Работа начиналась с самого близкого, знакомого и родного. Тема “Мой дом, моя семья” - начальная ступень в работе с детьми. Еще в младшем возрасте ребята приносили сердечки с фотографиями своей семьи. В старшем возрасте рассматривают фотографии, рисунки о своей семье, с удовольствием рассказывают о своих близких, месте их работы, интересах, семейных увлечениях.
Организовывались следующие формы работы:
- Познавательные и комплексные занятия “Мой дом – моя семья”. “Моя родня”;
- Оформлялись альбомы “Мама, папа, я – дружная семья”;
- Совместное с родителями сочинительство “Мама, папа, я – очень дружная семья”.
- Выставки портретов “Моя любимая мамочка”, “Мой папа лучше всех”, “Наш ребенок начинается с пеленок”.
- Семейные праздники “Новоселье группы”, “Устами младенца”. “Семью семь”;
- Тематические недели “Моя милая мамочка”, “Наши защитники”, “Старость надо уважать”;
- Проекты “Лучше мамы в мире нет”, “Наши деды – славные победы”, “Моя родословная”;
- Акции “Герб моей семьи”, “Мои корни”, “Моя семья”;
- Праздник “День пожилого человека”.
Одним направлением работы воспитателя является, организационно-педагогическая деятельность, которая включает в себя ряд видов работ, ориентированных на осуществление постоянного взаимодействия с членами педагогического коллектива с целью анализа качества учебно-воспитательного процесса и стимулирования роста профессионального мастерства педагогов с семьей воспитанника.
Название проекта | “Моя семья” |
Возраст детей | Старший дошкольный возраст |
Продолжительность проектной деятельности | Долгосрочный (6 месяцев) |
Проблема | Детей необходимо приобщать к семейным традициям и обычаям, повышать интерес к ценностям семьи, но содержание работы в ДОУ не обеспечивает решения поставленной задачи |
Цель | По результатам проектной деятельности организовать музей семьи в группе детского сада |
Причины | 1) У детей нечеткие, неясные,
несформированные представления о семье, об
уровнях ценности семьи 2) В ДОУ отсутствуют условия для обобщения материала по формированию у старших дошкольников семейных ценностей 3) Родители недооценивают ценности своей семьи, отсутствует доверие и уважение между членами семьи |
Задачи | 1) Сформировать у детей интерес к своей
семье, сохранению семейных традиций и обычаев,
воспитать уважение к членам семьи 2) В ДОУ создать условия для обобщения материала по формированию у старших дошкольников семейных ценностей 3) Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей |
Мероприятия по решению первой задачи | 1) Воспитателю провести тематические
занятия на темы: “Моя семья”, “Моя мама, мой
папа”, “Отдыхаем всей семьей”, “Семейные
фотографии”, “Младшие члены семьи”, “Хозяйство
семьи”. 2) Воспитателю включить детей в проведение дидактических игр: “Чей я ребенок, угадай!”, “Генеалогическое древо”, “Найди сходства и различия”, “Кто для кого?”. 3) Воспитателю организовать встречу с близкими людьми: “Наша бабушка”, “Семейная реликвия”. |
Мероприятия по решению второй задачи | 1) Воспитателю организовать экскурсию в
музей. 2) Воспитателю привлечь родителей к созданию “Семейного альбома” - использовать семейный фотоархив. 3) Воспитателю совместно с детьми подготовить рисунки для оформления семейного музея на темы: “Семейный портрет”, “Автопортрет”, “Мы на отдыхе”. 4) Оказать помощь в создании семейного герба, генеалогического древа семьи. 5) Воспитателю провести конкурс “Ромашка имен” (как ребенка называют ласково дома). 6) Воспитателю записать рассказы детей о своей семье, родителях и оформить самодельные книжки “История семьи таких-то, записанная тем-то”. 7) Воспитателю организовать “Конкурс собирателей игр” (запись игр, в которые играют в семье). |
Мероприятия по решению третьей задачи | 1) Провести родительское собрание по
проблеме формирования интереса к семейным
ценностям. 2) Воспитателю подготовить материал для проведения индивидуальных бесед, консультаций для родителей: “Роль семьи в воспитании ребенка”, “Семья как категория ценности”, “Старшее поколение в семье”. 3) Помочь родителям организовать семейный праздник с активным участием ребенка (выбрать или подготовить подарок, придумать поздравление, оформить комнату и праздничный стол, совместно разработать сценарий праздника). Воспитателю обобщить опыт семей и создать банк семейных праздников. |
Результат | Создание музея семьи в группе детского сада |
Критерии результата | 1) Экспонаты музея семьи вызывают
эмоциональный отклик детей. 2) Выставки способствуют переживанию чувства сопричастности к истории своей семьи. |
Ресурсы | 1) Дети старшего дошкольного возраста,
воспитатели, родители, ближайшие родственники. 2) Семейные фотографии, бумага, краски, цветные карандаши, материалы и оборудование для дидактических игр, изображение, дерева. |
Форма презентации | Экскурсия в музей семьи педагогов, родителей, воспитанников и обучающихся. |
Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, более широкие возможности получения образования и др.) заставляет искать новые формы взаимодействия.
Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагогов.
На наш взгляд, основные трудности возникают при реализации сотрудничества детского сада и семьи при использовании только традиционных методов и форм работы с семьей. В то время как необходимо иное решение задач сотрудничества воспитателей и родителей.
На определенном этапе жизненного пути ребенок поступает в детский сад. Теперь его окружают новые люди, взрослые и дети, которых он раньше не знал и которые составляют иную общность, чем его семья.
Если родители и педагоги объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, а детский сад будет способствовать его развитию, умению общаться со сверстниками, то можно с уверенностью сказать, что произошедшие изменения в жизни ребенка – ему во благо.
Однако сами сотрудники дошкольных учреждений иногда берут на себя все заботы по воспитанию и обучению детей, забывая, что и родители должны проявлять заинтересованность и инициативу в общении с педагогическим коллективом учреждения.
Современный родитель. Какой он? Надо ли учить и воспитывать родителей?
Преобладающая часть родителей не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми.
Большое внимание мы уделяем работе с родителями. Наше дошкольное учреждение участвовало в конкурсе инновационных проектов Российского образовательного форума, где представляло инновационную разработку “Этот важный ранний возраст: взаимодействие и сотрудничество с родителями по вопросам развития детей дошкольного возраста.