Предметная область: экология (экология – химия).
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: с лабораторной работой.
Цель: Сформировать понятия о глобальных проблемах человечества и представления о сущности проблемы голода и путей выхода из нее.
Задачи:
Образовательные
- формирование понятия о глобальных проблемах человечества.
- представления о сущности проблемы голода и путей выхода из нее.
- повторение таких понятий как: страны севера и юга, демография, социально-экономическое благополучие, почва, минеральные удобрения, репелленты, пестициды, гормоны роста, биотехнология, генная и клеточная инженерия и др. повторение понятий темы демографическая экология.
Воспитательные:
- содействовать в ходе занятий формированию основных мировоззренческих идей, причинно-следственных связей между явлениями, развитие в природе и обществе, познаваемость мира и его закономерностей;
- содействовать эстетическому воспитанию учащихся при оформлении рекламы, влиять на профессиональное самоопределение.
Развивающие:
- развивать мотивационные качества учащихся, мотивы учебной, деятельности;
- развивать интеллектуальные качества учащихся, познавательный интерес и способности, используя данные о применении изучаемых явлений в окружающей жизни, о новостях науки и техники, учебные дискуссии;
- развивать эмоциональные качества и чувства учащихся;
- формировать умение логически рассуждать, четко, кратко и исчерпывающе излагать свои мысли,
- наблюдать эксперимент и по его результатам делать выводы, обобщения, видеть проявления изученных явлений в жизни, быту, производстве,
- осуществлять связь с другими предметами;
- формирование умения выделять существенные признаки понятий, переносить полученные знания в новую ситуацию, видеть новую проблему в знакомой ситуации,
- формировать умение наблюдать эксперимент, логически рассуждать, видеть взаимосвязь явлений и величин, применять имеющиеся знания для объяснения конкретных явлений;
- формировать умения четко, кратко, исчерпывающе излагать свои мысли.
Оборудование: Проектор, ноутбуки для работы над презентацией, коллекции удобрений и цифровых ресурсов, раздаточный материал, реактивы для опытов.
Ход урока
1. Ориентировочно-мотивационный этап (стадия вызова).
Актуализация знаний учащихся.
Учитель предоставляет для анализа карту распределения населения на континентах, данные по плотности населения. Карту возделываемых земель, приросту населения и социально-экономическому развитию стран. Задает вопросы по теме “Социально-географические вопросы демографии человека”.
- Вспомните черты различия и сходства между Южным и Северным регионом и проиллюстрируйте свой ответ с помощью электронного приложения к учебнику?
- Почему при высокой плотности в Южном регионе достаточно высокая смертность населения?
- Почему пищевая проблема так остро стоит именно в Южном регионе?
Мотивация к учебной деятельности, выявление места и причины затруднения.
Вдумайтесь в страшные факты:
- более полутора миллиардов человек, а это каждый пятый житель планеты, страдает от хронического недоедания;
- около 650 млн человек находятся на грани голодной смерти;
- каждые 30 секунд на земном шаре от голода умирают 10 детей...[2] (Слайд 1 )
2. Операционно-исполнительный этап (стадия осмысления).
Тема нашего урока “Глобальные проблемы человечества”.
В мире есть царь: этот царь беспощаден,
Голод названье ему.
русский поэт Н.А.Некрасов
(Слайд 2)
В чем вы видите пути решения этой проблемы?
Естествознание предлагает три основных пути решения проблемы мирового голода. [1]
Первый путь – использование химических веществ для повышения плодородия почв, урожайности сельскохозяйственных культур, защиты их от вредителей, придания растениям и животным устойчивости к болезням. (Слайд 3)
Второй путь – получение пищевых продуктов альтернативным сельскохозяйственному производству путем, т.е. создание искусственной пищи. (Слайд 4)
Третий путь заключается в создании высокопроизводительных сортов растений и пород животных путем генетических изменений, придания живым организмам новых качеств и свойств, не характерных для данного биологического вида (одно из направлений биотехнологии). (Слайд 5)
Построение проекта выхода из затруднения.
Просим вас распределится на 3 группы: “Химики”, “Синтетики”, “Биотехнологи”, каждая из которых будет рассматривать один из путей решения проблемы голода. На столах у вас лежит дополнительный материал по данному пути решения проблем (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3), ноутбуки, на рабочем столе которых заготовлены папки с картинками по данной теме (Приложение 8). [2] Итогом изучения материала и обсуждения в группе должна стать реклама пути решения проблемы. Просим вас выбрать руководителя группы, который распределит обязанности и будет оценивать вашу работу (Приложение 6). Для этого на столах у вас есть лист оценки. Так же просим вас заполнить лист самооценки (Приложение 7.)
Для выполнения работы вам отводится 15-20 минут.
Реализация построенного проекта (Первичное усвоение новых знаний).
По окончании работы учащиеся представляют свою рекламу по 2 человека от группы.
3. Первичная проверка понимания, первичное закрепление.
Учащиеся других групп задают им вопросы.
4. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
После защиты работ предлагается выполнить второе задание по группам для проверки усвоения новых знаний и проверки знаний по ранее изученным темам, связанным с данной. (Приложение 4)
Теперь давайте обсудим выполнение заданий (по одному человеку от группы представляют свое решение).
Для проверки ваших знаний предлагаем вам решить тест. (Приложение 5)
5. Информация о домашнем задании, контроль по его выполнении.
Запишите домашнее задание:
- Составить кроссворд с понятиями темы.
- Подготовить сообщение на одну из тем, предложенных в “темах для обсуждения” после параграфа: вопросы №1 и №2.
- Просим вас сдать листы оценки и самооценки. Предоставление листов опроса для рефлексии (Приложение 6 и Приложение 7)
6. Рефлексионно-оценочный этап (стадия рефлексии).
Что удалось сегодня на уроке, что было легче всего, что труднее всего? Над чем еще стоит поработать?
Распределение работы учителя химии и биологии. (Приложение 9)
Список используемой литературы.
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г. и др. Естествознание. Базовый уровень. 11 класс, М.: Дрофа, 2013.
- Габриелян О.С. и др. Современное естествознание на службе человека// Химия. - 2014. - №07-08 (859) июль-август. с.18-26.