работоспособностью. Таков был лесоруб Авраам Линкольн, который благодаря постоянному самообразованию, выдающимся способностям и, главное, потрясающему трудолюбию стал президентом США. Он обладал высоким ростом - 193 см, огромными стопами и кистями рук, маленькой грудной клеткой и длинными гибкими пальцами - типичное телосложение при синдроме Марфана.

Очень похож на Линкольна по физическому складу был сын полунищего сапожника, ставший позже великим писателем XIX в., Ганс Христиан Андерсен. Его необычайное трудолюбие проявилась еще в школе. Свои литературные произведения он переписывал до десяти раз, добиваясь, в конечном счете, виртуозной точности и одновременно легкости стиля.

Деятельный характер будущего президента Франции, Шарль де Голль, настолько ярко проявлялся еще в молодости, что многие из его сослуживцев по армии до Второй мировой войны уже тогда прочили его в генералиссимусы. Голова де Голля всегда возвышалась над морем касок и беретов марширующих солдат. Вместе с тем, сидя за столом, он казался вполне обычным человеком. Секрет крылся в его непропорциональном сложении, столь характерном для синдрома Марфана.

Выше всех в толпе был и любимый детьми автор “Мухи-цокотухи”, “Мойдодыра” и “Тараканища” Корней Иванович Чуковский. Его длиннорукость, длинноногость, большеносость и общую нескладность фигуры многократно обыгрывали в шаржах. “Я всю жизнь работаю. Как вол! Как трактор!” - писал о себе Корней Иванович.

Слайд 10

Работа с родословными (Приложение 1)

  • Встречается ли признак во всех поколениях.
  • Многие ли члены родословной обладают этим признаком.
  • Одинакова ли частота признака у обоих полов.
  • У лиц, какого пола он встречается чаще.
  • Лицам, какого пола передается признак от больного отца и больной матери.
  • Есть ли в родословной семьи, в которых у обоих здоровых родителей рождались больные дети или у обоих больных родителей рождались здоровые дети.
  • Какая часть потомства имеет наследуемый признак в семьях, где болен один из родителей.

Слайд 11

Обучающиеся получают карточки с основными типами наследования признака. (Приложение 2)

Определить тип наследования признака.

Аутосомно-рецессивный тип наследования

Определить тип наследования признака

2. Аутосомно-доминантный тип наследования

Слайд 12

Определите, какой тип наследования признаков вы видите на слайде? Объясните свои предположения.

Признак, сцепленный с полом

Слайд 13

Решение задачи: гемофилия

Слайд 14

Признаки, сцепленные с полом: ранее облысение, гемофилия, дальтонизм.

Первая крупная авария по вине дальтоника случилась в 1875 году, когда около маленького города в Швеции, произошла авария поезда, из-за того, что машинист не смог различить красного цвета на светофоре. Эта трагедия унесла жизни многих людей. Именно поэтому данное заболевание сцепленное с полом на сегодня актуальна, так как в мире становится всё больше автомобильного и другого транспорта. Вероятность передачи рецессивных генов возрастает при близкородственных отношениях.

III. Закрепление

Усвоение новых знаний и способов действия.

Слайд 15

Пришло время, вам дать ответ на иск Патрика Штюбинга.

Страсбургские судьи посчитали, что запрет на инцест не нарушает право на защиту частной жизни.

В Германии инцест между кровными братьями и сестрами является уголовно наказуемым преступлением. Патрик Штюбинг отсидел уже несколько тюремных сроков, проведя за решеткой в общей сложности более трех лет. Немецкие суды так же, как и ЕСПЧ, подтверждали запрет на инцест. По мнению судей, этот запрет не ограничивает права граждан на самоопределение, а защищает семейные ценности и здоровье нации.

Патрик и Сюзан воспитывались в разных семьях. Патрика отдали в детский дом, когда ему было три года, а в семь лет его усыновила приемная семья. В 24 года он решил найти своих родителей и тогда познакомился со своей сестрой Сюзан, которой было на тот момент 16 лет. После смерти матери молодые люди начали жить вместе и с 2001 по 2005 год у них родилось четверо детей, двое из которых оказались инвалидами.

Какой вывод мы можем сделать при изучении родословных?

Вероятность встречи летальных, рецессивных генов при инцесте возрастает в разы, поэтому рождение здоровых физически и психически детей снижается. Поэтому с точки зрения биологии, здоровья такие браки не допустимы. Даже если мы не будем затрагивать нравственные аспекты данного вопроса.

Слайд 16

А в чём же нравственная сторона? Как мы можем ответить на вопрос “Что в гене моём...”?

Здоровая семья,
Счастливые и радостные внуки.
Что в гене мне моём?
В них отражаюсь – Я
Мои успехи, замыслы и муки.
Что в гене мне моём?
Об этом знаю Я.
Всё то, что детям с гордостью оставлю.
Что в гене мне моём?
В нем вся МОЯ семья
От пращуров оставленные звуки.

  • здоровая семья;
  • счастливая семья;
  • семья с семейными, нравственными и духовными ценностями.

Слайд 17

Домашнее задание

  • Параграф 12, составить задачу АаXVXv АаXVY. Дополнительный материал “Близнецовый метод в генетике человека”.
  • Родословные подготовить к защите.

Слайд 18

И ... на последок, посмотрите внимательно на эту фотографию счастливой мамы, у которой на руках два её сына, они близнецы. Что нас смущает? Цвет кожи матери и её детей. Это ещё одна загадка наших генов, которую мы постараемся разгадать с вами на следующем уроке.

Приложение 3.

Информационные ресурсы

  1. http://www.medkrug.ru/question/ask
  2. андерсен http://storage0.dms.mpinteractiv.ro/media/1/1/1706/5797571/1/hans-christian-andersen-1869.jpg
  3. линкольн 1 http://www.americancivilwar.com/north/lincoln_bw2.jpg
  4. паганини 1 http://siauliai.mok.lt/smuikas/paganinis.jpg
  5. чуковский 1 http://www.demmeni.ru/files/up/Chukovski.jpg
  6. линкольн 2 http://vpapicamerica.edublogs.org/files/2010/02/pa_neh_18.jpg
  7. эхнатон 1 http://bibleetdecouvertes.free.fr/images/geants2/akhenaton02.jpg
  8. шарль де голь http://www.schillerinstitute.org/graphics/conferences/070915_Kiedrich/Chiquet/Charles_DeGaulle_JFK_reduced.jpg
  9. эхнатон 2 http://magomir.ru/old/helfic/19500000.jpg
  10. шарль 2 http://www.yakimanka.ru/galery/De_Gaulle.jpg
  11. синдром марфана http://www.medpanorama.ru/zdiagnose/outward/outward-0115.shtml
  12. инцест Menschenrechtsgerichtshof billigt deutsches Inzestverbot
  13. дальтонизм http://tolstikov-v.narod.ru/med.komissiy/pervay_med.html