Класс: 2
Тип урока: урок закрепления знаний.
Цель: систематизировать знания учащихся о частях речи в русском языке, их роли в нашей речи; обогащать лексический запас учащихся существительными, прилагательными, глаголами с близким и противоположным значением.
Задачи:
- обучающие: формировать у детей общее понятие о значении частей речи на основе осознания их основных признаков;
- развивающие: развивать воображение, мышление, речь учащихся;
- воспитательные: воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь; бережное отношение к своему здоровью.
Планируемые результаты:
личностные:
- проявление творческого отношения к процессу обучения;
- проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме;
познавательные:
- умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
регулятивные:
- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
коммуникативные:
- умение слушать и понимать других;
- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
предметные:
- выявление признаков часте речи.
Технологии: проблемно-диалогические, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие.
Используемое оборудование:
- рабочая тетрадь;
- учебник “Русский язык” Л.Ф.Климанова;
- С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка;
- Е.М. Борисковская. Словарь синонимов и антонимов русского языка для школьников;
- компьютер учителя;
- мультимедийный проектор;
- интерактивная доска.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Проверим готовность к уроку. В уголочке на парте лежит учебник, дневник, тетрадь, пенал.
- Доброе утро, дети!
Дети: - Доброе утро и солнцу, и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам!
(повернулись друг к другу и улыбнулись)
2. Мотивация.
Учитель: Сегодня мы продолжаем путешествие по Стране Русского языка. Во время путешествия побываем на станциях, где повторим правила и основные орфограммы, которые изучили. Наш состав потянет паровозик, а мы с вами вагончики. Дети встают, голосом изображают звук паровозика (ту-ту), движение вагона (чух-чух-чух).
Учитель: Отправляемся от станции под названием “Я+Ты=Мы” (дети изображают движение состава)
3. Работа по теме.
Дети сели за парты. Записали в тетради дату, слова “Классная работа”.
Учитель: Первая станция “Чистописанкино”. Слушайте загадку.
Когда ненастье - я гуляю
А в ясный день в углу скучаю.
Дети: Это зонт.
Учитель: Рисуем с левой стороны от записи даты зонтик.
С какой буквы начинается слово? (дети отвечают)
Пишем по образцу (учитель на доске, дети в воздухе по его руке) букву “маму и дочку” Зз.
Записываем в тетрадь три таких соединения. Даем характеристику звуку з. Лента букв нам поможет.
Учитель: Дети, встаем (изображают движение состава), следующая станция “Словариково”.
Отгадываем загадки, отгадки записываем в тетрадь, выделяя орфограммы, пишем через запятую.
а)
Не ездок, а со шпорами,
Не сторож, а всех будит. (Петух)
б)
Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице. (Морковь)
в)
На сучке-арканчик
Держит чемоданчик.
Крышка открылась -
Все раскатилось. (Горох)
г)
Вьется речка - мы лежим,
Лед на речке - мы бежим. (Коньки)
д)
Рыжий молокозавод
День жует и ночь жует:
Ведь траву не так легко
Переделать в .... (Молоко)
Учитель: Давайте проверим, как вы справились с работой.
Встали те ребята, кто написал слова правильно. Молодцы, погладили себя по головке, остальные ребята увидели свои ошибки, необходимо будет выучить слова, в которых ошиблись.
Встали все. Наш состав движется дальше (дети изображают движение). Следующая станция “Учебкино”.
4. Работа в группах.
Учитель: Сейчас мы разделимся на 3 группы. Дети 1 ряда - первая группа, 2 ряда -вторая, 3 ряда - третья.
В классе развешаны листы со словами: печальный (С), грустить (С), метель (С), холодный (А), ненавидеть (А), изумительный (?), вспылить (?), оттепель (?), враг (А). Каждой группе надо собрать соответствующие слова по признаку части речи. 1 группа “Имя существительное”, 2 - “Имя прилагательное” 3 - “Глагол”.
Дети начинают работу.
Учитель: Проверим, что получилось у вас (имя сущ.: метель, оттепель, враг, имя прил.: печальный, холодный, изумительный, глагол: грустить, ненавидеть, вспылить).
Учитель: Молодцы. На обратной стороне листа вы увидели условные обозначения. Объясняю, что это значит. Если стоит знак “?” - надо, пользуясь “Толковым словарем”, объяснить смысл слова, если напечатана буква “С”, пользуясь “Словарем синонимов”, подобрать к слову синонимы, если стоит буква “А”, надо при помощи “Словаря антонимов” подобрать антонимы к слову.
Дети работают с использованием словарей.
Учитель: А теперь проверим работу.
1 группа:
метель – вьюга, пурга,
оттепель – теплая погода с таяньем снега,
враг – друг.
2 группа:
печальный – грустный, унылый,
холодный - теплый,
изумительный – необыкновенный, восхитительный, приводящий в изумление,
3 группа:
грустить – печалиться, унывать,
ненавидеть - любить,
вспылить – внезапно рассердиться.
Учитель: Дети встаем, двигаемся дальше. Следующая станция “Умнейкино”.
Парная работа. Вспомним правила работы в паре:
1) работать дружно;
2) уметь слушать чужое мнение;
3) уважать мнение другого;
4) вместе решать проблему и приходить к общему решению.
Дети получают карточки с текстом, который надо отредактировать, расставит знаки препинания.
Тайны.
Лес раскрывает добрым глазам свои тайны ты давно был в лесу на опушке леса растет красавица липа она стоит вся в цветах около неё кружат пчёлы они весело жужжат добрая липа дарит им сладкий сок пчёлы жадно пьют его как хороша липа
Учитель: Проверим работу.
Тайны.
Лес раскрывает добрым глазам свои тайны. Ты давно был в лесу? На опушке леса растет красавица липа. Она стоит вся в цветах. Около неё кружат пчёлы. Они весело жужжат. Добрая липа дарит им сладкий сок. Пчёлы жадно пьют его. Как хороша липа!
Учитель: Сейчас вы спишите текст в тетрадь, после этого дети 1 ряда подчеркнут в своём тексте 3 слова, которые обозначают существительные, дети 2 ряда - 3 слова, которые обозначают прилагательные, дети 3 ряда - глаголы. (Учитель проверяет ход работы каждого ученика.)
Групповая работа.
Учитель: Послушайте друг друга, исправьте, если у кого-то не получилось. Подведите итог по схеме (получают карточки). Смотрите Приложение № 1.
Учитель: Конечная станция “Итоговая” (дети изображают движение состава поезда). Заслушиваем одного представителя от группы.
5. Рефлексия.
Учитель: Оцените свою работу смайликом. В тетради дети рисуют соответствующий смайлик, изображение и описание которого указано на слайде.
Учитель: Спасибо за работу! На следующем уроке мы продолжим свое путешествие.