Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
У дошкольников с ОНР можно выделить некоторые особенности в нарушении лексико-грамматических конструкций. У этих детей выявляются затруднения как в выборе лексико-грамматических средств для выражения мыслей, так и в их комбинировании. Нарушения лексико-грамматического строя речи при общем недоразвитии речи обусловлены несформированностью тех языковых операций, в процессе которых происходит грамматическое конструирование.
Поскольку лексико-грамматические конструкции вызывают огромные трудности у детей с общим недоразвитием речи, то их формированию следует уделить особое внимание в коррекционной работе.
Существует множество авторских методик по развитию лексико-грамматических средств языка: Жуковой Н.С., Ефименковой Л.Н., Ткаченко Т.А., Шаховской С.Н., Худенко Е.Д., Филичевой Т.Б., Тумаковой Т.В. и др. Все эти методики разработаны с учётом программы коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР .
Метод обучения в педагогике рассматривается как способ совместной деятельности педагога и детей, направленный на освоение детьми знаний, навыков и умений, на формирование умственных способностей и личностных качеств. В логопедической работе используются различные методы: практические, наглядные и словесные. К практическим методам логопедического воздействия относятся упражнения, игры и моделирование. Упражнение – это многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий.
К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, макетов, демонстрация кинофильмов, прослушивание записей на дисках, а также показ образца задания, способа действия, которые в ряде случаев выступают в качестве самостоятельных методов.
Особенности использования словесных методов в логопедической работе определяются возрастными особенностями детей, структурой и характером речевого дефекта, целями, задачами, этапом коррекционного воздействия. В работе с детьми дошкольного возраста словесные методы сочетаются с практическими и наглядными.
Основными словесными методами является рассказ, беседа, чтение. По мере развития логопедии как науки и развития системы специальных учреждений возрастает актуальность разработки частных методик и общих принципов логопедического воздействия.
Безусловно, все согласятся с высказыванием выдающегося советского психолога Л.С. Выготского “В сотрудничестве, под руководством, с чьей-то помощью ребенок всегда может сделать больше и решить более трудные задачи, чем самостоятельно”.
С другим, известным в Японии педагогом, создателем организации “Японская ассоциация раннего развития” Шиничи Сузуки,, утверждающим, что “…нет отсталых детей- всё зависит от метода обучения”, пожалуй, согласятся не все. Тем не менее, статичность наглядности, в отличие от постоянно меняющихся мгновений реальной жизни, позволит ребенку сосредоточить внимание и провести сравнение. В своей практической деятельности все чаще убеждаешься в том, что с помощью условных заменителей, схем и рисунков можно сделать доступным истолкование правил, опредметить абстрактные понятия. С самого начала пребывания детей в коррекционной группе необходимо ставить перед собой следующие задачи:
а) расширять словарь детей, привлекая их внимание к оттенкам значения слов и некоторым способам словообразования;
б) активизировать имеющийся у детей словарь.
С этой целью на занятиях детям предлагаются различные упражнения, развивающие умение подмечать общие и различные морфологические элементы слов, устанавливать взаимосвязь между значением слов и их звуковым составом. С самого начала коррекционного обучения в занятия включаются постепенно усложняющиеся упражнения, направленные на образование слов с суффиксами оценки. На первых занятиях для сравнения предлагаются одинаковые предметы разной величины ( заяц-зайчик-зайчонок-зайчище).
Далее детям предлагается самостоятельно выбирать из текста слова с уменьшительно-ласкательными или увеличительным значением, или преобразовывать специально подобранные тексты, заменяя слова непроизводными словами, имеющими форму оценки, например: “Мохнатый , усатый, ест и пьет, песни поет” - “ Мохнатенький, усатенький, ест и пьет, песенки поет ”.В дальнейшем детям предлагается самостоятельно образовывать относительные и притяжательные прилагательные.
Правильно произносимые прилагательные включаются в разнообразные упражнения, требующие от детей самостоятельного отбора нужных форм слов в зависимости от рода, числа, падежа существительных, с которыми они согласуются. В третьем периоде обучения внимание детей привлекается к образованию с помощью суффиксов слов, обозначающих названия лиц по признаку их занятий. Детям предлагается самостоятельно образовывать такого рода слова: “ Кто учит детей?” (учительница). (Ученик-учитель - учительница), подобранные слова сравниваются между собой по значению и звуковому составу.
В процессе подобных упражнений дети узнают, что такие группы слов, называются родственными. Дерево родственных слов , растущих от одного корня – снег, снежок, снежинка, снегопад, снеговик, снегурочка. Нужно услышать, что здесь одинаковое и без чего не было бы этих слов, проводя указкой по корню дерева, при произнесении корня слова. Обращаю внимание на отличающиеся части слова (приставки, суффиксы, окончания), а также на слоговой состав слов; чем больше в слове слогов, тем ближе к верхушке дерева располагается картинка.
Внимание детей привлекается и к другим суффиксам из числа наиболее продуктивных, например: “Что такое футбол?” (игра), “А футболист?” (человек, играющий в футбол). По аналогии дети сами образовывают слова : велосипед–велосипедист, парашют – парашютист, мотоцикл – мотоциклист, трактор – тракторист и т.д. Образованные слова включаются в предложения, тексты.
С приставочным способом словообразования детей знакомлю на материале глаголов. При этом внимание детей привлекается как к сходству, так и к различию смыслового значения и звукового состава отобранных для упражнений слов. В одних случаях подбираются глаголы с одинаковой основой, но разными приставками, например: летит, при-летит, под-летит, от-летит и т.д., или с разной основой, но одинаковой приставкой, например: при-шёл, при-ехал, при-бежал, при-скакал, при-полз.
Внимание детей привлекается и к сложным словам. Схема-опора для образования сложных слов. “Бросить” (прошептать) на одну ладошку слово “сено”, а на другую “коса”, соединить их хлопком (ладошки вместе) в одно слово “сенокос” по вопросу что? ( кто?).
Можно раскладывать сложное слово на два его образующих (в овощехранилище - овощи хранят) с помощью такой же игры в ладошки, разъединяя их из положения “ вместе”.
Обращается также внимание и на слова “наоборот” - слова антонимы и слова синонимы – “ похожие слова”.
В процессе коррекционного обучения внимание детей привлекается к наиболее распространенным случаям многозначности слов, как существительных: иголки для шитья (у ежа, у сосны, у ёлки), так и глаголов: идёт человек (слон, дождь , снег), плывет рыба (человек, утка, льдина, облако).
Так, наряду с решением ряда других задач, необходимо постоянно включать упражнения, цель которых – привлечь внимание детей к способам словообразования, к оттенкам значения слов, к тем или иным группам слов. Копилка новых слов, представляющая собой маленький деревянный домик. В эту копилку можно “собирать” слова (рисовать, писать, шептать на кулачок и имитировать опускание их в копилку, просто проговаривать ) сразу после их образования или истолкования. Периодически обращаемся к этому словарику, вспоминая слова и выражения, услышанные неделю, месяц назад. Необходимо постоянно напоминать ребёнку, что его предложение (рассказ) станет еще красивее и интереснее, если он отыщет в копилке несколько подходящих слов. Слова, находящиеся в копилке дают материал для игры “Типография”. Классифицируя слова по видам, дети получают и делают маленькие книжечки, придумывают им названия. Благодаря тому, что к таким играм мы возвращаемся постоянно, активный словарь детей обогащается, и создаются благоприятные условия для развития у детей языкового чутья.
Развитие внимания к морфологическому составу слов на всех этапах коррекционного обучения, так или иначе, сочетается с формированием грамматического строя речи. Так, начиная с первого периода обучения, а также на протяжении всех последующих этапов, проводятся упражнения на закрепление правильного произношения каждого из звуков, сочетание их с образованием множественного числа существительных, особенно тех, которые могут вызвать у детей затруднения.
В домиках ОН, ОНА, ОНО, ОНИ живут слова мужского, женского, среднего рода единственного и множественного числа . “Расселить” слова по домикам – интуитивно определить их род и число без названия терминов. В процессе обучения внимание детей привлекается также к образованию глагольных форм. В этом мне помогает игра “ Телевизор”. Передвигая “ кадры”- рисунки с изображением мальчика, совершающего действия, дети употребляют в речи глаголы в разных временных формах: “Лёва одевается и мы одеваемся” , “Лёва будет одеваться, а я оделся” и т.п.
Работа над предложением в той или иной форме проводится систематически, постепенно усложняясь в течении всего времени обучения.
Кто бы мог подумать, что звуки, совсем как люди, живут в разных домах, называемых словами. И подъезды в каждом доме есть – слоги. Сколько слогов – столько и подъездов. Строить и перестраивать такие дома с помощью рисунков и схем – увлекательное дело. Где есть дома, там есть и улицы – предложения, и целый город рассказ. Домик с изображением девочки и кошки на крыше напоминает детям о том, что имена людей и клички животных пишутся с большой буквы.
Разнообразные упражнения проводятся на всех этапах коррекционного обучения с целью привлечь внимание детей к составу предложения и связи слов в предложении. Вначале детям предлагается при помощи вопросов выделять отдельные слова из предложения. Например, дается предложение: “ Яркое солнце светит”.
Слово – предмет, отвечающее на вопрос кто? Или что?
- схема изображения слова – предмета (солнце)
(треугольник цветной) с
cлово – признак, отвечающее на вопросы: какой какая? какое? какие? (яркое). - слово - действие, отвечающее на вопрос, что делает? (светит) .
Переставляя местами схемы треугольники можно по-разному моделировать предложения, а поставленная под любым треугольником цифра служит показателем распространения предложения однородными членами.
Например, - Светит яркое, ласковое, весеннее солнце. Подобным образом можно проводить игру “ Живые слова”, где роль каждого слова выполняет ребёнок. В дальнейшем дети самостоятельно составляют предложения из слов, данных в иной последовательности, грамматической форме (стадо, пастух, пасти – пастух пасет стадо).Постепенно в такого рода упражнения включаются в определенной последовательности предлоги (спать, кот, стул, на – Кот спит на стуле). Дети узнают, что предлоги – это самостоятельные слова. Специальное время отводится на упражнения в употреблении в речи сложноподчиненных предложений.
В процессе работы я учу детей давать оценку высказываниям. Самооценка в виде схем – опор. Выносится однозначное суждение (хорошо или плохо) и предлагается самостоятельная мотивировка (почему?), громко или тихо, с запинками или без запинок говорил ребенок
Система специальных занятий с применением разнообразных методов и приемов позволяет не только устранить речевые нарушения, но и делает возможным совершенствовать их психические процессы.