Бинарный урок «Глобальные проблемы человечества»

Разделы: Химия, Экология


Предметная область: экология (экология – химия).

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: с лабораторной работой.

Цель: Сформировать понятия о глобальных проблемах человечества и представления о сущности проблемы голода и путей выхода из нее.

Задачи:

Образовательные

  • формирование понятия о глобальных проблемах человечества.
  • представления о сущности проблемы голода и путей выхода из нее.
  • повторение таких понятий как: страны севера и юга, демография, социально-экономическое благополучие, почва, минеральные удобрения, репелленты, пестициды, гормоны роста, биотехнология, генная и клеточная инженерия и др. повторение понятий темы демографическая экология.

Воспитательные:

  • содействовать в ходе занятий формированию основных мировоззренческих идей, причинно-следственных связей между явлениями, развитие в природе и обществе, познаваемость мира и его закономерностей;
  • содействовать эстетическому воспитанию учащихся при оформлении рекламы, влиять на профессиональное самоопределение.

Развивающие:

  • развивать мотивационные качества учащихся, мотивы учебной, деятельности;
  • развивать интеллектуальные качества учащихся, познавательный интерес и способности, используя данные о применении изучаемых явлений в окружающей жизни, о новостях науки и техники, учебные дискуссии;
  • развивать эмоциональные качества и чувства учащихся;
  • формировать умение логически рассуждать, четко, кратко и исчерпывающе излагать свои мысли,
  • наблюдать эксперимент и по его результатам делать выводы, обобщения, видеть проявления изученных явлений в жизни, быту, производстве,
  • осуществлять связь с другими предметами;
  • формирование умения выделять существенные признаки понятий, переносить полученные знания в новую ситуацию, видеть новую проблему в знакомой ситуации,
  • формировать умение наблюдать эксперимент, логически рассуждать, видеть взаимосвязь явлений и величин, применять имеющиеся знания для объяснения конкретных явлений;
  • формировать умения четко, кратко, исчерпывающе излагать свои мысли.

Оборудование: Проектор, ноутбуки для работы над презентацией, коллекции удобрений и цифровых ресурсов, раздаточный материал, реактивы для опытов.

Ход урока

1. Ориентировочно-мотивационный этап (стадия вызова).

Актуализация знаний учащихся.

Учитель предоставляет для анализа карту распределения населения на континентах, данные по плотности населения. Карту возделываемых земель, приросту населения и социально-экономическому развитию стран. Задает вопросы по теме “Социально-географические вопросы демографии человека”.

  • Вспомните черты различия и сходства между Южным и Северным регионом и проиллюстрируйте свой ответ с помощью электронного приложения к учебнику?
  • Почему при высокой плотности в Южном регионе достаточно высокая смертность населения?
  • Почему пищевая проблема так остро стоит именно в Южном регионе?

Мотивация к учебной деятельности, выявление места и причины затруднения.

Вдумайтесь в страшные факты:

  • более полутора миллиардов человек, а это каждый пятый житель планеты, страдает от хронического недоедания;
  • около 650 млн человек находятся на грани голодной смерти;
  • каждые 30 секунд на земном шаре от голода умирают 10 детей...[2] (Слайд 1 )

2. Операционно-исполнительный этап (стадия осмысления).

Тема нашего урока “Глобальные проблемы человечества”.

В мире есть царь: этот царь беспощаден,
Голод названье ему.
русский поэт Н.А.Некрасов

(Слайд 2)

В чем вы видите пути решения этой проблемы?

Естествознание предлагает три основных пути решения проблемы мирового голода. [1]

Первый путь – использование химических веществ для повышения плодородия почв, урожайности сельскохозяйственных культур, защиты их от вредителей, придания растениям и животным устойчивости к болезням. (Слайд 3)

Второй путь – получение пищевых продуктов альтернативным сельскохозяйственному производству путем, т.е. создание искусственной пищи. (Слайд 4)

Третий путь заключается в создании высокопроизводительных сортов растений и пород животных путем генетических изменений, придания живым организмам новых качеств и свойств, не характерных для данного биологического вида (одно из направлений биотехнологии). (Слайд 5)

Построение проекта выхода из затруднения.

Просим вас распределится на 3 группы: “Химики”, “Синтетики”, “Биотехнологи”, каждая из которых будет рассматривать один из путей решения проблемы голода. На столах у вас лежит дополнительный материал по данному пути решения проблем (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3), ноутбуки, на рабочем столе которых заготовлены папки с картинками по данной теме (Приложение 8). [2] Итогом изучения материала и обсуждения в группе должна стать реклама пути решения проблемы. Просим вас выбрать руководителя группы, который распределит обязанности и будет оценивать вашу работу (Приложение 6). Для этого на столах у вас есть лист оценки. Так же просим вас заполнить лист самооценки (Приложение 7.)

Для выполнения работы вам отводится 15-20 минут.

Реализация построенного проекта (Первичное усвоение новых знаний).

По окончании работы учащиеся представляют свою рекламу по 2 человека от группы.

3. Первичная проверка понимания, первичное закрепление.

Учащиеся других групп задают им вопросы.

4. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

После защиты работ предлагается выполнить второе задание по группам для проверки усвоения новых знаний и проверки знаний по ранее изученным темам, связанным с данной. (Приложение 4)

Теперь давайте обсудим выполнение заданий (по одному человеку от группы представляют свое решение).

Для проверки ваших знаний предлагаем вам решить тест. (Приложение 5)

5. Информация о домашнем задании, контроль по его выполнении.

Запишите домашнее задание:

  • Составить кроссворд с понятиями темы.
  • Подготовить сообщение на одну из тем, предложенных в “темах для обсуждения” после параграфа: вопросы №1 и №2.
  • Просим вас сдать листы оценки и самооценки. Предоставление листов опроса для рефлексии (Приложение 6 и Приложение 7)

6. Рефлексионно-оценочный этап (стадия рефлексии).

Что удалось сегодня на уроке, что было легче всего, что труднее всего? Над чем еще стоит поработать?

Распределение работы учителя химии и биологии. (Приложение 9)

Список используемой литературы.

  1. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. и др. Естествознание. Базовый уровень. 11 класс, М.: Дрофа, 2013.
  2. Габриелян О.С. и др. Современное естествознание на службе человека// Химия. - 2014. - №07-08 (859) июль-август. с.18-26.

Технологическая карта урока.