Класс: 6 класс
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о жизни и творчестве великого русского композитора М.И.Глинки.
Задачи:
- закрепить, обобщить и проверить знания учеников о личности и творчестве М.И.Глинки;
- дополнить представления учащихся о композиторе и его сочинениях;
- закрепить и проверить знание звучащей музыки М.И.Глинки;
- повторить изученную музыкальную терминологию;
- развитие внимания, памяти, речи учащихся, логического мышления, воображения, творческих способностей, коммуникативных навыков;
- расширение кругозора учащихся;
- воспитание гордости за отечественную культуру, чувства патриотизма.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Форма проведения: урок-игра
Оборудование и материалы:
- электронная презентация;
- компьютер;
- аудио- и видеозаписи для викторины.
Музыкальный материал для викторины:
- Ария Сусанина из 4 действия оперы “Иван Сусанин”;
- “Камаринская”;
- Песня Вани “Как мать убили” из 3 действия оперы “Иван Сусанин”;
- “Вальс-фантазия”;
- “Жаворонок” из вокального цикла “Прощание с Петербургом”;
- Романс “Я помню чудное мгновенье”.
Ход урока
I. Организационный момент. Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, ребята. (Слайд 2)
В течение нескольких уроков мы изучали биографию и творчество первого великого русского композитора, основоположника русской классической музыки - М.И.Глинки. И сегодня у нас заключительный контрольный урок, который будет проходить в форме игры.
Правила игры. Игра будет командная, поэтому разделитесь на две команды и выберите капитанов.
В игре 6 туров. В каждом туре может быть как одно, так и несколько заданий.
В случае правильного ответа, команда получает за каждое задание определённое количество баллов.
Жюри ведет подсчет правильных ответов и фиксирует результаты.
II. Игра
Тур 1. Разминка “Даты и факты” (Слайд 3)
Право ответа принадлежит той команде, которая первой подала сигнал. Если дан неправильный ответ, то право ответа переходит к команде соперников
Вопрос №1 (Слайд 4)
Великие русские композиторы М.И.Глинка и П.И.Чайковский прожили одинаковое количество лет. Сколько?
- 53 (правильный ответ и далее выделен курсивом)
- 63
- 73
Вопрос №2 (Слайд 5)
Как называлось имение, в котором родился и провел первые годы жизни М.И. Глинка?
- Тригорское
- Новоспасское
- Болдино
Вопрос №3 (Слайд 6)
Кто из будущих декабристов был гувернером юного Михаила Глинки?
- Вильгельм Карлович Кюхельбекер
- Кондратий Фёдорович Рылеев
- Иван Иванович Пущин
Вопрос №4 (Слайд 7)
О какой стране, где М.И.Глинка провёл два года, напоминает название увертюры “Арагонская хота”?
- Италия
- Испания
- Германия
Вопрос №5 (Слайд 8)
Какую войну Глинка пережил в детстве, своими глазами видел русских ополченцев, а когда вырос, воплотил эти воспоминания в своей опере в образе Ивана Сусанина?
Ответ: Войну 1812 года
Вопрос №6 (Слайд 9)
В какой стране и в каком городе висит эта памятная доска?
Ответ: В Берлине. Здесь в 1857 году Глинка умер, о чём написано на доске.
Тур 2. Аукцион “Имена, фамилии” (Слайд 10)
Этот тур состоит из трёх однотипных заданий.
На аукционе тот, кто последним назовёт свою цену – тот и получает предмет. Так и в этом туре. Командам по очереди называют персонажей или людей – по одному. А баллы – по 1 за каждое задание - получит та команда, которая даст ответ последней. На размышление команде даётся 10 секунд, если команда не отвечает – 1 балл засчитывается команде соперников.
Задание 1 (Слайд 11)
Назовите персонажей опер Глинки:
Ответ: Руслан, Людмила, Иван Сусанин, Собинин, Антонида, Ваня, Сигизмунд, Баян, Светозар, Фарлаф, Наина, Черномор, Ратмир ...
Задание 2 (Слайд 12)
Назовите знаменитых современников и соотечественников Глинки:
Ответ: А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь, К.Ф.Рылеев, В.А.Жуковский, А.С.Грибоедов, В.К.Кюхельбекер, Н.В.Кукольник, А.А.Алябьев, А.Е.Варламов, А.Л.Гурилёв, А.С.Даргомыжский, К.П.Брюллов, И.К.Айвазовский, И.Ф.Крузенштерн ...
Задание 3 (Слайд 13)
Назовите знаменитых зарубежных современников Глинки:
Ответ: Ф.Лист, Г.Берлиоз, Ф.Шуберт, Ф.Шопен, Р.Шуман, В.Беллини, Г.Доницетти, Дж.Россини, Дж.Верди, Р.Вагнер, Ф.Мендельсон, А.Мицкевич, Дж.Байрон, Н.Паганини, Ж.Л.Давид, Э.Делакруа, Ч.Диккенс ...
Тур 3. “Круг общения” (Слайд 14)
Команды отвечают по очереди. Правильный ответ – 1 балл. Если дан неправильный ответ, право ответа переходит к команде соперников. Команда может совещаться 20 секунд.
Вопрос №1 (Слайд 15)
Кому посвятил Пушкин стихотворение “Я помню чудное мгновенье” и кому Глинка романс на эти стихи?
Ответ: А.П.Керн, её дочери Е.Е.Керн
Вопрос №2 (Слайд 16)
Вы знаете, что Глинка был знаком с Пушкиным, они общались, Глинка написал девять романсов на его стихи, и оперу “Руслан и Людмила”. А где и как они познакомились?
Ответ: Глинка с 1817-1822 год учился в Благородном пансионе и жил в одной комнате с братом Пушкина - Львом Сергеевичем. Навещая брата, Пушкин познакомился и с Глинкой.
Вопрос №3 (Слайд 17)
На рисунке мы видим Глинку, сидящего за роялем, художника Брюллова. А кто стоит позади Глинки? Это - поэт, друг Глинки, на его стихи написан вокальный цикл “Прощание с Петербургом”?
Ответ: Н.В.Кукольник
Вопрос №4 (Слайд 18)
На юбилейной марке изображены: Глинка за роялем, у камина стоит Пушкин, а в кресле сидит поэт, подавший Глинке идею написать оперу о подвиге Ивана Сусанина?
Ответ: В.А.Жуковский
Тур 4. Цитаты (Слайд 19)
Команда имеет право совещаться 20 секунд. Правильный ответ – 1 балл. Если дан неправильный ответ, право ответа переходит к команде соперников.
Цитата №1 (Слайд 20)
Эти стихи-экспромт написал знаменитый русский поэт, присутствовавший на премьере оперы “Жизнь за царя”:
Слушая сию новинку,
Зависть, злобой омрачась,
Пусть скрежещет, но уж Глинку
Затоптать не может в грязь.
Ответ: А.С.Пушкин
Цитата №2 (Слайд 21)
Вставьте пропущенное слово в высказывание Глинки и объясните, как вы понимаете это выражение: “... - душа моя”
Ответ: Музыка
Цитата №3 (Слайд 22)
Закончите известную фразу М.И. Глинки: “Создает музыку народ, а мы, художники, только ее ...”:
- записываем
- играем
- аранжируем (т.е. по-своему перерабатываем)
- портим
Цитата №4 (Слайд 23)
Какое произведение М.И. Глинки имел в виду П.И. Чайковский, когда сказал, что “Вся русская симфоническая школа, подобно тому, как весь дуб в желуде, заключена в симфонической фантазии ...”?
- “Камаринская”
- “Вальс-фантазия”
- “Ночь в Мадриде”
Тур 5. Викторина (Слайд 24)
Звучат аудио и видеофрагменты произведений Глинки. Нужно узнать сочинение и дать полный правильный ответ.
Команды отвечают по очереди. Если команда не знает ответ, или даёт ответ неправильный (неполный), то право ответа получает вторая команда. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Тур 6. Схватка капитанов. Блицтурнир (Слайд 25)
За одну минуту нужно ответить на наибольшее количество вопросов. Каждый правильный ответ равен 1 баллу. На оставшиеся вопросы отвечает команда соперников, получая дополнительные баллы.
Вопросы 1 капитану
Вопросы | Ответы |
Как называлась опера “Иван Сусанин” до революции? | “Жизнь за царя” |
Умел ли Глинка говорить на восьми языках? | да |
В каком размере написан свадебный хор “Разгулялися, разливалися” из оперы “Иван Сусанин”? | 5/4 |
Сколько танцев звучит во 2 действии оперы “Иван Сусанин”? | четыре |
Какой из них не польского происхождения? | вальс |
На чём приехал Собинин с отрядом ополченцев в начале оперы “Иван Сусанин”? | Приплыл на лодке |
Каким голосом поёт Ваня? | контральто |
Как звали царя, за которого погиб Иван Сусанин? | Михаил Фёдорович Романов |
Кто первый раз в опере поёт “Страха не страшусь, смерти не боюсь, Лягу за святую Русь”? | Мужской хор в интродукции |
Какой смертью погибает Иван Сусанин? | Его зарубили поляки |
Сколько женихов было у Людмилы в опере “Руслан и Людмила”? | 3 – Руслан, Фарлаф и Ратмир |
Кто написал либретто оперы “Жизнь за царя”? | Барон Розен |
Дата рождения Глинки | 20 мая 1804 г. |
Много ли у Глинки симфоний? | Ни одной |
Сколько лет Ване? | Он – подросток |
Вопросы 2 капитану
Вопросы | Ответы |
Кто старше – Глинка или Пушкин? | Пушкин на 5 лет |
Фамилия жениха Антониды? | Собинин |
Сколько действий в опере “Иван Сусанин”? | 4 |
На каком музыкальном инструменте играл Баян на свадьбе у Руслана и Людмилы? | гусли |
Глинка умел играть на фортепиано, скрипке и каком ещё музыкальном инструменте? | На флейте |
Глинка писал балеты? | нет |
В какой форме написана “Камаринская” Глинки? | Двойные вариации |
Кто похитил Людмилу со свадебного пира? | Черномор |
Каким голосом он поёт? | У него нет вокальной партии |
Танец, которым открывается 2 действие оперы “Иван Сусанин”? | Полонез |
Кто автор поэмы “Иван Сусанин”, которая легла в основу оперы Глинки? | Кондратий Рылеев |
Для какого инструмента был первоначально написан “Вальс-фантазия”? | Для фортепиано |
Какой голос был у самого Глинки (как у Собинина) | Тенор |
Какой романс был написан Глинкой по случаю открытия первой в России железной дороги? | “Попутная песня” |
Кто поёт “Близок уж час торжества моего”? | Фарлаф |
III. Подведение итогов урока-игры, награждение (Слайд 26)
Жюри объявляет результаты игры. Учитель отмечает самых активных учеников, благодарит всех за участие в игре.