«Решение задач с пропорциями». 6-й класс

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (91 кБ)

Загрузить презентацию (400 кБ)

Загрузить презентацию (111 кБ)

Загрузить презентацию (246 кБ)

Загрузить презентацию (1 МБ)

Загрузить презентацию (2 МБ)

Загрузить презентацию (273 кБ)

Загрузить презентацию (600 кБ)


Цели урока

  • Обучающие: обобщить и систематизировать знания; отработать навыки и умения решения задач.
  • Развивающие: развитие кругозора, мышления, внимания, культуры математической речи, привитие интереса к изучению математики.
  • Воспитательные: воспитание аккуратности, чувство коллективизма, самоконтроля, воспитание интереса к истории города, посвящение урока строителям КамАЗа.

Задачи

- образовательные (формирование познавательных УУД ) :

  • научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: “отношение”, “пропорция”,“правило нахождения неизвестного члена пропорции” , “прямая и обратная пропорциональность”.

- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД ):

  • умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, работать в парах, воспитывать интерес к истории города и КамАЗа, формировать коммуникативную компетенцию учащихся.

- развивающие (формирование регулятивных УУД) :

  • умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; представлять информацию в табличной форме, выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Тип урока: комбинированный с использованием ЭОР и НРК.

Оборудование: компьютер, магнитофон, презентации, проектор, интерактивная доска, учебники по математике, раздаточный материал, электронная презентация, выполненная в программе PowerPoint.

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания
  3. Актуализация прежних знаний
  4. Закрепление пройденного материала
  5. Физкультминутка
  6. Математический диктант
  7. Взаимопроверка математического диктанта
  8. Историческая справка
  9. Домашнее задание
  10. Итог урока
  11. Учебно-дидактический комплект

Ход урока

1. Организационный момент. Знакомство с планом урока.

Эпиграф:

“Дороги не те знания, которые отлагаются в мозгу, как жир;
дороги те, которые превращаются в умственные мышцы”.
Спенсер Герберт

2. Проверка домашнего задания

А) №816 14: 80 * 100 = 17,5 (%) – крахмала в картофеле

Б) 649 * 1,5 + 288,51: (80 – 76,74) = 1062

3. Актуализация прежних знаний. Презентация 1.

1) Что называется пропорцией?

2) Составьте пропорцию из чисел 16, 8, 3 и 6.

3) Сформулируйте основное свойство пропорции.

4) Назовите крайние и средние члены пропорции: 3:7=6:14, 0,25:2=5:40, 3/12=1/х.

5) Как проверить, правильно ли составлена пропорция?

6) Как найти неизвестный член пропорции?

7) Найдите неизвестный член пропорции: 24:8=9:х, х:5=1/2:5/2, 18/х=2/3.

8) Фамилия великого ученого зашифрована примерами:

2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
В А Ч С И Е Б О Й Л К

 

12,1:1,1 = 11(Л) 2,25 * 4 = 9 (О) 9,6: 1,2 = 8(Б)
7,5:2,5 = 3(А) 3,6:0,9 = 4(Ч) 100 * 0,07 = 7(Е)
3,2:1,6 = 2(В) 0,5 * 10 = 5(С) 4,8:0,4 = 12(К)
10,8:1,8 = 6(И) 1000 * 0,01 = 10(Й)  

Ответ: Лобачевский

9) Кто автор этих слов:

“Однажды, узнав, что у нас из чулана
Куда-то бесследно пропала сметана,
Тихонько сказал я котенку,
Уйдя от чулана подальше в сторонку:
“Послушай,- шепнул я,
- В чулане - разбой:
Там мыши, и дело теперь - за тобой,
Ты должен, котенок, всех этих мышей
Прогнать из чулана как можно скорей”.

Ответ: М. Джалиль “Вороватый котенок”.

10) Составьте задачу по данному уравнению: x+2x=240.

Расстояние от Набережных Челнов до Казани 240 км. Найдите расстояние от

Набережных Челнов до Мамадыша, если ………….?

11) Отгадайте загадку: “Я, в Татарстане протекаю, я всем известна, но, когда ко мне прибавить букву с краю, свое значенье я теряю и становлюсь заводом я тогда”. (КамАЗ)

4. Закрепление пройденного материала. Презентация 2.

1) При приготовлении каши свежее молоко можно заменить сгущенным. Вместо 0,2 кг свежего молока можно взять 0,04 кг сгущенного молока. Сколько понадобится сгущенного молока, чтобы заменить 20,8 кг свежего молока?

Ответ: 4,16 кг

2) В понедельник рабочий изготовил 63 детали, что составляет 18% недельного плана. Сколько деталей составляет недельный план?

Ответ: 350 деталей

3) Три трактора могут вспахать поле за 20 дней. За сколько дней вспашут это поле 4 трактора при одинаковой производительности?

Ответ: 15 дней.

5. Физкультминутка (зарядка для глаз).

6. Математический диктант. Презентация 3.

1 вариант

№ 1

До начала строительства КамАЗа в городе проживало 32 тыс. человек, что составляло 5% от проживающих в 1997 г. Сколько человек проживало в 1997 г.?

№ 2

В каком году был вынут первый ковш земли при планировке первого объекта комплекса? Найдите неизвестный член пропорции: 393,8:Х=0,2:40

2 вариант

№ 1

16 февраля 1976 г. с главного конвейера сошел первый камский грузовик. А какой по счету автомобиль сошел в 1988 г.? Найдите неизвестный член пропорции: 5000:Х=0,2:40

№ 2

Длина одной нитки главного конвейера на Автосборочном заводе 660 м, что составляет 15% от всей длины конвейера. Найдите длину главного конвейера.

7. Взаимопроверка математического диктанта (два обучающихся показывают решение заданий по вариантам)

1 вариант 2 вариант
1) 640000 человек 1) 1000000 автомобилей
2) 1969 г 2) 4400 м

8. Историческая справка (использовать презентацию с фотографиями). Презентация 4.

В январе 1971 г сдан первый двенадцатиэтажный дом.

В октябре 1973 г пущен первый городской трамвай.

16 февраля 1976 г с главного конвейера сошел первый камский грузовик.

29 декабря 1987 г с конвейера сошел первый автомобиль “Ока”.

9. Домашнее задание: № 1501(а, б), № 1502 решить письменно. Подготовиться к защите проектов по теме “Золотое сечение”. Презентация 5. Презентация 6. Презентация 7. Презентация 8.

Выполнить учебные модули в ОМС.

1). Отношения и пропорции. К 1.

2). Отношения и пропорции. П 1.

3). Зависимость изменения площади прямоугольника от изменения его сторон.

П 2.

10. Итог урока:

1) оценивание деятельности каждого обучающегося на уроке;

2) приобщение обучающихся к истории города.

11. Учебно-методический комплект

  • Математика: учебник для 6 классов общеобразовательных учреждений,
  • Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов и др. – М.: Мнемозина, 2010.
  • Дидактические материалы по математике для 6 класса. – М.: Просвещение, 2010.
  • Энциклопедия города Набережные Челны и РТ.
  • Задачи на смекалку, 5-6 класс. И. Ф. Шарыгин и др. - М.: Просвещение, 2005 год.
  • Презентации (эпиграф, математический диктант, историческая справка).
  • Мультимедийный проектор, Microsoft Office Power Point, модули Федерального центра информационно-образовательных ресурсов.

Методические рекомендации

Применение ЭОР и НРК показано на примере урока по теме “Решение задач с помощью пропорций. Урок проводится на стадии закрепления и обобщения темы “Отношения и пропорции”.

Познавательный материал урока способствует не только выработке умений и закреплению навыков решения задач по теме “Пропорция”, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности.

Данный урок предполагает компактное и четкое повторение теории вопроса, решение познавательных задач, составленных с учетом НРК; включение учащихся в исследовательскую деятельность, подготовку и защиту проектов. Сюжеты большинства задач реальны. Устный счет помогает сопоставлять, приучает к рациональным вычислениям.

На этапе закрепления ЗУН используется фронтальный опрос или комментированные упражнения. Контроль ЗУН проводится в виде диктанта, проверка на занятии путем узнавания способа действия и ответа. Домашние задания дифференцированы. Активным учащимся предлагаются темы для исследований.

Урок является открытым, в него можно добавлять новые фрагменты, развивать тематику или заменить какие-либо разделы другими. Программа урока мобильна, то есть дает возможность изменить количество задач по теме при установлении достижения результатов. Урок может быть эффективно использован в 6 классе с любой степенью подготовленности учащихся.