Тема урока: "Зачем летают в космос"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (49 МБ)


Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

  • научатся: понимать значимость полётов космонавтов в космос, значимость искусственных спутников Земли и их роль в жизни современного человека;
  • получат возможность: систематизировать и расширить свои представления о космонавтике.

Метапредметные:

  • Познавательные: ставить и формулировать проблемы, использовать полученные знания и умения о космосе для решения проблем творческого и поискового характера.
  • Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении разноуровневых заданий по командам, осуществлять пошаговый контроль своих действий, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок.
  • Коммуникативные: обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, формулировать свои затруднения; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Личностные:

  • развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, привитие бережного отношения к природе, воспитание чувства патриотизма, гордости за свою Родину-Россию.

Тип урока: урок “открытия” нового знания.

Методы и формы обучения: Частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, индивидуальная работа, фронтальная, работа в микрогруппах.

Образовательные ресурсы:

  • учебник "Окружающий мир" А. А. Плешаков / 1 класс;
  • тесты "Окружающий мир" А. А. Плешаков / 1 класс;
  • бортовые журналы для будущих космонавтов;
  • глобус;
  • шаблоны из бумаги "космонавт" (детали костюма космонавта);
  • портрет Ю.А.Гагарина;
  • иллюстрации искусственных спутников Земли, планет;
  • газетная статья "Обращение Ю.А.Гагарина к школьникам";
  • м /проектор, интерактивная доска, компьютер;
  • разноуровневые задания для команд;
  • медали “Будущий космонавт”.

Организационная структура урока

I. Организационный момент: эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала. (звучит музыка, дети проверяют рабочие места) (слайд 1)

Ну-ка, детки, встаньте в ряд.
Готов работать наш отряд?

Мы спешим в Салехардскую школу,
В наш любимый 1-а класс.
Много открытий больших и новых
Ожидает сегодня нас.
Будет день - дорогой света
Полетим и мы –
К тайнам, сказочным планетам,
В дальние миры.

II. Подготовка к восприятию. (слайд 2)

- Сегодня, ребята, наш урок необычный: мы отправимся в путешествие... Как вы думаете, куда?

Звёзды, звёзды, с давних пор
Приковали вы навеки
Человека жадный взор.
И в звериной шкуре сидя
Возле красного костра,
Неотрывно в купол синий
Мог глядеть он до утра.
И глядел в молчании долгом
Человек в простор ночной –
То со страхом,
То с восторгом,
То с неясною мечтой.

- Молодцы! Правильно, в космос! (слайд 3)

- Что нам нужно для полёта в космос?

- Во-первых, наши знания о космосе.

- А полетим мы на ... (слайд 4)

- Чудо-птица — алый хвост.
Полетела в стаю звезд. (ракета).

- Правильно, на ракете!

- А теперь поднимите руку, кто из вас совершал полёт на ракете?

- Знаете, ребята, и я не летала на ракете, да, и наши гости тоже не могут это сделать. А как вы думаете, почему? (ответы детей)

- Правильно, на ракете летают космонавты в космос. А вы хотите побывать в космосе? Тогда давайте сегодня на нашем необычном уроке пройдём подготовку в космонавты, готовы? Работать мы будем по командам. Член каждой команды за правильный ответ будет получать изображение планеты. А в конце нашего путешествия мы подведём итоги, и узнаем, кто из ребят нашего класса лучше всех прошёл подготовку в космонавты. На столах у вас бортовые журналы, которые понадобятся нам для записи наших наблюдений в космосе.

- А какая одежда у космонавтов? (скафандр). Кто из вас знает, какова особенность этой одежды? (слайд 5)

Сообщение ученика: - Скафандр – это дом для космонавта. Как в доме, здесь бежит по трубам вода. Скафандр согревает, если холодно. Охлаждает, если жарко. В нём есть маленький обогреватель и маленький холодильник. В скафандре поддерживается постоянная температура тела космонавта и содержится запас воздуха для дыхания.

III. Актуализация знаний. ( слайд 6)

- Внимание! Проверяем работу бортовых систем:

- Что возьмём с собой в полёт? Что нам потребуется в космосе? (воздух, вода, пища; обучающиеся записывают на интерактивной доске).

- Молодцы!

- Внимание! Пристегнуть ремни! ( слайд 7)

Раз! Два!
Скорость света!
Три! Четыре!
Мы летим!
На далёкие планеты
Поскорей попасть хотим!

IV. Постановка проблемы урока.

- Что же мы наблюдаем? (слайды 8-9)

- Какая красота в космосе!

- А что бы вы, ребята, хотели узнать из нашего космического путешествия?

- Итак, выслушав все ваши вопросы, я поняла, что вы хотите узнать:

- Что такое космическое пространство, и что в нём находится?

- Кто и когда впервые полетел в космос?

- Какие бывают космические корабли и спутники?

- Что такое космическая станция?

Проблема урока:

(слайд 10) -Да, и вообще, а зачем летают в космос? Это главный вопрос, на который мы должны ответить в ходе нашего путешествия.

V. “Открытие” обучающимися нового знания: поиск решения проблемы.

- Ребята, а кто из вас знает, как люди осваивали космос до полёта человека? (ответы детей).

(слайд 11) - Тысячи лет люди ходили по Земле, но никак не могли увидеть её всю сразу.

4 октября 1957 года наша страна открыла миру новую эпоху — космическую. В этот день был запущен первый искусственный спутник Земли. Он весил 83,6 килограммов и имел форму шара диаметром 58 сантиметров.

- Теперь, хоть и не своими глазами, а с помощью аппаратуры, люди смогли увидеть свою планету из космоса. (слайд 12)

- Итак, первый шаг в освоении космоса был совершён. Кто же второй полетел в космос?

- На втором искусственном спутнике в космос была запущена собака Лайка, которая облетела Землю. (слайд 13)

- И, наконец, в космос полетел человек! Ребята! Кто был первым человеком, полетевшим в космос, первым космонавтом? (слайд 14) (ответы детей).

ТАСС СООБЩАЕТ. (слайд 15)

Юрий Гагарин занял место в кабине. “Поехали!” — раздался в радиорупорах голос первого космонавта. Взревели двигатели, ракета оторвалась от Земли и пошла в небо.

(слайд 16)

РЕЧЬ Ю.А.Гагарина (слайды 17-23)

- Больше часа, а именно 108 мин, длился первый полет человека в космосе. За это время корабль “Восток” облетел весь земной шар и опустился в точно заданном районе.

(слайд 24)

В ознаменование первого полёта человека в космос день 12 апреля был объявлен праздником – Днём космонавтики. (слайд 25)

VI. Первичное закрепление. (слайд 26)

Внимание экипажу! Метеоритный дождь!

- Случается так, что из космических глубин на Землю падает кусок камня или металла. Он называется метеоритом. Если же он не долетает до Земли, а сгорает в атмосфере, его называют метеором.

- Вот и у нас посыпался метеоритный дождь в виде космических вопросов. Пользуясь нашими бортовыми журналами наблюдений, ответьте на космические вопросы:

  1. Первым побывал в космосе искусственный...(спутник)
  2. Первый космический корабль называется. (Восток)
  3. Назовите кличку первой собаки полетевшей в космос. (Лайка)
  4. Как называется одежда космонавтов? (скафандр)
  5. Назовите имя первого космонавта. (Ю.А.Гагарин)
  6. Какие слова сказал Гагарин при взлёте? (Поехали!)
  7. Сколько минут в космосе был первый корабль “Восток”? (108 минут)
  8. Назовите дату полёта первого в мире космонавта.(12 апреля 1961 года)

- Молодцы! (ученики получают за правильные ответы изображения планет)

VII. Физминутка. (слайд 27)

- Внимание! Экипажу требуется дозаправка!

Не зевай по сторонам!
Ты сегодня-космонавт!
Начинаем тренировку,
Чтобы сильным стать и ловким!

Космонавтам нужен особый космический костюм – скафандр.

Мы тоже сейчас в космосе и на нас надеты скафандры. Проверим, наше самочувствие:

  • На голове у космонавтов шлем (наклоны и повороты головы).
  • Комбинезон должен быть удобным и не сковывать движения (повороты и наклоны корпуса).
  • Руки защищены перчатками (вращение кистями рук, сжимание-разжимание кистей вверху, впереди, внизу).
  • Сапоги космонавта на очень плотной подошве (ходьба на месте, прыжки).
  • На спине за плечами ранец с важными устройствами и баллонами с воздухом (поднятие и опускание плеч, вдох-выдох).

VIII. Практическая работа: разноуровневые задания в микрогруппах. (слайд 28)

- Дозаправка прошла успешно. Теперь мы можем провести наши космические исследования.

Работать мы будем дружно по командам. (выдаются конверты с заданиями).

Задание 1. Разгадай космический кроссворд.

1. Летательный аппарат, на котором летают инопланетяне.

2. Первый космический корабль, на котором полетел в космос Гагарин.

3. Летательный аппарат, на котором летала Баба Яга.

4. Летит птица – небылица, а внутри народ сидит.

5. Заворчу, зажурчу, в небеса улечу.

6. Первым побывал в космосе искусственный...

Задание 2. Оденьте мальчика в скафандр космонавта.

Задание 3.Составь свои слова, буквы добавлять нельзя.

КОСМОНАВТИКА____________________________________________

- Все члены победившей команды получают изображения планет.

IX. “Открытие” обучающимися нового знания: сообщение обучающихся.

1 обучающийся. Корабль “Восток” всего лишь один раз облетел вокруг Земли. А современная космическая станция находится в космосе много лет; это настоящий космический дом, в котором космонавты живут по многу месяцев. (слайд 29)

2 обучающийся. Сейчас в космосе работает МЕЖДУНАРОДНАЯ КОСМИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ - МКС. Космонавты запускают искусственные спутники Земли. Как вы думаете: “Зачем же они нужны?” (ответы детей) (слайд 30)

X. Решение проблемы урока.

- Да, ребята, спутники помогают нам вести телефонные переговоры. (слайд 31)

- С помощью спутников капитан ведёт корабль по безбрежным водам океана. Летая вокруг Земли, спутники непрерывно посылают радиосигналы. По этим сигналам капитан определяет путь корабля. (слайд 32)

- С помощью сигналов спутников работает всемирная сеть Интернет. (слайд 33)

- С помощью сигналов спутников мы смотрим телевизор. (слайд 34)

- С высоты полёта спутника хорошо видны облака, ураганы, штормы. Видно, куда и с какой скоростью они перемещаются. Свои наблюдения спутник передаёт на Землю. И по ним метеорологи составляют прогноз погоды. (слайд 35)

XI. Закрепление изученного материала по учебнику. (с.72)

- Итак, ребята, сделаем вывод: - Космос – для жизни. (слайд 36)

XII. Самостоятельная работа. Тестирование.

Обучающиеся выполняют тесты на с.58 “Зачем летают в космос?” Три первых ученика, которые выполнят работу правильно, получают изображения планет.

XIII. Итог урока. (слайд 37)

Завершаем наш полёт. Пришло время: возвращаться на нашу планету Земля.

Что нового вы сегодня узнали во время путешествия?

Зачем космонавты летают в космос?

С каким настроением вы вернулись на планету Земля?

Кто оказался самым подготовленным космонавтом нашего экипажа?

XIV. Рекомендации для занятий дома. (слайд 38)

- Из телевизионной программы новостей, из газеты или из Интернета узнайте о последних событиях в освоении космоса.

- Приготовьтесь рассказать об этом в классе на следующем уроке.

XV. Экологическая страничка. Рефлексия. (слайды 39-41)

- Сегодня мы совершили увлекательное, познавательное космическое путешествие, узнали много нового, но чтобы стать настоящим космонавтами давайте прислушаемся к советам-пожеланиям нашего первого в мире лётчика-космонавта Ю.А.Гагарина:

“Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и преумножать эту красоту, а не разрушать её.” Ю.А.Гагарин

“Хорошо учитесь. Путь к знаниям начинается с таблицы умножения и первого диктанта. Часто говорят, что космический полёт- это подвиг. А к подвигу нужно готовиться. И на утренней зарядке, и за партой, и в походе, и в лагере.” Ю.А.Гагарин

БЕРЕГИТЕ НАШУ ПЛАНЕТУ!

- Помните эти напутствия. Может быть среди вас есть ученик, который совершит в будущем полёт в далёкие галактики и прославит свою Родину и свою планету Земля.

- Спасибо за интересное путешествие! Успехов вам, ребята!

Приложение 1

Приложение 2

Список литературы.

  1. Космическое содружество: Земля - орбитальный комплекс "Салют-6" - "Союз" - "Прогресс" / Под ред. А.С. Елисеева. М.: Машиностроение, 1980. - 184 с.
  2. Леонов А.А. Ждите нас, звезды / А.А. Леонов, А. К. Соколов. - М.: Мол. гвардия, 1967. - 108 с
  3. Космонавтика СССР / Сост. Л.А. Гильберг, А.А. Еременко. - М.: Машиностроение: Планета, 1986. - 496 с. 
  4. Покорение космоса / Сост. А.Д. Коваль, В.П. Сенкевич. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Машиностроение, 1972. - 180 с.
  5. Мировая пилотируемая космонавтика: История. Техника. Люди / Под ред. Ю.М. Батурина. - М.:"РТСофт", 2005. - 752 с. : ил. - Библиогр.: с. 730-731.
  6. Саган К. Космос: Эволюция Вселенной, жизни и цивилизации / К. Саган; Пер. с англ. А. Сергеева; Отв. ред. Т.Уварова. - СПб. : Амфора, 2008. - 370 с. 
  7. Гордиенко Н.И. Космос: Иллюстр. энциклопедия / Н.И. Гордиенко. - М. : Эксмо, 2009. - 256 с. : ил. - Библиогр.: с. 250-251. 
  8. Цветков В.И. Космос: Полная энциклопедия / В.И. Цветков. - М. : Эксмо, 2010. - 248 с.