Время проведения: 40 мин.
Оборудование: видеопроектор, компьютер, письменные принадлежности, листы бумаги.
Цель: Повышение компетентности педагогов в освоении приемов формирования УУД
Задачи:
- Познакомить педагогов с приемами, способствующими развитию УУД
- Приобрести практический опыт формирования УУД в процессе работы с диктантами
Ход семинара
1. Вступление.
Логопед:
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рады Вас приветствовать на нашем семинаре. Сегодня с Вами будут работать психолог Софья Валерьевна и я, логопед Оксана Евгеньевна.
Скажите, пожалуйста, используете ли вы в своей педагогической деятельности такую форму работы, как диктант?
- Ответы педагогов
- А с какой целью можно использовать диктанты?
- Ответы участников семинара
- Согласно новым ФГОС, кроме предметных действий, о которых вы сказали, у обучающихся должны быть сформированы личностные и метапредметные (коммуникативные, познавательные, регулятивные) универсальные учебные действия.
2. Актуализация знаний.
Логопед:
- Сегодня мы с вами напишем “Непростой словарный диктант” и рассмотрим на практике приемы формирования УУД.
Немного вспомним теорию.
Приложение. Слайд № 2
Логопед:
- Диктант (от лат. dicto — диктую) - один из видов письменных работ для закрепления и проверки знаний, тренировки навыков учащихся; наибольшее распространение получил при обучении орфографии и пунктуации.
Приложение. Слайд № 3, слайд № 4.
- Универсальные учебные действия - совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
3. Практикум (1 часть)
Логопед:
- Чтобы отгадать, с какой орфограммой мы будем работать, послушайте стихотворение:
Ударение над гласной
может букву сделать ясной!
Приложение. Слайд № 5
- Ответы педагогов
- Верно. Это правило “Безударная гласная в корне слова”. А сейчас пишем диктант.
Приложение. Слайд № 6
Под диктовку педагоги записывают слова:
посадить, сосна, подарить, сказать, мячи, смельчак, охранять, лесник, заплатить, добряк.
- Проверим наш словарный диктант.
Приложение. Слайд №7
- Мы предлагаем Вам на уроке использовать разные способы проверки.
А) К доске приглашаются 2 ученика; они записывают проверочные слова:
1 ученик записывает проверочные слова к глаголам, а 2 – к именам существительным.
Данный способ тренирует внимание, умение определять орфограмму, часть речи.
Б) “Найди свою пару” (работа по карточкам). Дети получают карточки с проверяемыми и проверочными словами.
Этот способ развивает умение работать в паре, применять орфограмму, доказывать правильность выбора.
В) Установи связь (дорисуй крышу с проверочным словом)
Приложение. Слайд № 8
Г) Выбери проверочное слово (“Тропинка”)
Приложение. Слайд № 9
- Используя различные способы проверки, мы способствуем развитию у обучающихся познавательных, коммуникативных, регулятивных УУД.
4. Практикум (2 часть)
- Мы с вами написали и проверили словарный диктант различными способами, где совершенствовали навыки правописания безударной гласной в корне слова. С точки зрения логопеда есть множество упражнений, которые направлены на развитие фонематического восприятия, пространственно-временных представлений, звукового анализа и синтеза, лексико-грамматической стороны речи. Это те познавательные способности, которые отстают в развитии не только у детей с ОВЗ, но и у детей в “норме”.
А) Запиши имена существительные наоборот
Приложение. Слайд № 10
- Упражнение развивает зрительный анализатор, концентрацию внимания, пространственную ориентацию, т. е. познавательные, регулятивные УУД
Б) Составь словосочетание из слов диктанта.
Приложение. Слайд № 11
- Предложите, пожалуйста, ваши варианты словосочетаний.
- Ответы педагогов.
- В этом задании идет работа на лексическом уровне, отработка связи слов в словосочетании, т. е. развитие познавательных УУД.
Приложение.Слайд № 12
В) Найдите слова, состоящие из трех слогов, посчитайте, сколько их, запишите число.
- Сколько таких слов вы нашли?
- Ответы педагогов.
- Правильный ответ на слайде.
- А какие УУД мы развивали?
- Ответы педагогов.
Приложение. Слайд № 13
5. Формулирование проблемы.
По результатам психологической диагностики, а также наблюдения педагогов, в каждой возрастной группе выделяются обучающиеся, у которых недостаточно сформированы мотивация учебной деятельности, произвольное внимание и память, мыслительные операции, действия контроля и оценки. С психологической точки зрения на материале текста диктанта можно выполнять различные упражнения, направленные на развитие УУД.
Приложение. Слайд № 14
6. Практикум (3 часть)
Психолог:
- Разделите слова диктанта на группы (устно); объясните свой выбор.
- Ответы педагогов.
- Я разделила слова по признаку – часть речи. А ещё по каким признакам можно разделить эти слова?
- Ответы педагогов.
Приложение. Слайд № 15
- Определите, по какому признаку слова объединены в группы.
- Ответы педагогов.
- Признак - наличие мягкого знака.
Приложение. Слайд № 16
- На слайде дана таблица. Отгадайте, по какому признаку слова разделены на группы.
- Варианты ответов педагогов.
- Признак – количество букв.
- Какие УУД мы развивали в этом задании?
- Познавательные универсальные учебные действия.
Приложение. Слайд № 17
Психолог:
- Слова диктанта с точки зрения психолога можно использовать следующим образом. Возьмите простой карандаш и зачеркните во всех словах буквы, обозначающие гласные звуки. Посчитайте, сколько их.
- Ответы педагогов.
- Данное упражнение развивает зрительное внимание, его концентрацию и устойчивость, т.е. познавательные и регулятивные УУД.
Приложение. Слайд № 18
Психолог:
- Следующее упражнение способствует развитию зрительной памяти и внимания. Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Прочитайте слова. Что изменилось?
- Ответы педагогов.
- На слайде не хватает двух слов: сказать, смельчак.
Приложение. Слайд № 19
- Следующие виды заданий, предложенные на слайде, способствуют развитию произвольного внимания, памяти, мыслительных операций, воображения, познавательного интереса. Согласно ФГОС, мы формируем у обучающихся познавательные, регулятивные, личностные УУД.
Приложение. Слайд № 20
- А сейчас творческое задание. Нарисуйте рисунки к словам, которые являются именами существительными. Поделитесь с нами, что у вас получилось.
7. Рефлексия.
Логопед:
- Наш семинар подошел к концу. Закончите, пожалуйста, фразы:
- Я научилась.....
- Мне было интересно...
- Мои ощущения...
Литература
- Неганова М. Б. Психолого-педагогическое сопровождение детей в контексте Федерального государственного образовательного стандарта начальной школы. Екатеринбург: ГБОУ ДПО СО “ИРО”, 2012.
- Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопеда. М., Владос, 2006.
- Мазанова Е. В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. М., Гном и Д, 2006.
- Елецкая О. В., Горбачевская Н. Ю. Коррекция дизорфографии у учащихся 5-6 классов: Методические рекомендации и упражнения.- М., Школьная пресса, 2003.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации. М., Просвещение, 2010.